Узбекистан: театр "Ильхом" не сдается
Одним из таких оазисов является ташкентский театр Марка Вайля «Ильхом» с давней традицией производства альтернативных постановок. В один из недавних вечеров внимание зрительской аудитории было приковано к действию спектакля по пьесе российского драматурга Юрия Клавдиева «Дождь за стеной», повествующей о черной стороне жизни в современном городе. Это мрачный рассказ о сексуальном насилии, которому подвергаются мужчины и женщины в семье, разрушенной алкоголизмом, а также о проблемах наркомании. И как будто эти проблемы недостаточно тяжелы, в пьесе затрагиваются еще и такие темы, как жестокость сотрудников правоохранительных органов, коррупция, экономические трудности и политическая апатия. Действие происходит в России - но обстановка знакома зрительской аудитории и на остальной территории бывшего СССР.
Несмотря на отдельные комедийные моменты, происходящее на сцене тяжело и для актеров, и для зрителей. Заглядывать в темные закоулки общества и поднимать вопросы, о которых не принято упоминать, не в диковинку для театра «Ильхом». Театр сокрушает табу с момента своего основания в 1976 году - времени, когда генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев руководил СССР в эпоху застоя.
Театр был создан прославленным актером и режиссером Марком Вайлем, который был жестоко убит в Ташкенте в 2007 году. В 2010 году за его убийство перед судом предстали три человека, получившие длительные сроки тюремного заключения. По версии обвинения, преступление было совершено в качестве протеста против изображения пророка Мухаммеда в пьесе «Подражание Корану» по произведениям А.С. Пушкина. Многим эта версия убийства представляется малоубедительной.
Коллеги Марка Вайля всегда считали, что одним из главных факторов, приведших к его гибели в возрасте 55 лет, стала генеральная линия, которой он всегда придерживался в жизни, ставя новаторские спектакли, вкупе с готовностью бросить вызов сложившемуся порядку вещей. Его инакомыслие и нестандартные вкусы были гостью в горле для советских властей, оставшись таковыми и в независимом Узбекистане с его подавлением политических свобод и жесткой цензурой.
«Это, конечно, не трагический несчастный случай, - сказала в интервью EurasiaNet.org перед спектаклем заместитель директора театра «Ильхом» Ирина Бхарат в оптимистичном кафе театра. - Правды никогда, я думаю, мы не узнаем».
Марка Вайля нанесли удар ножом в канун открытия нового театрального сезона, вспоминает Ирина Бхарат. «У него был генеральный прогон спектакля 6-го сентября, а 7-го сентября мы должны были открывать сезон. После репетиции он уехал домой и возле подъезда его дома его убили».
Марк Вайль скончался в больнице, но перед смертью он передал труппе свой наказ: действие не должно прекращаться. «Я открываю новый сезон завтра, что бы ни случилось», - были, по имеющимся сообщениям, его последние слова.
Труппа незамедлительно открыла сезон 2007/2008 гг. последней постановкой Марка Вайля - греческой трагедией «Орестея» об отмщении и смерти - и продолжала работать, хотя, по признанию Ирины Бхарат, все без исключения боялись.
Спустя шесть лет присутствие Марка Вайля в театре ощущается по-прежнему. Театр выстоял, восторжествовав над всеми невзгодами.
«Я думаю, что идея была такая, что театр должен умереть - если не станет Марка Вайля, то должен умереть театр, - объясняет Ирина Бхарат. - Мы все силы душевные потратили на то, чтобы театр не умер. Это было самое большое, что мы могли сделать для Марка Вайля - и мы доказали - первым самим себе - что мы можем».
Увенчанный лаврами русскоязычный театр идет от победы к победе, продолжая разрушать стереотипы и ставить спектакли, поднимающие проблемы, обычно не затрагиваемые в Узбекистане, в том числе проблемы насилия в семье, гомосексуальности, а также сексуального насилия и злоупотребления наркотиками.
Власти Узбекистана предпринимают решительные шаги с целью пресечения сторонних влияний, оказывающих, по их представлению, разрушительное воздействие на общество. Взяв на себя функции полиции нравов, власти объявили поход против таких западных веяний, как рэп, и неодобрительно смотрят на такое влияние культурного империализма, как Дед Мороз/Санта-Клаус и День Св. Валентина.
Однако, по словам Ирины Бхарат, несмотря на эту обстановку гонений, театр «Ильхом» по-прежнему абсолютно свободен в своем творчестве: «Цензуры нет в нашем театре. К нам не приходят и не говорят, что нам можно и что нельзя».
Репертуар театра «Ильхом» широк и выходит за пределы провокационных спектаклей на злободневные темы. В него входят произведения узбекской, русской и западной классики. Здесь сочинения и тюркского поэта и узбекского героя XV в. Алишера Навои; и гигантов русской литературы Чехова и Пушкина; и таких западных писателей, как норвежец Генрик Ибсен и итальянец Карло Гоцци; а также узбекских авторов, таких как советский писатель Абдулла Кадыри и современный литератор Сахбат Афлатуни.
Театр «Ильхом» не получает субсидий от государства и зарабатывает на продаже билетов и другой продукции, работе небольшого кафе, а также получает гранты от зарубежных спонсоров. При театре существует театральная школа и киноклуб. Театр проводит фестивали, такие как рок-фестиваль IlkhomRockFest, а также устраивает в своем фойе художественные выставки - немаловажное событие для художников в стране, где современное искусство не в почете.
Члены труппы (насчитывающей порядка 25 актеров и 25 работников вспомогательных служб) называют театр «домом» - как для актеров, так и для зрителей. Но не испытывают ли они опасений по поводу будущего? «Конечно, мы оглядываемся назад, что может случиться с нашим домом, потому что никто не ожидал, что у нас такое [убийство Марка Вайля] может произойти, - говорит Ирина Бхарат. - Но, с другой стороны, нельзя все время бояться».
Наследие Марка Вайля - вот движущая сила, толкающая театр вперед, говорит она: «Невозможных вещей для него не было». На общих встречах труппы «первый тост всегда за Марка Вайля».
Источник:russian.eurasianet.org
Крыша лондонского театра рухнула во время спектакля
ПроисшествияТеатр Олонхо выступит на фестивале в Санкт-Петербурге
Новости культурыНа 76-м году скончался заслуженный артист России Леонид Болотин
Новости культурыШемякин: мои декорации до сих пор гниют в Мариинском театре
Новости культурыБольшой театр ответил на обвинения балерины
Новости культурыКогда человек изменяет себе, он начинает разрушаться
Новости культурыВ Москве пройдет фестиваль драматических театров ВС
Новости культурыНужен ли театр современному человеку?
Новости культурыКсения Раппопорт, Сергей Курышев, Люк Персеваль, Елена Камбурова
Новости культурыВладимир Путин поздравил Марка Захарова с юбилеем
Новости культурыГолландский театр поддержал геев на открытии фестиваля
Новости культурыЦискаридзе вернется в Большой театр
Новости культурыМединский отказался "губить" Цискаридзе в Минкульте
Новости культурыАлександр Ширвиндт: я продался за ангар
Общество"Гоголь-центр" выпустит первый спектакль по Гоголю
Новости культурыУмерла народная артистка России Лилия Толмачева
Новости культурыВ Большом театре обнаружили "клакерную мафию"
Новости культурыУволен директор театра "Современник"
Новости культуры"Лебединое озеро" на льду: в Израиль приедет театр фигурного катания
Новости культурыВасильева требует повара и разрешения ходить в театр
Новости мира