Кремль приказал выбросить 700 млрд на Луну
В марте 2017 года вице-министр оборонной и аэрокосмической промышленности Казахстана Марат Нургужин заявил, что будущее проекта ракетно-космического комплекса по развертыванию ракетно-космического комплекса «Байтерек» на космодроме «Байконур» привязана по срокам к разработке Россией нового ракетоносителя «Феникса», опытно-конструкторские работы над которым начнутся в 2018 году.
Для справки: проект «Байтерек» изначально предполагал использование российско-украинской ракеты-носителя «Зенит», но из-за ситуации на Украине от этого плана пришлось отказаться и в результате появилась другая идея — создать в России новую ракету того же класса, что и «Зенит» — грузоподъемностью в 10−16 тонн. Разработка ракеты-носителя (РН) «Сункар» (по-русски — «Сокол») предусмотрена действующей Федеральной космической программой в рамках опытно-конструкторской работы «Феникс». Сколько денег в проект сможет внести Казахстан, неизвестно. Но неоднократно отмечалось, что пока новой ракеты нет, партнеры по «Байтереку» займутся модернизацией и совместной эксплуатацией ракетного комплекса «Протон».
Научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев скептически относится к заявленной дате испытаний сверхтяжелой ракеты-носителя (РН).
— В настоящий момент только начинается эскизное проектирование РН, но даже не в этом дело — до сих так и остается неясным для чего России такая ракета и какие задача она будет решать? Называется «облет Луны», но туда раз слетаешь и что дальше — как использовать РН? Есть намеки на ее применение в военных целях, но это лишь намеки — пока в этом направлении думают, мало что делают и, как я понимаю, получают недостаточно денег. Хотя в действующей «Федеральной космической программе на 2016−2025 годы» на работы по РК «Ангара» тяжелого класса зарезервировано 77,4 млрд рублей, на разработку «задела по сверхтяжелому носителю» — 24,3 млрд рублей, плюс 12,3 на создание кислородно-водородного разгонного блока. В этом плане показателен наш прошлый опыт по сверхтяжелым ракетам — «лунной» Н-1 и «Энергии» (носителе корабля «Буран»). Скажем, «Энергия» оттянула на себя огромные деньги из всей космической области так, что не осталось средств для того, чтобы сделать для нее полезную нагрузку.
«СП»: — Насколько идея состыковки проектов «Феникс» и «Ангара А5В» (с водородной ступенью) вообще реальна?
— Обычно под сверхтяжелой ракетой подразумевается 100-тонная ракета, но сейчас, чтобы облегчить задачу, уже начали говорить о 50 тоннах. В таком случае сверхтяжелым носителем можно назвать вариант ракеты «Ангара». Да, в принципе возможно на основе бывшей РН «Зенит» сделать связку, но поскольку все упомянутые проекты находятся на стадии эскизного проектирования, которое только начинается, вариантов состыковки много. Но все упирается в применение — полезных нагрузок, которые надо выводить в космос, не так много. Поэтому, на мой взгляд, надо концентрироваться на «Ангаре» и всех ее вариантах.
«СП»: — «Феникс» как раз предполагает поиск замены РН «Зенит» для российско-казахстанского сотрудничества. Но будет ли вытребован и этот ракетный комплекс?
— Да. Двигатели от «Зенита» и площадка на Байконуре (как раз рассчитанная на «Зениты») есть, остается только окончательно спроектировать 15-тонную ракету, которая заменит «Зениты». Другое дело, что они прекратили свое существование не только из-за украинского кризиса: до него там тоже были проблемы. Скажем, у проекта «Морской старт» было недостаточно заказов.
Но если у нас «Ангара» практически не летает, а по плану ее пуски должны быть 10 раз в год, то нужно ли делать новую РН, которая также не будет летать просто потому, что для нее не будет полезных нагрузок? Кроме того, разработки по водородной ступени есть, но из-за специфики «Ангару А5В» нужно делать практически с нуля.
В общем, те деньги, которые выделены в рамках ФКП-25 могут «тонким слоем размазаться» по нескольким проектам, и все они могут затянуться надолго. Повторю, без четкого понимания, что мы можем делать в космосе и сколько РН запускать с учетом заказов, все это лучше не начинать. В настоящее время складывается впечатление, что сверхтяжелая ракета стала самоцелью, но про возможные полезные нагрузки для нее ничего не говорится.
Член-корреспондент Российской академии космонавтики им. Циолковского Андрей Ионин считает, что в одиночку Россия не потянет подобный проект.
— Сверхтяжелые ракеты всегда делаются на основе существующих РН. Исключение только — американский шаттл, который был разработан фактически с нуля. На той же ракете «Энергия» в комплексе «Энергия — Буран» боковыми блоками были первые ступени РН «Зенит». В общем, для экономии всё всегда стараются делать модульно, чтобы какие-то части можно было использовать в других проектах. С этой точки зрения реализовать проект сверхтяжелой РН возможно.
Но в настоящее время, на мой взгляд, ни одна из стран мира не в состоянии вести такие проекты в одиночку. Соединенные Штаты могут создать такую ракету. Но я напомню, что при реализации лунной программы бюджет НАСА был увеличен в 30 раз! Сверхтяжелая ракета — не цель, это — средство, за которым всегда стоят более масштабные и дорогостоящие проекты — полеты на Луну, Марс и т. д. И дело даже не в том, что пилотируемый космос не окупаем. Возможно, Россия сможет создать сверхтяжелую ракету без какой-либо кооперации, но что будет потом? Ведь такая ракета-носитель должна летать раз пять в год, но зачем — пока неясно.
Источник: российская "Ангара" заменит украинскую ракету "Зенит" в
Вооруженные силы мираГоскомиссия разрешила запуск ракеты "Союз-2" со спутником связи с
Вооруженные силы мираЧерез тернии к звездам: С космодрома Плесецк запущен РН Ангара-А5
Новороссия1-ая очередь космодрома "Восточный" будет готова в 2015 году
ОбществоРоссия передаст Казахстану старткомплекс "Зенит" на Байконуре
ПолитикаРКК "Энергия" просит на покорение Луны 1 трлн рублей
ЭкономикаКазахстан заберет у России Байконур в 2015 году
Новости мира / ОбществоКазахстан окончательно отказался от ракеты РФ в пользу украинской
Новости мира