Поговорим о Боге: две религиозности
Рост антиклерикализма у нас как будто парадоксально совмещается с ростом религиозности. Этому можно было бы радоваться, если бы мы видели рост пост-атеистической религиозности - попытку расширить атеистическую картину мира, открыть в ней новые смыслы, новые скрытые пружины...
Но наша религиозность иного сорта. Это вполне нормальная средневековая религиозность. Религиозность веры, что за выпитое вместо воды (или водки) в конце зимы молоко нас накажут вечными муками, религиозность многочасовых стояний на холоде с целью излечиться прикосновением к реликвии, религиозность веры в большого человека, сидящего на облаке с записной книжкой, в которую он записывает свидетельства для будущего суда, определяющего, пустить ли расставшуюся с телом душу в фруктовый сад, наполненный звуками арф, или, наоборот, определить ее на зловонную кухню вечно коптиться на вертеле.
Такая религиозность тоже помогает развитию души. Но только - самой примитивной души. С высоты нашего 21-го века - совсем примитивной. Спрос на подобную религиозность и показывает, куда мы пришли.
Возможна ли другая религиозность? Возможна. Хотя для общества, в том состоянии, в котором находится наше, быстро стать массовой эта другая религиозность, как бы это сказать помягче, шансов имеет немного.
К другой религиозности ведут две дороги. Первая дорога - психологическая. В ходе самопознания (расширения самосознания) человек открывает Бога внутри себя: переживает особые состояния - вдохновения, откровения, высочайшие эстетические переживания и т.д.. Так опытным путем человек открывает для себя иную, отличную от повседневной, несравнимо более высокую, или, используя технический язык - более информационно насыщенную реальность.
Вторая дорога - философская.
Первый шаг на этом пути - увидеть в любой вещи мира, в любом процессе, в любом событии идею, которую эти вещь, или процесс, или событие реализуют.
Второй шаг - догадаться, что то, что аврамические религии (иудаизм, христианство, ислам) называют словом «Бог», а - это ни что иное, как идея мира.
Третий шаг - заметить, что то, что в одном ракурсе мы видим как идею, в другом можно увидеть как вещь, воплотившую эту идею, а в третьем - как существо, воплощающую эту идею и оживляющее эту вещь, то есть как "душу вещи"
Источник:echo.msk.ru
Охлобыстина обвинили в мракобесии за идею сажать геев
ОбществоПравославие и глобализация
ОбществоОлег Козырев о морали и лицемерии
ОбществоНовая политика Кремля выглядит списанной у республиканцев США
ПолитикаПапа Франциск: будем готовить женщин-кардиналов
Новости культурыКрганов: террористы используют религию в своих целях
ПолитикаЧетверть населения мира видит в США угрозу
ПолитикаХодорковский глазами психолога
ПолитикаСтанет ли Новруз международным карнавалом?
ОбществоПроханов: Путин говорил потрясающие вещи
ПолитикаПознер: с Путиным я не дружу, пиво мы вместе не пьем
ПолитикаНечистым на руку людям должна быть "заказана" дорога во власть
ОбществоПрезидент Южной Кореи хочет восстановить Великий шелковый путь
ЭкономикаМедведев: нулевой экономический рост – "дорога в пропасть"
ЭкономикаМедведев поддержал идею продлить программу маткапитала
ЭкономикаПосольство США объяснило новые правила посещения
ОбществоТина Канделаки про русских
ОбществоПутин и Нобелевская премия мира, кто кого достоин?
ПолитикаЧем умнее человек, тем меньше он верит в Бога?
Новости мираЖириновский: национальная идея опасна
Новости мира