Репортаж о жизни мусульман в столице Беларуси
Возле мечети - толпы. Не меньше половины - молодежь
Рядом со стройкой разместились так называемые временные помещения. Здесь на небольшом клочке земли сосредоточилась жизнь одной из двух минских мусульманских общин. Говорят, что в праздники Курбан-Байрам и Рамадан-Байрам сюда приходят до 8 тысяч человек. Пришедшие расстилают коврики прямо на улице и совершают молитву.
До молитвы еще минут 20, а помещение уже почти полностью заполнено. Во всю стену специальный стеллаж для обуви, но со своей задачей он не справляется. Мужчины оставляют ботинки прямо в коридоре. В помещении - страшная духота. В отличие от церкви или костела, здесь очень много молодежи: школьники, студенты, аспиранты.
Несколько неодобрительных мужских взглядов напоминают о том, что мне нужно срочно присоединиться к женщинам за ширму. Здесь оказалось гораздо свободнее. Женщины сосредоточены на своих мыслях и стараются не замечать посторонних. Все это время звучит лекция о том, какие правила в повседневной жизни должен соблюдать правоверный мусульманин: обязательная молитва 5 раз в день, соблюдение постов и т.д. Известные факты даже для тех, кто не имеет никакого отношения к исламу. Ведет лекцию выходец из Иордании, который, как считается, знает о религии гораздо больше местных мусульман.
Перед молитвой собравшихся просят также о помощи тем, кто попал в беду. Сегодня речь идет о мигранте из Бангладеша, которому строительная фирма не выплатила положенную сумму за работу. Предлагается собрать брату-мусульманину деньги на дорогу домой. Муфтий мусульманского религиозного объединения в Беларуси Абу-Бекир Шабанович признается, что с просьбами о помощи обращаются сюда почти каждый день. И все они находят отклик.
Из православных в мусульманки: "Все оказалось намного проще, чем я думала"
Обмениваюсь парой слов с сидящей рядом молодой девушкой, восточную красоту которой не может скрыть даже платок. Оказалось, что Ольга родилась и выросла в православной белорусской семье и до встречи с будущим мужем (лектором, о котором говорилось выше) об исламе вообще мало что знала. Супруг Омар Альшафи часто рассказывал о своей религии. Для него было принципиальным, чтобы жена со временем приняла ислам. Ольга долго не противилась и впоследствии самостоятельно, убеждает нас девушка, пришла к ношению платка.
- Все оказалось намного проще, чем я думала. Изначально, конечно, я пошла за мужем. Но потом, когда уже начала вникать в религию, прониклась этим. Сейчас совершаю намаз 5 раз в день, как положено. У родственников вначале, конечно, был шок. Но уже привыкают потихоньку. Ну да, внешне я изменилась немного, по-другому начала одеваться, ношу платок, но ведь во всем остальном я прежняя.
У супругов, кстати, уже есть дети-двойняшки четырех лет. После молитвы Омар Альшафи с удовольствием показал нам фотографии, на которых малыши тоже берут коврики и стараются повторять за родителями.
Кто такой "истинный мусульманин"?
После разговора с белоруской Ольгой удивительно видеть ее, упавшей ниц и повторяющей молитву за имамом. Насколько искренни мысли и действия этой девушки, да и всех остальных присутствующих в зале, не берется сказать даже муфтий.
- Истинных верующих может определить только Всевышний в День суда. Мусульманин должен знать, на каком уровне он совершает поклонения, как он трудится, как заботится о близких и соседях, какие у него мысли. Ведь не только поведение, но и мотив оценивается Всевышним. Делается все для "показухи" или намерения человека искренни?
Тот, кто приходит молиться в такие некомфортные условия, как у нас сейчас, да, это истинный мусульманин. Но я не могу осуждать тех, кто появляется здесь только 2 раза в год на наши праздники. Значит, видимо, занятость, болезнь. Каждый индивидуально отвечает перед Всевышним.
5 молитв в день являются обязательными для каждого мусульманина - это так называемый фард. Но существует также немало дополнительных. Например, очень ценны, по мнению муфтия, ночные молитвы. Если какие-то обстоятельства (например, болезнь) мешают совершить традиционные поклоны, достаточно просто почитать Коран и поразмыслить над его идеями, говорит Абу-Бекир. Перед каждой молитвой мусульмане должны совершать омовения: "Я обязан быть в чистоте, и тело, и помыслы мои должны быть чисты".
Рабы Всевышнего
Конечно, священной для всех мусульман является пятница с традиционной коллективной молитвой. Громкий голос имама разносится далеко вокруг, оповещая о богослужении. Многочисленными поклонами, рассказывает муфтий, мусульманин подтверждает Всевышнему, что он его раб. При этом каждый из пришедших общается с ним не через посредника, а напрямую. Во время молитвы принято отчитываться за прожитую неделю и просить прощения за прегрешения, допущенные преднамеренно или случайно. Далее следуют личные просьбы.
- Я, например, каждую молитву прошу милости за всех мусульман, потому что мой статус таков. И за себя прошу, и за свою семью, и за укрепление уровня веры у всех верующих, за мир и спокойствие в мире против кровопролития, за то, чтобы быстрее завершить строительство мечети и создать более комфортные условия для верующих, - рассказывает муфтий Абу-Бекир.
У каждого мусульманина - свои просьбы и пожелания. И это неудивительно: в одном помещении собрались люди самых разных национальностей (более 30). Но безусловное преимущество - за местными татарами. Официально на территории Беларуси они проживают уже более 600 лет. Даже в советские годы в таких татарских поселениях, как Ивье, мечети не закрывались.
Немало среди присутствующих и гостей из других стран. Таджик Али на ломаном русском поинтересовался, понравилась ли нам их молитва, и заодно поделился своими мыслями о том, чем ислам отличается от христианства. Говорил главным образом о внешних отличиях. О духовном - ни слова.
- Вам, христианам, позволяется пить, курить, а у нас это очень большой грех. Насчет отношения к родителям у вас все на низком уровне, в исламе - совсем по-другому. К женщинам прекрасное отношение, я свою жену люблю и не изменяю ей. Еще ислам намного чище, я в день 5 раз молюсь, 5 раз совершаю омовение. А у вас этого не делают. Когда вы в церковь заходите, вы платок надеваете, а потом его снимаете. Почему? О том, что свинину нельзя есть, и в Библии тоже написано, а у вас ее употребляют.
"Ислам дал ответы на все интересующие меня вопросы"
На молитве мы также встретили белоруса, который еще 4 года назад исповедовал православие. По внешности типичный славянин, он мыслит совершенно другими категориями. С исламом Сергей Беликов познакомился во время учебы, не без помощи однокурсников из арабских стран. Молодой человек рассказывает, что его полностью устраивает мусульманский образ жизни.
- Ислам дал мне ответы на самые важные интересующие вопросы, смысл жизни, откуда мы, кто мы, куда мы идем, а христианство не дает полной картины. Жену буду искать тоже мусульманку по возможности.
Я раньше руководствовался принципом "бери от жизни все". Теперь пытаюсь свою молодость посвятить тому, чтобы делать добрые дела, проявлять уважение к родителям, делать пожертвования. Появилось осознание того, что мы все созданы Всевышним и осознание того, что нас ждет после. У некоторых наших соотечественников неправильное отношение к исламу, якобы это религия терроризма и экстремизма. У меня родители были того же мнения, потому что они были дезинформированы СМИ.
Беларусь и радикальный ислам - понятия несовместимые?
"Мы не такие, как нас показывают по телевизору!" - добавляет еще один Али из Ливии. Кому же верить? Муфтий Абу-Бекир Шабанович не скрывает, что элементы радикализма время от времени встречаются и в его общине. Если человек начинает превозносить себя над другими или позволяет нелицеприятно высказываться в адрес других религий, здесь стараются сразу же пресечь это на корню.
- Мы начинаем разбираться. Конечно, не силовыми методами, но объяснениями. Я прошу этих людей: читайте Коран, там все написано! Более 600 лет никаких трений не было между нами, татарами-мусульманами, и белорусами. Тот, кто готовит экстремистов, не почитает нашего Пророка, изначально "зомбирует" людей, сеет смуту в гражданском обществе, нарушая его гармонию. Мы, наоборот, стараемся не гнаться за количеством. Считаем, что человек должен духовно созреть. Принуждения в религии быть не должно, это даже грешно.
В целом, по признанию участников молитвы, в нашей стране им живется комфортно. Чуть ли не хором мусульмане рассказывают, что еще ни разу не сталкивались с открытой агрессией со стороны представителей других религий. Правда, интернет выявляет все болевые точки. "До того как я начал читать форумы, - сетует муфтий, - я считал, что живу среди самого толерантного народа мира. Оказалось, что это не так. И тем не менее я искренне благодарен белорусскому народу и нашему государству за то, что мы живем на настоящем островке мира, спокойствия и благоденствия".
Молитва закончилась, но верующие не спешат расходиться. Сюда приходят не только, чтобы поклониться Всевышнему, но и просто пообщаться. Мечеть, пусть и недостроенная, является местом притяжения для тысяч белорусов и гостей нашей страны.
Источник:news.tut.by
Бернар Вербер заговорил про русских
Новости культурыСтимул успешной карьеры
ЭкономикаКредиты в 70% годовых белорусов не пугают?
ЭкономикаЕгипет: между исламом и исламизмом
ПолитикаВ нижегородской мечети произошла массовая драка
ПроисшествияИслам и протестантизм в мире и в РФ: конфликты и сотрудничество
ОбществоВеллер: ислам одерживает победу над ослабленным христианством
ПолитикаПринц Иордании обеспокоен положением христиан
ОбществоПолзучая исламизация Ставрополья продолжается
ОбществоСтавропольский муфтият шантажом выбил место для мечети
ОбществоШведу, который мешал мусульманам молиться, грозит тюрьма
ОбществоЕгипетские исламисты развязали террор против христиан
ОбществоМусульмане шантажируют региональные власти: мечети или беспорядки
ОбществоУраза-байрам в Москве
ОбществоКадыров поздравил мусульман не с тем праздником
ОбществоПутин отметил активное участие мусульман в жизни страны
ОбществоКак вербуют на джихад
Новости мираЗакон и зараза. Захар Прилепин о приговоре
ПроисшествияДиректор, запретившая хиджабы, празднует Курбан-байрам
Новости мираИслам, демография и иммиграция: правда и вымысел
Новости мира