Вот, казалось бы, понятное стремление прибалтийских национальных элит освободить историческую память от символов советского периода. Под разными предлогами переносят и демонтируют советские монументы и обелиски, отсылающие наблюдателя к трагедии Второй мировой. Но вычеркивание из социальной памяти этих символов (даже если они вызывают негативные ассоциации) обедняет культурный и мемориальный ландшафты национального сообщества. Образуется не новая, свободная от тоталитарного прошлого национально-политическая реальность, а своего рода "бесплодные пустоши", где властвуют не исторические традиции, но искусственно сконструированные политические мифы, которые усиливают невротические симптомы в этих обществах.
Проблема "борьбы с Лениным" на Украине - из того же ряда.
Если бы речь шла о четко сформулированной политической задаче - представить Ленина современному обществу как символ политического сектантства, которое стало причиной крупнейших культурных и социальных катастроф в XX веке, тогда демонтаж памятника имел бы хоть какой-то смысл. В данном случае, насколько я понимаю ситуацию, авторы и участники акции демонстрируют свое желание покончить с советским прошлым и с русским империализмом, как он интерпретируется в националистическом украинском дискурсе. Проще говоря, здесь просматривается все та же невротическая реакция: москаляку на гиляку.
Совершенно ясно, что это тупиковый подход к сложным вопросам национальной идентичности в пост-имперский период современной истории.
Во-первых, советское культурное наследие невозможно уничтожить символической победой над памятником. Большинство жителей на пространствах бывшего СССР остаются во-многом еще советскими людьми, хотя и с антисоветскими декларациями в определенных обстоятельствах.
Во вторых, если нет возможности сформировать понятный и непротиворечивый образ политического будущего и позитивную национальную идентичность (негативная идентичность в формате "украинцы - не русские" не способна стать фактором общественной консолидации на долгий период), то логичнее деполитизировать исторический контекст, связанный с конкретным символом прошлого. Когда памятники Ленину станут восприниматься абсолютным большинством населения, как элементы городского ландшафта, их будут наряжать и раскрашивать, чтобы сделать привлекательными для горожан во время ярмарок и фестивалей, тогда можно безболезненно заменить эти отмершие символы на более современные, адекватные новой эпохе и политическим реалиям.
Источник:rosbalt.ru