Nowa Europa Wschodnia. Диктатор моды
В центре Грозного (города, который еще недавно представлял собой груду руин), на проспекте Мира, с 2009 года работает Дом моды Firdaws. Его основательницей формально является первая дама республики Медни Кадырова. Firdaws принадлежит также сеть бутиков - два в Грозном, один в Гудермесе и один в Москве, а также модельное агентство, которое ведет обучение актерскому мастерству и народной хореографии. Блестящее будущее чеченскому проекту обещали модельер Роберто Кавалли (Roberto Cavalli) и «красный Диор» - Вячеслав Зайцев.
Модная вера
Название Дома моды связано с исламом. Оно происходит из арабского языка, в котором словом «фирдаус» называют высшую ступень рая - чистый, прекрасный мир, наполненный духовной гармонией. На логотипе Дома моды изображена стилизованная райская птица. Молодые модельеры черпают вдохновение не только в традиционных вайнахских костюмах, но и в тексте Корана. Отдельные коллекции носят такие названия как «Леди Чечня», «Ты в раю», «Цветы императора», «Жар-птица», «Дыхание Лета». Создавая свои наряды (отличающиеся разнообразием форм и цветов), Firdaws преследуют одну главную цель: подчеркнуть скромность чеченской женщины. Модели вышагивающие по подиуму старательно закутаны в дорогие и богатые ткани. Обязательное дополнение каждого наряда - головной убор в разных вариациях.
Firdaws - не только локальное явление, он присутствует на всех крупных событиях, связанных с модой, на территории Российской Федерации и завоевывает признание за границей, в первую очередь в Объединенных Арабских Эмиратах. Недавно Дом моды начал проектировать одежду для детей и мужчин.
Несмотря на то что предприятием формально руководит Медни Кадырова, вдохновителем его создания стал ее муж - глава Чеченской Республики и главный знаток моды в Чечне - Рамзан Кадыров. Судя по размещенным на сайте Firdaws отзывам, подданные чрезмерно ему за это благодарны. Чеченский Дом моды - это неотъемлемая часть властного спектакля Кадырова, в котором одну из самых главных ролей играет сейчас ислам.
Пацифисты Кадыровы
Ислам в Чечне - относительно молодое явление. Хотя появился он здесь уже в VIII веке, массовая исламизация этих территорий произошла во второй половине XVIII - начале XIX веков (некоторые ученые называют XVI век). Она была связана с освободительной борьбой против экспансии Российской империи и вписывалась в общую атмосферу, царившую тогда на Кавказе. Ислам был в первую очередь элементом, призванным сплотить народы Северного Кавказа, то есть находился в тесной связке с политикой.
Чеченцы - религиозный народ, но не настолько, насколько другие кавказские нации. Чеченскому исламу был свойственен синкретизм - местная вера в пророка переплеталась, в частности, с христианством и правовыми обычаями. Он имел разные обличия. Здесь функционировал как суннитский ислам шафиитской и ханафитской школы, так и ислам суфийских тарикатов - братств. Между отдельными тарикатами не было согласия, и они постоянно враждовали друг с другом. Политики часто, особенно начиная с 90-х годов, использовали эта взаимную антипатию в политических целях. Позднее появилось новое религиозное направление - салафизм и связанные с ним ваххабизм и фундаментализм.
В начале 90-х годов началась реисламизация, которая усилилась во время первой чеченской войны и нашла отражение в направленном против России джихаде. В Чечню приезжали эмиссары из арабских стран, принося с собой ислам в версии, которую раньше на этой территории не знали. Новые идеи на фоне разочарования ситуацией в республике и военных реалий попадали на благодатную почву. Эмиссары предлагали совершенно иную модель государства, чем сепаратисты.
Понимаемый таким образом джихад «бросил чеченцев в объятия ислама». С одной стороны, он поднимал их самооценку, с другой, помогал им не только крепче сплотиться между собой, но и в символическом смысле соединиться с мусульманской «уммой» всего мира. Эти тенденции усилились во вторую чеченскую войну, когда массовое распространение получили ваххабизм и фундаментализм. Хотя многие люди не поддерживали ваххабитов, они не могли проигнорировать факт, что те были хорошо организованы и сплоченно выступали против ненавистных федералов, зарабатывая себе имидж защитников народа. Вновь произошла политизация религии. Ислам в политических играх использовали все - Джохар Дудаев, Аслан Масхадов, Шамиль Басаев, хотя они не всегда понимали его местную специфику.
Существенную роль сыграла эта религия и в истории Ахмата Кадырова. Ахмат-Хаджи решительно защищал традиционную веру, соединяющую в себе местные традиции и ислам. Сам он принадлежал к кадирийскому тарикату - крупнейшему из трех функционирующих в Чечне. Основателем кадирийского тариката в Чечне был Кунта-хаджи Кишиев, живший в XIX веке. Он учил, что война - это варварство и предписывал отказываться от борьбы, когда это возможно. По его мнению, истинную силу следует искать в мудрости, терпении и справедливости. Такую тактику избрал и Ахмат Кадыров, пойдя на сотрудничество с федеральным властями в рамках политики чеченизации. Его сын и преемник Рамзан продолжил принятую отцом линию, разив ее и придав ей динамики.
Послевоенная ситуация была непростой. Этнонационализма, на который опиралась сепаратистская концепция, а потом ислам в ваххабитском варианте, для сплочения народа было мало. Когда проект независимости провалился, единственным инструментом для воплощения народного проекта осталась исламская риторика.
Выдуманный ислам
Особое значение имел социальный аспект религии. В кризисных ситуациях она помогала сохранить единство общества, укрепить его, а заодно дать ответы на экзистенциальные вопросы. По результатам опроса общественного мнения, проведенного в 2010 году в Грозном для Caucasus Times, национальная идентичность большинства чеченцев опирается на ислам.
Религия играет сейчас ключевую роль в возрождении Чеченской Республики. С одной стороны, она способствует сохранению мира с федеральным центром, с другой, возрождению чеченского этноса, которое служит элементом антиколониальной войны с Россией. Сегодняшний ислам (хотя он и считается «традиционным») обращается к своим якобы многовековым корням, пронизывающим чеченскую культуру, но на самом деле, это в первую очередь политический продукт.
В этот контекст вписывается Дом моды Firdaws со своими недвусмысленно отсылающими к исламу моделями, пытающийся задавать тренды не только в сфере моды, но и в образе жизни, огромную роль в котором играет религия. Firdaws - часть проекта Рамзана Кадырова - диктатора, который старается создать вокруг ислама государство и объединить чеченцев при помощи религии.
Источник:inosmi.ru
Кадыров не считает лезгинку на улицах правонарушением
ОбществоКадыров сделает великим воином нашедшего труп Умарова
ПолитикаКадыров: для нас дико, когда люди целуются на улице
ОбществоВ Чечне создана немецкая автономия
ОбществоВ Чечне за год отряды МЧС спасли почти 600 человек
Общество"В Чечне больше нет преступлений на межнациональной почве"
ОбществоВ 2013 году в Чечне трудоустроены более 33 тыс. человек
ОбществоСтаница Ассиновская Чеченской Республики возрождается
ПолитикаКадыров об увеличении бюджета Чечни: готовы отчитаться
ЭкономикаШестилетний сын Кадырова Адам выучил Коран наизусть
ОбществоЕгипет: между исламом и исламизмом
ПолитикаВ Чечне готовят маршруты для рафтинга
ОбществоФСБ: теракт в Чечне организовал Доку Умаров
ПроисшествияВеллер: ислам одерживает победу над ослабленным христианством
ПолитикаУровень преступности в Чечне — один из самых низких по РФ
ОбществоМинтранспорта и связи Чечни провели обряд жертвоприношения
Общество"Билайн" закрыл все офисы в Чечне
ЭкономикаТолерантность победила и русскую историю, и здравый смысл
ПолитикаКадыров: в Чечне нет никакой исламизации
ПолитикаВ Чечне за газ и свет не платят даже чиновники
Новости мира