Денис Гуцко о любви к Родине
10-02-2014, 09:33
Недавнее фейсбучное высказывание Ксении Лариной о патриотизме выводит дискуссию о злосчастном опросе, ставшем поводом для административных гонений на телеканал «Дождь», на решающий финальный рубеж. Правильней сказать, на стратегическую высоту. На которой всё, собственно, и решалось изначально. В самом-то деле, жалко «Дождь», но давайте по сути.
Вряд ли стоит тратить дополнительные слова, чтобы ещё раз поиронизировать над воспалением патриотического официоза, которое нам азартно и повсеместно демонстрируют люди государственные и около того. Сказано с избытком. Лечение сложное, комплексное, далеко не каждый излечим.
Но если подытожить и отбросить сиюминутные частности: патриотизм как таковой - это высокое чувство, которое - береги смолоду? Подразумевается - от державных перверсий, отождествляющих родину и государство? Или патриотизм сам есть растление и заповедник зла?
Лаконично и ёмко Ларина изложила точку зрения той части общества, к которой - уже, видимо, намертво, приклеился чудной ярлык «либералы». Почему всё же не «западники»? Что же так, каждый раз подыскивать новое имя? Ну, либералы и либералы. Как скажете.
«От слова «патриотизм» тошнит уже какими-то червяками и вишневыми косточками. Я не люблю родину (Родину) давно и убежденно. И это не мешает мне жить в родном городе, читать и мыслить на родном языке, любить свою работу и мечтать о будущем. Патриотизм разрушителен, он ничего не создает кроме трескотни, вранья, шарлатанства, лицемерия. Патриотизм не совместим со свободой, он убивает свободу мысли, свободу творчества, свободу самореализации. Патриотическое искусство - крикливо, фальшиво, примитивно. Патриотизм крышует бездарность и пустоту, производит бездарность и пустоту. Патриотизм мракобесен, как и показная примитивная религиозность, которая не имеет никакого отношения к вере. Патриотизм сам по себе является религией вчерашнего дня, религией мертвых. Патриотизм - это оружие ксенофобии. Патриотизм основан на ненависти, страхе, вранье и непримиримости. Он упрощает человека, лишает его разума».
Ларина формулирует остро. Провокационно. Умеет. Но (правда же) глупо в связи с этим кипятиться: провокация - излюбленный стиль многих заметных публицистов. Стоит ли демонизировать стиль? Ну, провоцирует. Что в этом плохого? Она провоцирует, мы размышляем. Те из нас, кто не упростился ещё до рефлексов. Замечу в сторону, примерно так отреагировали умные люди, не согласившиеся с формулировкой «Дождя» «не лучше ли было бы сдать Ленинград».
Итак, не лучше ли вовсе выбросить патриотизм из головы? Как пережиток. Как вредную привычку.
Мысли, спровоцированные Ксенией Лариной, следующие.
Привожу в сокращённом виде, поскольку по прочтении вышеупомянутой публикации внутри меня приключился нервический спор с самим собой, так до конца и не разрешённый. Подобные споры читаются трудно: двойственность - не то, чего ищет глаз в печатном тексте.
Одна часть меня - тоже, видимо, либеральная - принимает написанное Лариной безоговорочно. Соглашается: а ведь правда.
- Вот именно. Особенно это: «патриотизм упрощает человека». В яблочко! Когда-то я наблюдал своими глазами, в моём родном Тбилиси, как под патриотическую трескотню Гамсахурдиа стремительно, до киношного абсурда упрощался и озлоблялся на мир (думаю, первое всегда обуславливает второе). Разумеется, то был патриотизм толпы. Так сказать, низкий патриотизм - ксенофобский, шовинистический. Как ещё от него откреститься приличному культурному человеку? Вот, пожалуй: мещанский. Толпа мещан, скучающих в собственной никчёмности, всегда голодна до праведного гнева: к империи, к понаехавшим, - не суть. Благодарна любому проходимцу за шанс покуражиться, прикрывшись высшим смыслом, за сентиментальную слезу, пущенную под рефрен про «родину-мать». Но разве не всегда так? Разве патриотизм не устроен как сеть, что улавливает души по отдельности, чтобы использовать оптом? Разве подавляющее большинство приличных и культурных - сейчас не об идеологах речь - не слилось в экстазе с разгорячёнными патриотизмом толпами в национальных республиках разваливающегося СССР? Ими двигал патриотизм. Разве не то же самое проделывает с приличными и культурными Майдан-2, отданный на откуп самым что ни наесть патриотам? Разве не это - кульминация любого патриотизма? Упрощение, схлопывание культурных пространств до размеров митинга? Единение не судьбой даже, но исключительно кровью…
…в общем, суть аргументов ясна: патриотизм красиво упакован, но на деле редкостно паршив.
С чем вторая часть меня - как бы она ни называлась - категорически не соглашается:
- Нет, никакая это не кульминация. Это вообще о разном: есть чувство родины - и есть политика, давно и успешно этим чувством манипулирующая. Есть либидо - и есть порнобизнес. Где тут ставить знак равенства? Патриотизм - дело интимное. Патриотизм - это нормально. Если не размахивать им где попало. Как бы банально ни звучало: от человека зависит. И только. «Чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, - любовь к Родине». («Севастопольские рассказы», Лев Николаевич Толстой). Это о войне, конечно. О живущем на войне человеке. Но если всмотреться (только по-честному), без этого стыдливого чувства многое из того, что бесконечно далеко от военных подвигов и что вписало в нашу общую историю биографии высшей пробы, попросту невозможно. Братья Третьяковы и братья Щукины, Савва Мамонтов и Савва Морозов, Алексей Бахрушин, Иван Цветаев - никак не упрощение и крышевание пустоты. Павлов, Менделеев, Пирогов. Земство - запоздалое русское Просвещение, рождено патриотизмом. Кстати, именно исторический опыт земства доказывает, что даже в русском контексте, где государство почти всегда мракобес, и уживаться с ним приличному человеку - что мыкаться с истеричкой женой, совсем не обязательно патриотическое лояльно государству, казарменно и славянофильно. Случалось и наоборот. И до сих пор случается. К примеру, расцветшее ныне волонтёрское движение, как и земство, используют западную матрицу. И те и другие обустраивают нашу, русскую жизнь по тамошнему, либерально-европейскому образцу. Нет, ну вот кто и почему решил, что патриотизм верней всего рифмуется с обскурантизмом? Почему бы не считать патриотизмом именно открытость, готовность познать и освоить чужое, полезное или просто приятное? Патриотизм как всечеловечность…
Но я снова перебиваю себя:
- Договорим о Грузии. Которая когда-то вдруг решила стать тебе чужой… «Истина выше нации», - сказал тогда Мераб Мамардашвили. И пояснил для непонятливых: «Если грузинский народ изберет Звиада, я пойду против грузинского народа». Слово, перевесившее хаос. Остановившее страх и обиду. Одно дело измыслить: культурное родство важней этнического, но другое дело - почувствовать. Альтернатива национально-патриотической афере, которую с такой безрассудной пылкостью, так по-грузински, предлагал философ Мамардашвили, в тогдашней Грузии выглядевший полным апатридом, в политическом смысле не открывала ничего нового и сводилась к сохранению союза с Россией. Но сама его позиция, его выбор актуализировали для современников мировоззренческую модель - альтернативу патриотической запрограммированности - которая одна только и достойна быть фундаментом для единения человека разумного. Никогда не забуду это острое чувство общности поверх национального. Казалось - вот. Моя настоящая родина. Без земли. Без пограничных столбов. Ни пощупать, ни дома построить. Но и - без уличного гвалта, без политической наркоты. Растворённая в воздухе, рассыпанная по холстам и книгам. Родина культурных людей.
- Да брось ты! Хватит носиться с этой утопией. Нет её, и никогда не было, этой альтернативной Родины культурных людей. А если иногда кажется, что есть, так то ненадолго и моментально проходит, как только тебя окликает грубая реальность, в которой - хоть ты тресни, и политика, и национальные интересы, и корпорации с кланами, и Чёрные сотни с ваххабитами. И всё каждый раз девальвируется до перечня «братских народов» и списка объединившихся. И случается Югославия, например. После которой уцелевшие культурные люди, отряхиваясь от пыли и пряча глаза, выползают из укрытий и разглядывают очередных миротворцев: культурней ли прежних, что новенького в экипировке. Утопия красива. Но, как водится, несовместима с жизнью. Так это не работает: выблевали патриотизм до последней косточки и живём в прекрасном новом мире новых людей, свободных от всего этнического, от истории.
Вряд ли стоит тратить дополнительные слова, чтобы ещё раз поиронизировать над воспалением патриотического официоза, которое нам азартно и повсеместно демонстрируют люди государственные и около того. Сказано с избытком. Лечение сложное, комплексное, далеко не каждый излечим.
Но если подытожить и отбросить сиюминутные частности: патриотизм как таковой - это высокое чувство, которое - береги смолоду? Подразумевается - от державных перверсий, отождествляющих родину и государство? Или патриотизм сам есть растление и заповедник зла?
Лаконично и ёмко Ларина изложила точку зрения той части общества, к которой - уже, видимо, намертво, приклеился чудной ярлык «либералы». Почему всё же не «западники»? Что же так, каждый раз подыскивать новое имя? Ну, либералы и либералы. Как скажете.
«От слова «патриотизм» тошнит уже какими-то червяками и вишневыми косточками. Я не люблю родину (Родину) давно и убежденно. И это не мешает мне жить в родном городе, читать и мыслить на родном языке, любить свою работу и мечтать о будущем. Патриотизм разрушителен, он ничего не создает кроме трескотни, вранья, шарлатанства, лицемерия. Патриотизм не совместим со свободой, он убивает свободу мысли, свободу творчества, свободу самореализации. Патриотическое искусство - крикливо, фальшиво, примитивно. Патриотизм крышует бездарность и пустоту, производит бездарность и пустоту. Патриотизм мракобесен, как и показная примитивная религиозность, которая не имеет никакого отношения к вере. Патриотизм сам по себе является религией вчерашнего дня, религией мертвых. Патриотизм - это оружие ксенофобии. Патриотизм основан на ненависти, страхе, вранье и непримиримости. Он упрощает человека, лишает его разума».
Ларина формулирует остро. Провокационно. Умеет. Но (правда же) глупо в связи с этим кипятиться: провокация - излюбленный стиль многих заметных публицистов. Стоит ли демонизировать стиль? Ну, провоцирует. Что в этом плохого? Она провоцирует, мы размышляем. Те из нас, кто не упростился ещё до рефлексов. Замечу в сторону, примерно так отреагировали умные люди, не согласившиеся с формулировкой «Дождя» «не лучше ли было бы сдать Ленинград».
Итак, не лучше ли вовсе выбросить патриотизм из головы? Как пережиток. Как вредную привычку.
Мысли, спровоцированные Ксенией Лариной, следующие.
Привожу в сокращённом виде, поскольку по прочтении вышеупомянутой публикации внутри меня приключился нервический спор с самим собой, так до конца и не разрешённый. Подобные споры читаются трудно: двойственность - не то, чего ищет глаз в печатном тексте.
Одна часть меня - тоже, видимо, либеральная - принимает написанное Лариной безоговорочно. Соглашается: а ведь правда.
- Вот именно. Особенно это: «патриотизм упрощает человека». В яблочко! Когда-то я наблюдал своими глазами, в моём родном Тбилиси, как под патриотическую трескотню Гамсахурдиа стремительно, до киношного абсурда упрощался и озлоблялся на мир (думаю, первое всегда обуславливает второе). Разумеется, то был патриотизм толпы. Так сказать, низкий патриотизм - ксенофобский, шовинистический. Как ещё от него откреститься приличному культурному человеку? Вот, пожалуй: мещанский. Толпа мещан, скучающих в собственной никчёмности, всегда голодна до праведного гнева: к империи, к понаехавшим, - не суть. Благодарна любому проходимцу за шанс покуражиться, прикрывшись высшим смыслом, за сентиментальную слезу, пущенную под рефрен про «родину-мать». Но разве не всегда так? Разве патриотизм не устроен как сеть, что улавливает души по отдельности, чтобы использовать оптом? Разве подавляющее большинство приличных и культурных - сейчас не об идеологах речь - не слилось в экстазе с разгорячёнными патриотизмом толпами в национальных республиках разваливающегося СССР? Ими двигал патриотизм. Разве не то же самое проделывает с приличными и культурными Майдан-2, отданный на откуп самым что ни наесть патриотам? Разве не это - кульминация любого патриотизма? Упрощение, схлопывание культурных пространств до размеров митинга? Единение не судьбой даже, но исключительно кровью…
…в общем, суть аргументов ясна: патриотизм красиво упакован, но на деле редкостно паршив.
С чем вторая часть меня - как бы она ни называлась - категорически не соглашается:
- Нет, никакая это не кульминация. Это вообще о разном: есть чувство родины - и есть политика, давно и успешно этим чувством манипулирующая. Есть либидо - и есть порнобизнес. Где тут ставить знак равенства? Патриотизм - дело интимное. Патриотизм - это нормально. Если не размахивать им где попало. Как бы банально ни звучало: от человека зависит. И только. «Чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, - любовь к Родине». («Севастопольские рассказы», Лев Николаевич Толстой). Это о войне, конечно. О живущем на войне человеке. Но если всмотреться (только по-честному), без этого стыдливого чувства многое из того, что бесконечно далеко от военных подвигов и что вписало в нашу общую историю биографии высшей пробы, попросту невозможно. Братья Третьяковы и братья Щукины, Савва Мамонтов и Савва Морозов, Алексей Бахрушин, Иван Цветаев - никак не упрощение и крышевание пустоты. Павлов, Менделеев, Пирогов. Земство - запоздалое русское Просвещение, рождено патриотизмом. Кстати, именно исторический опыт земства доказывает, что даже в русском контексте, где государство почти всегда мракобес, и уживаться с ним приличному человеку - что мыкаться с истеричкой женой, совсем не обязательно патриотическое лояльно государству, казарменно и славянофильно. Случалось и наоборот. И до сих пор случается. К примеру, расцветшее ныне волонтёрское движение, как и земство, используют западную матрицу. И те и другие обустраивают нашу, русскую жизнь по тамошнему, либерально-европейскому образцу. Нет, ну вот кто и почему решил, что патриотизм верней всего рифмуется с обскурантизмом? Почему бы не считать патриотизмом именно открытость, готовность познать и освоить чужое, полезное или просто приятное? Патриотизм как всечеловечность…
Но я снова перебиваю себя:
- Договорим о Грузии. Которая когда-то вдруг решила стать тебе чужой… «Истина выше нации», - сказал тогда Мераб Мамардашвили. И пояснил для непонятливых: «Если грузинский народ изберет Звиада, я пойду против грузинского народа». Слово, перевесившее хаос. Остановившее страх и обиду. Одно дело измыслить: культурное родство важней этнического, но другое дело - почувствовать. Альтернатива национально-патриотической афере, которую с такой безрассудной пылкостью, так по-грузински, предлагал философ Мамардашвили, в тогдашней Грузии выглядевший полным апатридом, в политическом смысле не открывала ничего нового и сводилась к сохранению союза с Россией. Но сама его позиция, его выбор актуализировали для современников мировоззренческую модель - альтернативу патриотической запрограммированности - которая одна только и достойна быть фундаментом для единения человека разумного. Никогда не забуду это острое чувство общности поверх национального. Казалось - вот. Моя настоящая родина. Без земли. Без пограничных столбов. Ни пощупать, ни дома построить. Но и - без уличного гвалта, без политической наркоты. Растворённая в воздухе, рассыпанная по холстам и книгам. Родина культурных людей.
- Да брось ты! Хватит носиться с этой утопией. Нет её, и никогда не было, этой альтернативной Родины культурных людей. А если иногда кажется, что есть, так то ненадолго и моментально проходит, как только тебя окликает грубая реальность, в которой - хоть ты тресни, и политика, и национальные интересы, и корпорации с кланами, и Чёрные сотни с ваххабитами. И всё каждый раз девальвируется до перечня «братских народов» и списка объединившихся. И случается Югославия, например. После которой уцелевшие культурные люди, отряхиваясь от пыли и пряча глаза, выползают из укрытий и разглядывают очередных миротворцев: культурней ли прежних, что новенького в экипировке. Утопия красива. Но, как водится, несовместима с жизнью. Так это не работает: выблевали патриотизм до последней косточки и живём в прекрасном новом мире новых людей, свободных от всего этнического, от истории.
Источник:svpressa.ru
Похожие новости:
Олимпиада — праздник всего Мира, а не только России
СпортХотел ли Гитлер… улучшить нашу жизнь?
ОбществоОтягощенные Родиной
ОбществоКто такой Геббельс?
ОбществоО патриотизме и антисоветизме
ОбществоПрикладная либеральная мифология
ОбществоЕсли бы Льва Толстого пригласили на телеканал "Дождь"
ПолитикаМы не знаем слова "сдаться"
ОбществоДырявый зонтик: о "Дожде"
Общество"Дождь" решил провести патриотический марафон
ОбществоВ защиту русского национализма
ПолитикаРеволюция ЦРУ на Украине?
ПолитикаЛиберализм и патриотизм "на пальцах"
ПолитикаВиктор Аксючиц: о патриотизме элиты
ОбществоРоссия на перепутье: каким путем идти
ПолитикаАлександр Ширвиндт: я продался за ангар
ОбществоПатриотизм сквозь меч Невского и трубку Сталина
ОбществоРаскритикована программа "единства российской нации"
ОбществоСегодня поэту Евгению Евтушенко исполняется 80 лет
Новости культурыПутин: мы должны оставаться единой нацией
Новости мира