Гораздо раньше, чем киргизский муфтий, эту тенденцию заметили среднеазиатские оперативники. В их профессиональном жаргоне уже много лет существует специальный термин "новые черные" - так здесь называют рэкетиров, которые, несмотря на свое спорное ремесло, скрупулезно соблюдают все обряды ислама и считают себя "богобоязненными мусульманами".
Пожалуй, наиболее хрестоматийной фигурой таких "правоверных" уголовников в Киргизии был известный уголовный авторитет Рыспек Акматбаев, расстрелянный киллером на выходе из мечети в 2006 году. Пик его могущества пришелся на период с начала 1990-х до 2000-х годов. Мастер спорта по боксу и бывший советский спецназовец, он создал группировку, державшую в страхе всю республику. При этом Акматбаев искренне считал себя кем-то вроде Робин Гуда, изымавшего часть денег у жуликов. Он действительно помогал бедным и строил мечети. К нему, а не в милицию, часто обращались обиженные бандитами люди. В каждом городе его "смотрящие" следили за порядком и вершили справедливость по своему усмотрению.
В 2006 году Рыспек Акматбаев решил баллотироваться в депутаты, но киргизский избирком отменил его регистрацию, объяснив это непогашенной судимостью. Тогда несколько тысяч сторонников авторитета перед зданием правительства заявили, что если их лидера не зарегистрирует кандидатом в депутаты, то они "переночуют в Белом доме" (здании киргизского парламента, - "Росбалт"). Доводы митингующих показались убедительными, и Акматбаев был зарегистрирован.
Став народным избранником, он продолжил действовать привычными методами. Так, он грозился явиться в парламент с бейсбольной битой и "поучить" этих "воров -депутатов". Неудивительно, что Акматбаев пользовался уважением среди простых киргизов. Ведь, в отличие от большинства киргизских политиков, думающих только о собственном обогащении, этот "религиозный уголовник" стремился добиться хоть и своеобразно понимаемой, но справедливости.
Схожие процессы происходили и на Северном Кавказе. Так, очень колоритна была фигура председателя Союза мусульман России Надиршаха Хаичилаева, которого считали, по совместительству, одним из самых влиятельных криминальных авторитетов Дагестана. В 2003 году он также был убит киллером. Всероссийскую славу Хачилаев приобрел в 1998 году, когда в отместку за то, что рядовые милиционеры остановили его телохранителей, взял штурмом здание правительства Дагестана. Разумеется, Хачилаева, как и Акматбаева, в народе уважали.
Лично я впервые столкнулся с тем, что можно вполне считать себя богобоязненным мусульманином, будучи тривиальным бандитом, когда изучал проблему похищения людей в Чечне. Многие освобожденные заложники говорили тогда, что их похитители попросту не считали, что украсть человека и требовать за него выкуп это грех. Достаточно примечателен рассказ председателя Лиги грузинских патриотов Георгия Залиашвили, оказавшегося в заложниках у чеченских бандитов во время правления в этой республике Аслана Масхадова. Как рассказывал мне Залиашвили, его похитители полагали,
что, взяв его в заложники, не совершили греха. Христианин должен платить дань мусульманам, и тогда он находится под их покровительством. Грузины же не платят дань мусульманам и, следовательно, не могут рассчитывать на защиту.
"Бандиты приводили ко мне своих детей, и я учил их рисовать, прикованный наручниками к батарее. При этом родители очень беспокоились, чтобы я не учил их детей рисовать людей, так как это запрещает ислам. Или зайдет в гости сосед, осмотрит меня, как вещь, вежливо спросит хозяев: "Ну что, еще сидит?" - и начинает пить чай, уже забыв обо мне", - рассказывал Залиашвили.
В том, что так называемое римское право глубоко чуждо чеченскому народу, убеждал меня в 1996 году тогдашний министр иностранных дел Чечни Мовлади Удугов. Он утверждал, что для формирования законодательства чеченцам нужна такая база, которая принимается народом, а это ислам. В противном случае, по его мнению, появится вооруженная масса неуправляемых людей, которая создаст много проблем для всех.
Так что, как это ни печально звучит, западные демократические институты оказались малоэффективными не только в Чечне, но и других мусульманских регионах СНГ. И, следовательно, нам еще не раз придется столкнуться с "богобоязненными" мусульманскими уголовниками.
Источник:rosbalt.ru