Фильм "Душа шпиона" снят по знаменитому на закате СССР роману "Жизнь и приключения Алекса Уилки, шпиона" (второе название - "И ад следовал за ним"). Автор литературной основы - бывший советский разведчик Михаил Любимов. Сам он служил в советской резидентуре в Лондоне с 1959 года по 1965-й, потом с 1967 по 1969 год - в Дании, вернувшись в СССР, координировал работу коллег в Великобритании, а уйдя в отставку, стал писать шпионские детективы. Роман, о котором идёт речь, - частично автобиография. Он был опубликован в 1990 году в журнале "Огонёк" и принёс автору подлинную славу. И вот теперь это произведение легло в основу кинокартины, причём сам Михаил Любимов значится одним из авторов сценария.
- Фильм снят точно по сценарию, утверждённому тремя продюсерами - нашей "Студией 2-Б-2 интертейнмент", телеканалом "Россия" и компанией "Трите" Никиты Михалкова, - рассказывает режиссёр и продюсер Владимир Бортко. - Точно по сценарию! Состоялся предпремьерный показ в Госдуме - и он закончился аплодисментами. На показ в Министерстве культуры министр позвал персонажей, которые, мягко говоря, имеют отношение к этой теме. Я имею в виду работников невидимого фронта. И они приняли картину тоже под аплодисменты!
Добавим, что в картине собран блестящий актёрский ансамбль: Армен Джигарханян, Андрей Чернышов, Даниил Спиваковский, Малкольм МакДауэлл, Сандрин Боннэр, Фёдор Бондарчук, Ольга Дроздова и другие. Картина снималась в двух странах - России и Великобритании. На двух языках - русском и английском. В съёмки вложено 10 миллионов долларов.
- Из них 7 миллионов - это государственные деньги, их дал Фонд поддержки кинематографа, - говорит Бортко. - Ещё 2 миллиона вложило телевидение - и это тоже государственные деньги, народные. И миллион - это частные вложения.
И вот, продолжает режиссёр, уже год "происходят совершенно непонятные вещи".
- Фильм не выходит, - разводит он руками. - Я молчал об этом год, не хотел выносить сор из избы. Но фильма просто не существует. Его нет. Хотя он - есть.
По словам Владимира Бортко, двое из трёх продюсеров, а именно - студия Никиты Михалкова и ВГТРК, вдруг не захотели принимать картину. И даже убрали свои логотипы из титров. А без участия двух сопродюсеров третий не может выпустить фильм в прокат. Даже если этот третий - депутат парламента от фракции КПРФ, зампред думского комитета по культуре и вообще - сам Владимир Бортко. Уже год, говорит, он пишет письма партнёрам с просьбой договориться о судьбе картины, а те просто не отвечают.
- Официальная версия - фильм так плох, что он, как мне говорят, "не соответствует вашему уровню, Владимир Владимирович", - передаёт Бортко недовольство партнёров. - Это говорят, скажем так, представители телевидения. Неплохо, да? Это цензура в чистом виде. Цензура, которой у нас якобы не существует! И уже год всё это продолжается. Ровно год! Если фильм действительно так плох, так пусть это скажет зритель!
В основе фильма действительно, повторим, лежит автобиографический роман самого настоящего советского разведчика. Бортко позволил себе только одно ключевое изменение: он перенёс действие из 60-х годов XX века в наши дни. События разворачиваются летом 2013 года. Возможно, это и вызвало претензии со стороны студии Никиты Михалкова и государственного телеканала.
- Мне сказали, что этот фильм - разрушение образа разведчика, сложившегося в восприятии нашего зрителя! - негодует Бортко. - Да, это действительно совсем не похоже на "Подвиг разведчика". Это, можно сказать, "производственная драма": кто такой разведчик, что это за человек, что это такое - профессия разведчика. Убийства, кражи, подкуп - это всё тоже его профессия. Конечно, в фильме добро торжествует. Но, как мне кажется, из-за того, о чём я вам только что сказал, уже год ничего не движется к тому, чтобы фильм вышел на экраны. Хотя уж проверяли его со всех сторон. Его смотрели многие руководители государства - и никакой крамолы не нашли. Но вот они не нашли, а партнёры мне говорят: "Вдруг не понравится нашему самому главному разведчику?".
Помимо полнометражного кинофильма, режиссёр сделал вариант для телевидения - 4-серийный сериал. Причём, как он говорит, это была адаптированная версия - специально для обеспокоенных партнёров из ВГТРК. Но их и этот вариант, говорит Бортко, привёл в ужас.
Решением проблемы, по мнению режиссёра, теперь может стать только суд с партнёрами-сопродюсерами. Между тем ему советовали и другой путь: показать кино "самому главному разведчику", дескать, если он похвалит - дело пойдёт.
- Такой совет был, - подтверждает Бортко. - Не скажу, от кого. Но это же смешно! Чтобы "самый главный разведчик" бросил все дела, с нашим кризисом, с Украиной, сел бы смотреть кино. Они с ума сошли! То есть он, конечно, может и посмотреть, но это - не его обязанность.
В истории отечественного кинематографа бывали случаи, когда судьбу кино решал как раз "самый главный", хоть и не обязательно разведчик. Фильм "Белое солнце пустыни" был снят в 1969 году и навсегда положен на полку в 1-м отделе Госкино как идеологически невыдержанный. Дальше, согласно легенде, его случайно, вместо другой ленты, привезли на дачу к Брежневу. А генсек очень любил вестерны. После просмотра он позвонил главе Госкомитета по кинематографии и радостно похвалил "Белое солнце". Вскоре фильм вышел на экраны. Похожие истории рассказывают об "Иронии судьбы" и о "Карнавальной ночи", тоже ставших потом культовыми. Бывало, правда, и по-другому. Сталину очень не понравилась 2 серия "Ивана Грозного", и она пролежала на полке больше 10 лет - до 1958 года.
Источник:fontanka.ru