Фонд кино готовится к очной защите творческих проектов
8-08-2013, 12:06
Питчинг - защита творческих проектов с целью получения определенной поддержки - для российского кинорынка явление относительно новое. Несколько лет питчинги среди дебютантов успешно проходили на "Кинотавре", и в их процессе не только открылись новые имена, но и были отобраны картины, название которых сегодня у всех на слуху. Сейчас питчинг - общепринятая форма работы не только на фестивалях и кинорынках, но и на государственном уровне. По условиям "игры" все равны - и маститые режиссеры, и новички в кино.
Прошла всего неделя с момента проведения первых питчингов в Министерстве культуры. Процесс был открытым, не обошлось без "первого блина комом": не выделили господдержку проекту Александра Миндадзе "Милый Ханс, дорогой Петр", что вылилось в скандал - в Минкульт было направлено письмо, подписанное известными деятелями культуры.
И вот сейчас на очереди - питчинг в Фонде кино. Из 45 проектов студий-мэйджоров для защиты отобрано 28. К примеру, это историческая драма "Викинг" с Данилой Козловским в главной роли (представляет компания Анатолия Максимова "Дирекция кино", режиссер Андрей Кравчук), проект Александра Роднянского и Сергея Мелькумова "Код Дурова" об основателе социальной сети "ВКонтакте" Павле Дурове. А также - проекты Алексея Учителя о легендарной русской танцовщице Матильде Кшесинской (студия "РОК"), Владимира Бортко "Душа шпиона" (студия "Три Тэ"), студии Федора Бондарчука "Дауншифтер" и другие. Тимур Бекмамбетов, Сергей Сельянов, "Квартет И"... Имен много. Выбрать будет нелегко.
Еще не успев начаться, этот питчинг возбудил повышенный интерес. Удивление вызвало то, что в Фонде кино, в отличие от Минкульта, все будет проходить за закрытыми дверьми. Ни журналистов, ни сочувствующих. Только представители кинокомпаний и эксперты. Ведущее информагентство распространило сообщение, что чиновникам Министерства культуры не понравилось, что Фонд кино работает не столь прозрачно, как они. Обозреватель "РГ" поговорила с главой Фонда кино Антоном Малышевым.
Антон Владимирович, у вас даже официальное название предстоящего события другое - не питчинг...
Антон Малышев: ...да, а "очная защита проектов".
Вы же поначалу хотели сделать мероприятие открытым. В связи с чем приняли решение провести питчинг закрытым для СМИ?
Антон Малышев: Решение нашего Попечительского совета скорее связано с организационно-технической составляющей. Площадкой для мероприятия был выбран зал на Мосфильме.У нас на очной защите проектов будут присутствовать представители Минкульта, аппарата Правительства, Экспертный совет и Попечительский совет - то есть народу будет достаточно много. Для того, чтобы провести мероприятие за один день, "не растекаясь по древу", было принято такое решение. Вместе с тем странно, что речь идет о "закрытости", поскольку мы планируем, что на сайте Фонда кино будет вестись онлайн-трансляция защиты проектов, а полная запись мероприятия появится в открытом доступе в тот же день. Любой из интересующихся сможет посмотреть.
С чем связан перенос даты защиты проектов - вы ведь собирались проводить ее в пятницу 9 августа?
Антон Малышев: Точно даты проведения мероприятия у нас не было. У кинокомпаний-лидеров много рабочего материала, который необходимо ужать в пятиминутный ролик. А это - отдельный талант. На подготовку такой презентации требуется время. Отсматривать же 20 минут материала по каждому из 28 проектов - дело не одного дня. Думаю, что на следующей неделе защиту мы проведем.
И как она будет проходить? В России, благодаря "Кинотавру", уже привыкли, что питчингуются молодые. Странно было видеть даже Федора Бондарчука на питчинге в Минкульте. Вот у вас в списке представлен фильм по Ивану Бунину "Солнечный удар". То есть, Никита Михалков будет питчинговаться?
Антон Малышев: Сложно сказать, поскольку дата окончательно не утверждена. Соответственно, у нас нет официальных запросов "кто будет от вас представлять картину", а графики режиссеров и продюсеров достаточно плотные и... разные. В зависимости от даты кто будет на месте, тот и будет защищать проект. Никита Сергеевич? Вполне реальная ситуация, если он будет в Москве, а не на съемках.
Говорят, на чужих ошибках учатся. Надеюсь, что такого скандала, как с фильмом Александра Миндадзе, в Фонде кино не возникнет. Тем более, что в итоге вопрос о финансировании картины передан Минкультом в ваше ведомство - это правда?
Антон Малышев: Я могу сказать, что на данный момент в Фонд не поступало обращение от Министерства культуры с просьбой поддержать проект Александра Миндадзе "Милый Ханс, дорогой Петр". Хотя оно нам и не требуется, так как кинокомпания "Студия "Пассажир", которая занимается съемками данного фильма, уже подала заявку для участия в конкурсе на поддержку производства национальных фильмов. И сейчас она проходит общую экспертизу вместе с другими проектами. Эксперты внимательно изучают прокатный потенциал картины в российских кинотеатрах.
У нас есть четкая задача на этот год - мы ориентированы на увеличение количества зрителей на отечественных фильмах в прокате внутри страны. Любой эксперт, когда оценивает, исходя из такой задачи, понимает какого именно формата и качества фильмы надо поддержать, для того чтобы увеличить количество зрителей в кинотеатрах. Минкульту во сто крат сложнее. Как можно оценить авторские картины? Исходя из чего? То есть нужно по сценарию определить, получит ли этот фильм Каннскую "Пальмовую ветвь" или Венецианского "Льва". У нас проще. Экономика - более точная наука.
Вот в Минкульте и возник вопрос о том, что проекты должны представлять не режиссеры, а продюсеры, потому что они владеют цифрами. Вы тоже придерживаетесь такого мнения?
Антон Малышев: Начнем с того, что у нас стоит задача по отбору наиболее популярного кино с точки зрения количества зрителей, и, конечно, нас экономическая часть интересует в большей степени. Те 28 проектов компаний-лидеров, которые вошли в шорт-лист - это результат работы нашего экспертного совета. Любой из них можно запускать в производство, и прокатные сборы будут хорошими. Задача экспертного совета сегодня усложняется тем, что денег на все лидерские проекты - полтора миллиарда рублей. В следствие чего необходимо отобрать не просто лучшие, но и наиболее готовые из них на сегодняшний день.
То есть ваш критерий будет не коммерческий или творческий, а "по мере готовности"?
Антон Малышев: У компаний-лидеров пакеты проектов достаточно объемные. И среди них есть те, которые сейчас уже находятся в стадии съемок или входят в съемочный период, и требуют поддержки именно в данный момент. А есть те, которые хороши на уровне сценария, но начало съемок предполагается, скажем, следующей весной.
Это означает, что вы можете их перенести на следующий год?
Антон Малышев: Да, можем рекомендовать такие проекты на следующий год. Так как в средствах мы ограничены рамками одного года.
Вопрос-ответ
Молодые режиссеры и продюсеры наблюдают за вами и спрашивают - почему опять мэйджоры? Где новые имена?
Антон Малышев: Поясню. В Фонде кино есть два направления поддержки, закрепленные в документах - постановлениях Правительства. Поддержка компаний-лидеров (капитанов отечественного кинобизнеса и кинотрасли, которые делают по несколько проектов в год и собирают большое количество зрителей) - это отдельное направление. На них выделена своя квота средств.
А также есть проекты независимых компаний, которые выпускают, может быть, по одной картине в год или в несколько лет. Сейчас по этому направлению подано 150 заявок, которые в данный момент находятся на экспертизе. Там есть и молодые, и пожилые... разные.
У лидеров из 45 проектов мы отбираем лучшие, и там более-менее все понятно, потому что есть история и опыт компаний, у которых "набита рука" по подготовке презентаций и прочее. С независимыми проектами сложнее. У нас стоит задача не только провести экспертизу 150 проектов с точки зрения творческой ценности, но и определить их прокатный потенциал. Это занимает больше времени. Мы стремимся к тому, чтобы экспертиза по проектам независимых компаний была закончена к началу сентября. По итогам формирования шорт-листа так же будет проведена открытая защита вошедших в него проектов.
Сусанна Альперина
Похожие новости:
История цензуры в американском кинематографе
Новости культуры"Если есть проблема, у пиратов уже есть решение"
ОбществоСпокойно, без паники: почему цена на нефть не упадет ниже $100
Новости мираПравообладатели создадут единый поисковик нелегальных фильмов
ОбществоУмер барабанщик Кино Георгий Гурьянов
Новости культурыНа развитие Дальнего Востока попросили шесть триллионов
Новости мираБалабанов снимет фильм про бандитскую юность Сталина
Новости мираКонгресс США вынес "закон Магнитского" на голосование
Новости мира