Глобализация и перераспределение сил в мировой экономике
Возникают многочисленные напряжения.
Казалось бы, Украина - частный вопрос, перераспределение сфер влияния между Россией и Западом, вызываемое политическими переменами в самой Украине. Но такие перемены, вызываемые чаще всего внутренними событиями в отдельных странах, могу влиять на структуру мировой экономики.
Хочу обратиться к истории. Хантингтон в своей нашумевшей книге «Столкновение цивилизаций» обращает внимание на угрозы, возникающие в связи с подвижками их границ. Фернан Бродель, один из выдающихся лидеров французской школы «Анналов», писал о постоянном перемещении сил в средневековой Европе в связи с первыми шагами в развитии капитализма. Венеция (XIV в.) через активное участие в левантийской торговле, её конкуренция с Генуей; затем выход европейской торговли из Средиземноморья, повышение значения Антверпена (XV в.) с ростом оборота в Атлантике. Далее возврат в Средиземноморье, где на первое выдвигается Генуя (XVI в.). И, наконец, в XVII-XVIII вв. - Амстердам. Это была эпоха крупных торговых городов, притягивающих потоки товаров, капиталов, а с ними и политическое влияние. Амстердам сменяет Лондон (1780-1815 гг.), который не просто город, но центр национального государства, переживающего промышленную революцию. Отсюда «столица» мировой торговли перемещается в Нью-Йорк (1929), за которым стоят США, отказавшиеся от доктрины изоляционизма - неучастия в блоках государств за пределами Америки (Экон. история, 2006, с.123)
Бродель писал о мировых экономиках - ареалах, характеризовавшихся центром, территорией и географическим положением, промежуточными и периферийными зонами. До Англии их границы не совпадали с государственными. Но борьба за расширение зон влияния шла непрерывно. Когда государство со столицей стало играть ту роль, которую прежде играли торговые центры, то оно продолжало эту борьбу со средствами, которыми располагало государство.
Отсюда колониальные империи, которые стали создаваться сильными государствами Европы - Испанией и Португалией, Англией, Голландией, Францией.
Но всё же в основе лежали ценности, нормы, институты, которые были свойственны определенным культурами и играли важную роль и в собственном экономическом развитии, продвижении сфер влияния. Поэтому С. Хантингтон пишет о цивилизациях, различающихся культурами.
Древние цивилизации возникали на значительных расстояниях, слабо были связаны между собой, отличались большим своеобразием. Китай, Индия, ислам. Чаще всего своеобразие состояло в разных религиях.
Европейская цивилизация была тесно связана с христианством. Добавление к нему некоторых институтов, связанных с торговлей, рыночной экономикой, частной собственностью, унаследованными ещё от античной эпохи, придало этой цивилизации некоторые преимущества, которые стали сказываться с развитием капитализма и научно-техническим прогрессом. Америка стала западным крылом этой цивилизации, Россия восточной периферией.
Как пишет Ф. Бродель: «Россия открыла свои пространства для европейской экономики». (Экономическая история, с. 121)
В XVIII-XIX вв. эти крылья стали набирать силу. Пётр великий добился прорыва границы своей империи, она стала влиять на европейские дела, но ещё больше впитывать европейские ценности, хотя в основном на уровне высших сословий. Тем не менее, соединяя европейские и азиатские институты, Россия набрала большую мощь, оказавшуюся способной сокрушить Наполеона.
Но потом, начиная с Крымской войны, она стала терять свою силу, прежде всего из-за задержки с феодализмом, с отставанием промышленного развития.
Советская эпоха, провозглашавшая самые, казалось бы, передовые европейские доктрины, на деле во многом оказалась возвратом к феодально-бюрократическим порядкам, к новому отставанию.
Демократические и рыночные преобразования внушали надежду на то, что теперь будет новый прорыв границ европейской цивилизации, в её наиболее продвинутых формах. Но нет, давно укоренившиеся традиции снова стали брать верх.
Россия могла стать центром нового экономического и культурного развития, образцом для других стран из бывшего СССР. Но нет, этого не получается. Имперские амбиции, возродившиеся после стадии восстановительного роста, не привлекают соседей. Россия при нынешнем режиме не склонна тесно сотрудничать с Европой, а это грозит всё большим откатом на положение мировой периферии.
Говорят, Россия - особая цивилизация. Что ж, во многом это так. Сам факт восприятия от Византии православного христианства даёт повод думать о существенных отличиях от европейской цивилизации. Но следует учитывать и то, что в последнее столетие религиозные различия играют менее важную роль, более значимы ценности науки, права, рационального предпринимательства.
Россия снова на развилке. Украина, уходящая из сферы российского влияния только знак, подсказывающий, каким должен быть выбор.
Источник:echo.msk.ru
Царь Владимир II
ПолитикаРоссийские виды на Украину объяснит география
Политика"Россия стала объектом агрессивной операции преследования"
ПолитикаНеясный новый мир
Политика"Столкновение цивилизаций" на Ближнем Востоке
ПолитикаTime: мировая экономика подошла к поворотной точке
ЭкономикаПричины и последствия выхода G7 из G8
ПолитикаЛев Рубинштейн: настройка на войну
ОбществоThe American Conservative: Европа решила расширяться
ПолитикаРоль славянства в европейской культуре
ОбществоКонтуры грядущего — эпоха цивилизаций
ПолитикаУкраинский эксперт: Путину нужна бедная Украина
ПолитикаВсемирный банк опасается нормализации мировой экономики
ЭкономикаРоссия должна стать страной с высоким КПД труда
ЭкономикаАмериканцы: за пять лет Россия стала сильнее
Новости мира / ОбществоНачало Третьей мировой войны
ПолитикаПочему пути России и Европы разминулись
ОбществоКонец эпохи: ждем коллапс доллара?
ЭкономикаЕвропа вне европейских ценностей
Новости мираМировой торговле грозит многолетний упадок
Экономика