За последнее время в прокат вышло немало американских фильмов, где фигурируют злодеи из России — от садиста-кагэбэшника в «Мстителях» до целой банды неприятных личностей в фильме «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть». Российские политики и деятели кино недвусмысленно дали понять, что им такая практика не нравится. Прозвучали даже угрозы бойкота голливудской продукции в России. Соблазн набросать целую страну или народ широкими и не очень разборчивыми мазками всегда сопряжен для киностудий с риском.
В августе член комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации Бату Хасиков (сенатор от Калмыкии, неоднократный чемпион мира по кикбоксингу — Ред.) выдвинул предложение запрещать фильмы, «в которых откровенно демонизируется или примитивно и пошло оглупляется все, что связано с Россией, с русской культурой».
Русских выставляют злодеями уже давно. «Еще до холодной войны Россию нередко изображали геополитической угрозой Западу, — комментирует Джеймс Чепмен, профессор киноведения из Лестерского университета в Англии. — Но во время холодной войны этот шаблон обрел новую идеологическую окраску и уже ассоциировался не только с Россией, но и с советской коммунистической идеологией».
Удивительно, но с падением Берлинской стены русские злодеи не исчезли с экранов. Пожалуй, их стало поменьше, но они по-прежнему пользуются в Голливуде популярностью.
«Ни телевизор включить, ни в кино сходить — везде ужасные русские», — замечает профессор Нина Хрущева, живущая в США правнучка генерального секретаря ЦК КПСС Никиты Сергеевича.
Хрущева, преподаватель Новой школы (университет в Нью-Йорке), следит за тем, какими русских изображает американский шоу-бизнес. По ее оценке, отрицательные персонажи из России как преобладали, так и преобладают со времен холодной войны. «Эта тенденция не менялась — всегда оставалось чувство, что Россию считают врагом», — полагает она.
Новую волну российских отрицательных героев ученые увязывают с жесткой позицией президента Владимира Путина. «Думаю, с тех пор, как Путин значительно ужесточил режим — особенно на фоне проблем на Украине, — появилось ощущение, что Россия остается враждебной силой и представляет собой геополитическую угрозу», — говорит профессор Чепмен.
Старые новые враги
Сейчас в фаворе злодеи из России, но за последние десятилетия этой сомнительной чести удостаивались и многие другие нации и народы. В середине прошлого века, по понятным причинам, Голливуд показывал не в самом приятном свете немцев, а заодно и японцев.
Еще одна группа, годами демонизировавшаяся в кино с переменным успехом, — это арабы и мусульмане в целом. Еще до немых ролей Рудольфа Валентино в таких лентах, как «Шейх» 1921 года, сложился стереотип, согласно которому арабов считали не заслуживающими доверия ворами и убийцами. А арабская община в США порой описывает соответствующий шаблон Голливуда формулой «Три Т»: танец живота, толстосумы и терроризм.
После событий 11 сентября 2001 года американских арабов еще сильнее обеспокоила тенденция выставлять их террористами. Были и фильмы, в которых арабские герои оказывались вполне сбалансированными и нормальными, но, как говорит доктор Джек Шахин, автор книги «Арабские кинозлодеи: как Голливуд клевещет на народ», этого оказалось недостаточно. «К сожалению, арабские и мусульманские отрицательные персонажи по-прежнему постоянно фигурируют в кино и в телепрограммах», — считает он.
Определенной толикой злодеев обязан Голливуд и Китаю. Началось это еще с раннего звукового кино, в котором фигурировал вымышленный китайский злоумышленник Фу Маньчу. Когда студия MGM в 1932 году выпустила ленту «Маска Фу Маньчу», китайское посольство в США подало официальный протест — уж больно неприятным оказался этот персонаж. Но сейчас отрицательных китайских героев в американском кино почти нет, потому что Китай стал ключевым рынком для голливудской продукции.
Хорошим примером стал выпущенный в 2012 году фильм «Неуловимые» (римейк ленты 1984 года «Красный рассвет»). Изначально злодеями в нем были китайцы, но потом возникли опасения, что такой ход может закрыть фильму дорогу к китайскому прокату. В итоге при окончательном монтаже их переделали в северных корейцев, и это влетело в копеечку. Продюсеры не боялись негативной реакции Пхеньяна, потому что американскому кино и так закрыт доступ в Северную Корею.
Эксплуатация Голливудом национальных стереотипов может приводить к совершенно конкретным и ощутимым последствиям. Как в примере с Россией, политики могут возмутиться — но могут и взять киношаблон за основу. В своем блоге Нина Хрущева (явно не симпатизирующая Владимиру Путину) делает смелое предположение о том, что стиль поведения российского президента мог сформироваться под влиянием череды русских кинозлодеев. «Он заимствовал отрицательный имидж, проецировавшийся Голливудом на Россию и ее лидеров, — высказывает догадку она. — Он смотрел все эти фильмы. И решил: «Что ж, меня в любом случае выставят антигероем — так почему бы и в самом деле не начать отбирать куски территории у других стран?»
Вне зависимости от того, насколько это предположение близко к истине, Россия всерьез подумывает об ограничении проката голливудских фильмов. Хрущева считает, что американские кинопроизводители могут попасть под санкции: «Вполне возможно, что российский рынок для Голливуда прикроется».
С учетом того, что Россия занимает седьмое место в мире по объемам рынка кинопроката, возникает вопрос: почему студии рискуют вызвать недовольство столь крупного клиента? Возможно, дело в том, что грозная реакция российской стороны создает положительный с точки зрения киностудий пиар.
«Они рады этому вниманию», — говорит Джеймс Чепмен. А Клаус Доддс, профессор геополитики колледжа Ройал Холлоуэй в Лондонском университете, считает, что «Голливуд уделяет куда больше внимания китайскому рынку».
За Китаем американские кинопроизводители и впрямь следят с почти маниакальным интересом. Но сейчас, когда недовольство России грозит обернуться реальным падением кассовых сборов, возможно, грядет переоценка стратегии.
В поисках новых антигероев
Наций, которые можно безбоязненно подогнать под злодейское клише, остается все меньше. Киностудиям явно пора придумывать что-то новое.
Неплохим источником отрицательных персонажей могло бы стать «Исламское государство», но тут есть свои проблемы: среди его сторонников есть представители самых разных национальностей с Ближнего Востока, из Северной Америки, Британии и так далее. «В случае с ИГ, я бы сказал, существует вопрос представительности: какой человек или люди могут его олицетворять, если это настолько пестрая и многонациональная по составу группа?» — отмечает профессор Доддс.
С учетом сложности современной геополитики не исключено, что злодеев вообще перестанут причислять к определенной национальности и начнут делать антигероями, например, тех, кто загрязняет окружающую среду. Именно так и поступили авторы «Аватара», самого кассового фильма в истории.
Но, к сожалению, злодей нынче вообще пошел не тот. Во времена холодной войны, особенно в напряженные моменты Карибского кризиса, русский антигерой на экране вызывал трепет — зрители отлично знали, что американские и советские ядерные ракеты находятся в полной готовности к пуску.
К счастью, эта угроза сейчас не так актуальна, как тогда, но в результате измельчали и злоумышленники. Пока в этом качестве зрителю приходится мириться с врагами окружающей среды и некими сферическими террористами в вакууме. И так будет продолжаться до тех пор, пока на Голливуд не снизойдет креативное озарение — или же, не приведи Господь, реальная геополитика не подкинет нам действительно опасного и крупного врага, представитель которого будет способен вселять с экрана настоящий ужас.
Том Брук (Tom Brook), BBC, Великобритания
Оригинальная статья на английском языке
#SaveDonbassPeople
#DonbassAgainstNazi
Источник: anna-news.info