О роли философии в развале СССР
Для подавляющего большинства граждан этот результат оказался совершенно неожиданным, из чего можно заключить, что они "не ведали, что творили". Но ведь все граждане СССР должны были иметь какое-то понятие об общественных законах - в школах все изучали обществоведение, в вузах и университетах марксизма-ленинизма - диалектический и исторический материализм, политэкономию, научный коммунизм. И если миллионы людей несколько лет разрушали социализм, будучи уверенными в том, что его совершенствуют, то можно заключить, что общественные науки, которые преподавались в СССР, давали ложные представления о действительности.
Думается, важнейшую роль в формировании ложного сознания миллионов граждан СССР сыграла философия.
Основные положения философии, которая в СССР называлась диалектическим материализмом, были сформулированы во второй половине 1920-х гг. А. М. Дебориным и его учениками. [1] Оппоненты деборинцев в "дискуссии с механистами", будучи теоретически более грамотными, с самого начала давали объективную оценку их "диалектическому материализму". В 1925 г. И. И. Скворцов-Степанов писал, что для деборинской школы "в готовых положениях диалектической философии Гегеля уже наперед даны все основные соотношения реального мира. Изучение реальных вещей может, самое большее, дать только дополнительную проверку априористических по своему существу утверждений"[2]. Всякий, кто читал советские учебники диалектического материализма, может вспомнить, что в них тоже давались все основные соотношения реального мира, которые только подтверждались в ходе изучения реальных вещей. Философы же занимались главным образом тем, что искали все новые и новые подтверждения этим положениям.
К подавляющему большинству сочинений советских философов можно отнести то, что Энгельс писал о философии Дюринга: "Это только иная форма старого излюбленного идеологического метода, называемого также априорным, согласно которому свойства какого-либо предмета познаются не путем обнаружения их в самом предмете, а путем логического выведения их из понятия предмета. Сперва из предмета делают себе понятие предмета; затем переворачивают все вверх ногами и превращают отражение предмета, его понятие в мерку для самого предмета… …Философия действительности оказывается и здесь чистой идеологией, выведением действительности не из нее самой, а из представления"[3].
Философы словно никогда не читали слова Энгельса: "если принципы бытия выводить из того, что есть, - то для этого нам нужна не философия, а положительные знания о мире и о том, что в нем происходит; то, что получается в результате такой работы, также не есть философия, а положительная наука"[4].
Как указывала Л. И. Аксельрод-Ортодокс, у Деборина и его школы "получилось возрождение дурного гегельянства, сильно напоминающего тот тип гегельянства, который Энгельс так едко высмеивает в своей рецензии на "Критику политической экономии" К. Маркса…"[5].
Энгельс: "Все наследие Гегеля ограничивалось для этой школы простым шаблоном, при помощи которого строилась любая тема, и списком слов и оборотов, годных только для того, чтобы вовремя вставлять их там, где не хватало мыслей и положительных званий. Таким образом, получилось, как сказал один боннский профессор, что эти гегельянцы смыслили кое-что в "ничем", а писать могли обо "всем""[6]. Эта характеристика подходит и к работам подавляющего большинства советских философов, в том числе писавших о развитии общества, с тем различием, что они ссылались не на Гегеля, а на Маркса, Энгельса, Ленина и очередного генерального секретаря ЦК КПСС.
Стараниями А.М. Деборина и его последователей была прекращена начатая Марксом и Энгельсом революция в философии, после которой "За философией, изгнанной из природы и из истории, остается… еще только царство чистой мысли, поскольку оно еще остается: учение о законах самого процесса мышления, логика и диалектика"[7]. В СССР философия, по сути, осталась тем, чем она была тысячи лет - наукой об умопостигаемых началах бытия. "Марксистко-ленинская философия - наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления"[8].
Разумеется, такого рода философия, преподававшаяся в массовых масштабах, затрудняла советским гражданам правильное понимание проблем, возникавших в различных сферах общественной жизни, а в годы "перестройки" не позволила большинству объективно оценить действия руководителей, ведущие к развалу СССР.
Источник:work-way.com
Как разрушить преграды между верой и знанием
Общество"Мы сделали учебник истории (вернее, нам его сделали)"
Политика"Ничего не понимал Фридрих Энгельс в русском народе"
ОбществоНемцы выступают против предмета о "сексуальном многообразии"
ОбществоВторая Российская Империя, а не СССР 2.0
ПолитикаIl Foglio: Бог умер в Сталинграде
Новости культурыЛимонов вышел на борьбу с титанами
ПолитикаForbes: 7 причин, почему Россия не СССР
Общество1 января 1968 - в СССР впервые вышла программа "Время"
ОбществоФилипп Бобков: СССР погубили троцкисты Хрущёв и Горбачёв
ПолитикаСемь мифов об СССР
ОбществоКак бывший председатель ВC СССР дурит трудящихся РФ
ПолитикаСталинская Конституция и марксизм
Общество"Голубое сало" имени философа Пятигорского
Новости культурыКогда и как у советского народа отобрали его достояние
ОбществоСоветская нация: миф или реальность?
ОбществоТоржество "красных хомячков"
ПолитикаСексуальная революция в СССР
ОбществоО классовом сознании
ОбществоИноСМИ: в России возрождаются идеи Маркса и Ленина
Новости мира