Художественная самодеятельность на Охотном Ряду
Это прием, накатанный, надо полагать, еще в древние цивилизации. В 7-м классе мне подарили авторучку. Советскую, фабрики «Культпром», артикул «Школьная». В 1950 году это был гаджет, куда как превосходящий все нынешние айпэды. Письмо без тыкания пером в чернильницу, без, собственно говоря, чернил. Они закачивались в резиновый баллончик когда-то прежде, несвязанно с процессом писания. Ручка текла по всем разъемам, я купил для нее в аптеке резиновый напальчник, употребляемый при порезах. Школьные пиджачки были того же цвета, что чернила, синее на синем, считай, незаметно. Отец, рассматривая ее, сказал: «Да-а, не вечное перо». Но главное было не качество, а то, что ее можно носить в верхнем карманчике, снаружи, и все это видят. Много позже я услышал от Ахматовой об одном таком франте: «Тогда уж и зубную щетку». Мне понадобилось купить какую-то ерунду, тетрадку, можно было в уличном киоске - я пошел в «Пассаж»: по нему передвигались толпы народа, имело смысл показать им, что такое настоящая изысканность. Меня окружили трое ребят моего возраста, на секунду припали ко мне и рассыпались. Я схватился за карманчик - пустой. Бросился за ближайшим, чья спина еще мелькала в толчее. Вцепился в плечо, развернул, закричал: «Отдай! Отдай!» Он начал с «Ты чё?!», потом сквозь зубы: «Не у меня». Я продолжал кричать, он вынул откуда-то мое сокровище, сунул мне, проговорил, как мне показалось, пожалуй, дружелюбно: «Будь мужчиной» - и исчез.
Тогда это был не очень-то скрываемый, широко разветвленный промысел в Ленинграде. Небольшие группы малолеток нападали так на одиночек, отбирали что-нибудь, разбегались. За ними следили старшие - чтобы принять добычу, чтобы отмазать, если те попадутся. Чтобы выслать для затравки самого дохленького и, если ты ему вмажешь, возникнуть: «Чего к малышу присташь?!» Одноклассник по пути в школу возбужденно рассказывал мне, как накануне попал в такую переделку, думал, порежут бритвой, но мимо шли люди, вдруг появился парень «лет семнадцати» и сказал: «А ты пойди с ним (показал на пацана) в подворотню и накидай зибдюлей». Я знал, что слово произносится не так, и знал, как надо правильно, но зибдюли мне понравились, не стал исправлять. Лет через десять вдруг вспомнил, с каким уважительным придыханием он выложил «семнадцати» - как «семидесяти».
Предложение закрыть интернет и вместо него открыть очередной культпром под названием «Чебурашка» - явление того же порядка. Я про Чебурашку ничего не знаю, кроме того, что был такой мультик. Хотя знакомый, с которым мы обсуждали этот новый проект, дважды меня спросил: «Ты нарочно говоришь «черепушка»?» - оказалось, я этого не замечал. Лишить информации - само собой, но еще и поставить в унизительное положение. И по-уголовничьему беспомощное: вот сейчас выйдет 17- или 70-летний старшой и рыкнет: «Ты на кого тянешь?!» И больше того: внушить, что не унизительного и не беспомощного больше не будет. Времена, когда представления о человечестве исходили из того, что, скажем, в «Войне и мире» люди занимаются не только самими собой, сочувствуют один другому, разговаривают вежливо (не всегда, не везде, но как правило), - кончились. Нет никакой «Войны и мира». Любишь читать - есть свод постановлений Думы, читай. Есть власть, она же насилие, - и подчинение, оно же в идеале ГУЛАГ.
Старые люди любят похвастаться: помню, мол, девятьсот лохматый. А я вот хочу вспомнить, когда у нас кончили читать и увлеклись политикой, и не могу. Правда, в СССР политики не было - как много чего, включая половые отношения: их признавали, но в рамках учебника биологии. Так что когда режим приказал долго жить, было даже приятно стать на новенького «политиком». В масштабах подъезда, автобуса. Тем более, знать для этого требуется не что на самом деле, а что в газетах. А газеты две-три проштудируй - откуда время на книгу взять? Тогда, возможно, и сломалось. И сейчас, кто «Маугли» прочел и запросто выговаривает «бандерлоги», - тот интеллектуал немыслимый.
Старый человек все принимает агравированно. Можно прижиться к неприятностям, невзгодам, даже бедам, когда их причиняют люди. Люди подвержены изменениям, мизантроп-холостяк находит жену, расист узнает, что его предки евреи, богатый скупец разоряется. Но власть не заинтересована ни в чем, кроме себя самой. Смысл власти - проявлять себя, смысл проявления - делать что-то, чтобы каждый чувствовал, что она власть, а он - нет. Жизнь, даже самая длинная (праотцы не в счет, нет, из реальных ныне сроков), - очень коротка, очень. Притом что по большей части это, как известно, труд и болезни. Но никому до сих пор не приходило на ум, что ее еще будут изводить выпады такой художественной самодеятельности, как на Охотном Ряду. И не какие-то абстрактно-государственные, а бабские или большевистские, направленные на неизвестных им конкретных частных людей. Личного зла я в сердце ни на кого не держу, но и полюбить не полюблю никогда. Скажете: нужна нам твоя любовь, червь! Ой, не зарекайтесь…
Источник:novayagazeta.ru
Точка опоры: в какой именно момент сорвалась резьба
ОбществоЛюди войны. Разговор с разведчиком
ПолитикаТелефонный хулиган рассказал, зачем разыграл Лукашенко
Общество"О той войне незнаменитой"
ПолитикаСоветские люди не были рабами
ОбществоКак Украина превратила Соловьева из журналиста в пропагандиста
ОбществоТерритория у: заходи — не бойся, выходи — как хочешь
ОбществоКак белоруса выслали из США
ОбществоВ какую страну эмигрировать и стоит ли это делать?
ОбществоВойнович: советский человек превзошел мои ожидания
ОбществоРоссия с Украиной - как мама с папой
ПолитикаЕвгений Лазарев: а глаза-то у него честные!
ОбществоСамое страшное письмо проекта "Дети-404"
ОбществоКто такой Геббельс?
Общество"Благие намеренья нынешней власти вызывают нервный тик..."
Общество"От моей жалости никому не становится легче: ни мне, ни другим"
ОбществоТренер: о смысле жизни
ОбществоРеволюция – цена вопроса. Готовы ли мы платить?
ОбществоРАН: против власти не бунтуем
ОбществоЧего хочет власть?
Сирия