Анна Голубкина: импрессионизм в скульптуре
В Третьяковской галерее проходит юбилейная выставка к 150-летию со дня рождения яркого представителя культуры Серебряного века, ученицы Огюста Родена - Анны Семёновны Голубкиной. На выставке совсем немного монументальных произведений этого скульптора - всего три десятка скульптур из собрания Третьяковской галереи и из научного отдела Музея-мастерской А. Голубкиной в Большом Левшинском переулке. Кроме работ прославленной женщины-скульптора на стены трёх экспозиционных залов были вывешены картины художников - «братьев по разуму» из объединения «Голубая роза»: Виктора Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, Николая Сапунова и Мартироса Сарьяна.
Анна Голубкина сама являлась олицетворением Серебряного века. Это именно её горельеф «Волна» украшает старое здание МХАТа в Камергерском переулке. Человеческий портрет Анны Голубкиной - это сам аскетизм; её кредо - «нужно все забыть, все отдать» ради святого искусства. Приехав в Москву из Зарайска, она начала профессиональное образование в возрасте 25 лет в Классах изящных искусств художника-архитектора А. О. Гунста, продолжила обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, потом в Императорской Академии художеств в Петербурге. Получить новые знания можно было у её кумира. А он жил во Франции. Этим был вызван ряд поездок в Париж. Здесь она познакомилась с Огюстом Роденом (1840-1917) и училась у великого скульптора в 1896-1897 годах.
Позднее, обращаясь к учителю, Анна Голубкина писала: «Вы... - лучший из художников... дали мне возможность быть свободной». Принципы построения художественной формы, специфический метод активной разработки поверхности и светотеневой моделировки, сама работа с фактурой, сложный психологический образ персонажей, пластика роденовской школы выразились у Анны Голубкиной в обращении к стилю импрессионизма в скульптуре. Она работала с деревом, глиной, мрамором, бронзой, гипсом. Под влиянием Родена появилась позднее знаменитая скульптура-ваза «Туман». Эта скульптура сначала смотрится, как кусок бело-серого камня, бесформенный и призрачный, похожий на туман, все обволакивающий и везде проникающий. Образы скульптуры сперва скрыты, но стоит присмотреться и при определённом угле зрения очертания лиц скульптуры становятся вполне заметны. Сквозь «мёртвый мрамор» проступают четыре лица - два женских и два мужских. Они расположены на расстоянии по разные стороны скульптуры-вазы. Чуть-чуть продвинулись вокруг скульптуры - и возникает двуликая женская голова, смотришь с другой точки - видно три разных лица.
Гений чистой красоты предстаёт перед нами в кисельно-белом тумане, в переплетении тонких профилей этих людей. В этом тумане и спокойствие сна, и ветер перемен, и грозящая катастрофа. Пластика скульптуры настолько хрупка и эмоциональна, насколько хрупок их леденящий душу сон. Такая работа могла появиться только во времена А. Блока и И. Северянина. «Туман» - это и есть само время, сам Серебряный век, баюкающий детство, юность, молодость и зрелость в преддверии жизненных бурь, которых уже не остановить. В этом же стиле импрессионизма выполнена изящная бронзовая статуэтка «Берёзка». Хрупкая девичья фигурка в облегающем платьице, развевающемся на ветру, действительно напоминает «во поле берёзку», стоящую наперекор судьбе, всем ветрам и временам на зло.
Тематику «человек и время» логически продолжают скульптуры-антиподы. Под влиянием Родена выполнена гипсовая скульптура «Старость». При создании этой скульптуры автор приложила все усилия к тому, чтоб перенести акцент в произведении с внешнего содержания на внутреннее. Фигура «Старости» скрючена, свёрнута, как в бутон. Женщина сидит стыдливо, поджав колени к груди. Её фигура вызывает сочувствие к её немощи и одиночеству. Скульптурой Голубкина как бы подчёркивает, что старость - это естественный конец жизни, её итог. Для этой старости нет зрителя, нет внешнего мира за пределами её существа. Она сама является началом и концом этого мира. Противовесом этой скульптуре смотрится нежный образ ребёнка в скульптуре «Девочка Манька», где опять же образ возникает из необработанного камня.
На выставке много скульптур-портретов её времени. В начале века Музей Л. Н. Толстого обратился к скульптору с просьбой выполнить портрет Льва Николаевича. Она побывала на приёме у Толстого, пообщалась с ним и поспорила на счёт его взглядов. Она была резка в оценках настолько, что, придя на встречу с писателем второй раз, обнаружила слугу, сказавшего ей, что её принять не смогут из-за болезни Льва Николаевича... В результате Анна Голубкина взялась за эту работу лишь через четверть века, уже не с натуры, разумеется. Портрет был создан больших размеров, чем сам литератор. Главное было показать большого писателя, сильного и мощного, с напряженным думающим взглядом, смотрящим на всё окружающее его.
Один из залов выставки заняли бюсты деятелей Серебряного века: Анатолия Гунста, Алексея Ремизова, Вячеслава Иванова, Андрея Белого, Алексея Толстого. Главным была передача характеров героев, а не портретное сходство. Это портреты людей, чья логика созвучна её собственному миросозерцанию. Особо впечатляет портрет Андрея Белого: под напором вихря времени голова поэта буквально парит, летит, сопротивляясь этому течению. Портрет Алексея Ремезова передаёт надлом души писателя.
Трудно не согласиться с оценкой творчества Голубкиной М. Волошиным: «Как мастер, творчество которого является неугасимым горением совести, Голубкина представляет исключительно русское, глубоко национальное явление. Она принадлежит к художникам типа Достоевского и Толстого... к которым нельзя подходить с заранее предрешёнными критериями искусства. Их надо принять целиком, как людей; только тогда примешь целиком и их творчество».
Источник:vrns.ru
CNN оскорбила памятник защитникам Брестской крепости
ОбществоВ столице Нидерландов нашли игрушки Анны Франк
ОбществоКак создавался и как разрушался ленинский скульптурный канон?
ОбществоВ Волгограде задержан разрушитель скульптуры девочки Милы
ПроисшествияВ Волгограде вандалы надругались над Солдатским полем
Происшествия"Триумфальный слон" Дали уйдет с молотка
Новости культурыХранители Серебряного века Киева
Новости культурыВ Гамбурге показывают жизнь в комиксах
Новости культурыВ Третьяковской галерее нашли картину ученика Рембрандта
Новости культурыРойзман приучит депутатов любить наивное искусство
Новости культурыУ терракотовой армии Цинь Шихуанди обнаружились греческие предки
Новости культурыРусский музей: выставка "Малевич. До и после квадрата"
Новости культурыВ немецком музее нашли две поддельные картины Явленского
Новости культурыСкульптура Джакометти "Большая голова Диего" продана за 50 млн
Новости культурыВ Гданьске установили памятник советскому солдату, насилующему
ПроисшествияТо, что Третьяковка делит здание с ЦДХ, наносит урон престижу РФ
Новости культурыБоб Дилан выставит в Лондоне свои скульптуры из железа
Новости культурыВыставка Саввы Ямщикова к его 75-летию открылась в Москве
Новости культурыКоллекцию дилера Пикассо оценили в 170 млн долларов
Новости культурыПредпринимательство в России: русский фарфор
Новости культуры