Узбекистан: долгая дорога крымских татар до места ссылки
Рауфу Ибрагимову было 15 лет, когда он выбрался из вагона для перевозки скота в палящий зной узбекской пустыни. На этой неделе этому событию исполняется ровно 70 лет.
У 85-летнего Рауфа Ибрагимова до сих пор живы в памяти воспоминания о том дне, когда войска Красной Армии пришли в их селение, чтобы, назвав членов их семьи «врагами народа», выгнать их из дома на благодатной крымской земле и отправить за 4 тысячи километров на постоянное жительство в Узбекистан.
«Вечером в школу солдаты привезли машины - много машин», - рассказал Рауф Ибрагимов (имя которого было изменено из соображений конфиденциальности) порталу EurasiaNet.org в интервью в своей одинокой маленькой квартирке в пригороде столицы Узбекистана, Ташкенте.
«Мы, дети, гуляли и видели эти машины…А уже рано-рано утром подходят два солдата: Давайте, собирайтесь, вы уезжаете. Куда? Неизвестно».
Жителям села дали 15 минут на сборы, велев взять с собой пропитания на один день. Сказали: «вещей не надо», вспоминает Рауф Ибрагимов голосом, прерывающимся от нахлынувших воспоминаний 70-летней давности. Его с родителями и шестью братьями и сестрами запихнули в вагон. «Это был вагон для перевозки скота, - говорит он на русском вперемешку с крымскотатарским. - Там был навоз, который вонял».
«Мы уехали 18 мая, и уже 3-го или 4-го июня были в Узбекистане», - рассказывает он. Людей высадили из вагонов в районе города Гулистан на востоке Узбекистана в местах, которые «раньше считались «голодной степью».
Рауф Ибрагимов был одним из 185 111 жителей Крыма, 18-20 мая 1944 года в срочном порядке выселенных из родных мест под конвоем 32 тысяч военных. Эта высылка, называемая на крымскотатарском языке «сюргюнлик», о которой так пронзительно рассказывается в удостоившейся высокого признания художественной ленте 2013 года «Хайтарма» («Возвращение»), стала массовой карой за якобы имевшее место сотрудничество с фашистами в годы Великой Отечественной войны.
В период войны «многие крымские татары изменили Родине, дезертировали из частей Красной Армии, обороняющих Крым, и переходили на сторону противника», - говорилось в подписанном Сталиным Постановлении ГКО о депортации.
Некоторые крымские татары действительно сражались на стороне фашистов (по некоторым оценкам, 8 684 человек), расплатой же стала массовая депортация в общей сложности 238 500 человек, включая все крымско-татарское население, представителей греческого и болгарского нацменьшинств, и - как ни парадоксально - татар, воевавших против Германии в рядах Красной Армии, сразу же по демобилизации. Все эти люди были высланы как предатели.
Большинство спецпереселенцев (82,5 процента) были высланы в Узбекистан, где семья Ибрагимова была отправлена работать в колхоз. Жили в сделанных из глины домах, в которых не было «ни окон, ни дверей, ничего - камыш только» на полу, на котором и спали. Многие спецпереселенцы умерли еще по дороге от недоедания и болезней, либо от тяжелых условий сразу по прибытии на место.
Среди депортированных был и шестимесячный Мустафа Джемилев, ныне один из лидеров крымских татар, которому недавно во второй раз было отказано во въезде на родину после мартовской аннексии Москвой Крыма у Украины.
Крымские татары не были ни первыми, ни последними пострадавшими от сталинских депортаций: среди народов, насильственным образом выселенных в 1930-1940 годах из родных мест, были поляки из западных территорий СССР; поволжские немцы; чеченцы, ингуши и турки с Кавказа, а также дальневосточные корейцы. Многие оказались в итоге в Средней Азии, что возымело далеко идущие последствия на демографическую ситуацию.
Депортации производились по идеологическим соображениям с целью покарать представителей национальностей, лояльность которых властям вызывала сомнения, но они имели и вполне практическую цель, а именно мобилизации рабочей силы, необходимой для реализации планов коллективизации и индустриализации на территории Средней Азии.
Подростка Рауфа Ибрагимова сначала отправили на сельхозработы - «хлопок копать, туда-сюда», а потом на ткацкую фабрику в Ташкент.
Клеймо «предателя» родины прочно приклеилось к крымским татарам. Из-за него Рауф Ибрагимов оказался за решеткой: его посадили на год в тюрьму - он ударил работницу своей фабрики «за то, что она мне сказала, что я продажный крымский татарин».
После смерти Сталина в 1953 году некоторые ограничения со переселенцев были сняты, но возвратиться на родину им не разрешили. В Узбекской ССР крымские татары развернули активную деятельность, и молодой спецпереселенец Джемилев стал одним из ярых активистов движения, представители которого обращались к Кремлю с просьбой снять с крымских татар клеймо «предателей» и разрешить им вернуться на родину.
За эту свою деятельность Мустафа Джемилев - которому на этой неделе Польша вручила награду за «вклад в дело демократии» - провел в советских исправительно-трудовых лагерях и тюрьмах в общей сложности 15 лет, объявив как-то в тюрьме 10-месячную голодовку. В 1986 году он вышел, наконец, на свободу.
Объявленная бывшим советским руководителем Михаилом Горбачевым перестройка позволила Мустафе Джемилеву и десяткам тысяч других крымских татар вернуться после 45-летней ссылки на родину. К 1995 году в отчий край вернулись около 250 тысяч человек; численность крымско-татарского населения Узбекистана сократилась с 188 772 человек в 1989 году до 10 046 человек в 2000 году - на 95 процентов за чуть более десяти лет.
А недавно планы некоторых крымских татар Узбекистана по возвращению на родину потерпели крах из-за присоединения Крыма к России.
Разменявший шестой десяток Рустам Ильясов (псевдоним), родившийся в Узбекистане в семье переселенцев, несколько лет строил на земле своих предков дом и планировал в следующем году в него перебраться.
«Теперь, по-видимому, в моем доме стоят русские солдаты, - сказал он EurasiaNet.org. - Если я поезду в Крым, где гарантия, что меня под дулом автомата не отправят в Магадан или куда-нибудь еще. Я не хочу ехать туда, пока Крым не будет возвращен Украине».
Рауф Ибрагимов не вернулся в числе прочих на родину: его покойная ныне жена была слишком слаба для такого переезда, и он до конца своих дней останется переселенцем в Ташкенте. Сегодня он не видит нужды в том, чтобы следить за новостями из оккупированного Россией Крыма. «Что было - не было, какая нам разница?» - говорит этот уже очень пожилой человек, пожимая смиренно плечами.
Источник:russian.eurasianet.org
Amnesty напоминает о риске гонений на крымских татар
ПолитикаКрымские татары вернулись на Родину
ОбществоТурчинов крымским татарам: мы всегда будем вместе
ПолитикаТатары Крыма не хотят проводить акцию памяти на кладбище
ОбществоДжемилев опасается беспорядков в Крыму
ОбществоДжемилев собирается прорваться в Крым 18 мая
ПолитикаКрымских татар "не устраивают российские законы"
ПолитикаКрымские татары прорвали кордон на границе, встречая Джемилева
ПолитикаВернутся ли в Крым выселенные армяне?
ОбществоМустафа Джемилев выдвинут на Нобелевскую премию мира
ОбществоКрымские татары проведут свой референдум о статусе Крыма
ПолитикаК вопросу о депортации крымских татар
ОбществоМустафа Джемилев выступил в Совете Безопасности ООН
ПолитикаДжемилев на заседании Совбеза ООН обвинил РФ в цинизме
ПолитикаДжемилев: крымские татары увозят жен и детей из Крыма
ОбществоГоссовет: РФ, в отличие от Украины, восстановит права татар Крыма
ПолитикаКто такие крымские татары
ОбществоГлава землячества крымских татар: русские - потомственные рабы
ПолитикаКрымские татары выступают в поддержку Майдана
ОбществоКрымские татары обратятся к Азербайджану
Политика