Регистрация
» » Как живут и работают журналисты на Юго-Востоке Украины

Как живут и работают журналисты на Юго-Востоке Украины

30-06-2014, 09:40
Всё чаще относительно Славянска звучит не только вопрос: «Сколько там осталось жителей?», но и реплики: «А сколько там осталось журналистов?». Когда-то их было много, а сейчас менее десятка, вместе со звуко- и видео операторами.

...На пресс-конференциях «народного мэра» в апреле и в начале мая в зале заседаний горсовета мятежной столицы Донбасса собиралось до сорока, а то и до полусотни корреспондентов. Пик количества пишущих и снимающих пришёлся на дни референдума о независимости Донецкой республики. Тогда на избирательном участке, расположившемся в местном техникуме, была даже экзотическая съёмочная группа из Австралии.

В апреле и мае Донбасс посетили немало пишущих гонцов из Италии, Франции, США, Великобритании. Но кого вовсе я не видел ни в Славянске, ни в Донецке, ни в Луганске, так и это коллег из Польши, Грузии или Армении. Но вспоминаю, как много журналистов из этих стран я встречал в Доме профсоюзов в Киеве, в декабре и январе.

Затем был Крым, где до референдума о воссоединении полуострова с Россией почти все журналисты были россиянами. А первой точкой на Юго-Востоке, где я встретил иностранца, стал Луганск. 12 апреля на площади у горадминистрации я снимал местный «евромайдан». Сейчас такую акцию там невозможно представить, а тогда она собрала около сотни участников. Лидер местных «борцов за евроинтеграцию» Реуцкий дал свой комментарий получившему позднее известность Саймону Островскому. Именно Саймон позднее угодил в подвал СБУ Славянска, когда там уже размещался штаб ополчения. Впрочем, американец из ViceNews выбрался из плена, а позднее работал на позициях украинской армии. Судя по постам превозносимого украинской аудиторией Аркадия Бабченко, Саймон почти всегда работал рядом с ним. В конце концов, репортёра Бабченко всё-таки побили возле Карачуна, и с кем теперь работает Саймон - неизвестно.

Но не только синяки и плен угрожают репортёрам. 25 мая я присутствовал при эвакуации тел Андреа Роккелли и Андрея Миронова, убитых под Славянском. Их подняли из оврага, возле разбитого артобстрелами железнодорожного товарного состава, который стал линией фронта. Тела погрузили в «Ниву», один из бойцов сел на капот. Так и ехали до морга. А ополченцы разложили передо мной на траве все обнаруженные личные вещи итальянского фотографа и его переводчика.

Позже эти снятые и опубликованные кадры привели меня в эфир итальянского телеканала RAI, а в почту мне пришли письма от друзей и коллег Роккелли. Все просили рассказать подробности гибели…

Но что я знал, кроме того, что ездить в ту точку, где он погиб вместе со своим переводчиком, уже давно было нельзя. Что миномёты с Карачуна стреляли, скорее всего, по скоплению GSM-сигналов. Что я уверен: репортёры были убиты случайно. Приходилось говорить и о том, что, глядя на тела Роккелли и Миронова, я не сразу понял, кто из них кто: ведь одному из них оторвало голову…

Осколки на этой войне убивают гораздо чаще, чем пули. И укрыться от них труднее. После того случая гостиницы Славянска заметно опустели, уехали почти все зарубежные журналисты.
Оставшаяся в Славянске пресса давно наладила свой специфический быт. Мысли о том, что ты можешь быть убитым или раненым, отошли на второй план. Их вытеснили повседневные заботы о том, где бы раздобыть воды и хоть немного электричества. В середине июня репортёры, живущие в Славянске в гостинице «Украина» без света и водоснабжения, использовали для кипячения зацветшую воду из бассейна. Один на всех генератор служил не только им, но и горожанам. «Как отказать жителям, умоляющим подзарядить телефон, чтобы связаться с родными», - сетовал один из репортёров.

С накалом обстановки в Славянске менялись и приоритеты в выборе сюжетов. Идти с объективом приходилось от плохого к ещё худшему. Выпускать нехорошие известия входило в привычку. Сколько не пытались авторы разбавлять свои сводки иронией или хоть каким-то позитивом, всё же приходил на ум перефразированный слоган одного из телеканалов: «Плохие новости - наша профессия».

Сначала внимание камер приковывали любые разрушения, затем их стало так много, что редакции в столицах просили уже снимки и ролики бомбардировок, которые приводили к ранениям или гибели людей. Темами сюжетов мая и начала июня всё чаще была эвакуация или проблемы с продовольствием. Ополченцы в масках и с «калашами» были уже просто пейзажной опцией; сами по себе они уже не впечатляли телезрителей и тех, кто мониторил новостные ленты, - если на этих же кадрах не было видно трассеров или густого дыма. И репортеры, сами понимающие, что, когда идут перестрелки, рвутся мины, как-то нелепо оставаться в центре города, снимая блокпост с позирующими повстанцами. Ломая голову, обклеивать или нет машину таксиста буквами «TV», одиночки и маленькие группы снимающих войну шли на передовые.

Вот и оказывались репортёры нередко в ловушках, которые гораздо страшнее стрельбы самой по себе. Ведь не так пугают спецэффекты, которые можно отснять и уехать, как брызгающие осколками фейерверки, направленные в твою сторону тогда, когда уже нет места для шага назад. Звучат миномётные разрывы, и вот ты уже прыгаешь в окоп вместе с ополченцем, дежурившим неподалеку. Рядом прячется за бетонным блоком твой таксист, больше всего переживающий даже не за себя, а за свой автомобиль. Так, однажды поймав паузу, мы всё-таки вырвались с шофёром Алексеем на его «Таврии» с перекрёстка в Семёновке. Чуть позднее я встретил командира ополченцев с того поста. И узнал, что в помещение, где мы укрывались от танкового обстрела, где беседовали с Натальей, добровольцем из Белоруссии, снаряд угодил через пятнадцать минут после нашего отъезда. Ранены были трое, белоруска контужена. И вот, пришлось продолжить беседу в больничном коридоре.

Жители Славянска ещё в апреле и мае рассказали нам всё, что думают о войне и своей беде. И в какой-то момент пришла пора отвечать нам, прессе. Всё чаще не мы задавали вопросы, а их ставили перед нами: «Когда это всё кончится? Где российская армия? Как нам жить дальше?..»
Не имея связи с внешним миром, не получающие ни одного ответа с телеэкрана, блокадники принимали работников СМИ за экспертов, забывая, что те находятся с ними «в одной тарелке», в одном поле. И поле это нередко полито кровью.

На заглавном снимке мною снят момент, когда фотограф Associated Press Александр Земляниченко проверяет пульс у только что убитой осколком 60-летней женщины. Он ещё не знает, что она мертва…

Эта женщина просто шла с работы, из педагогического института, когда мы услышали из микрорайона Артём разрывы снарядов. Промчали по улице с оборванными осколками проводами, оказались у двора девятиэтажки. Навстречу бежали жители и кричали нам так, будто мы могли успеть кого-то спасти… Во дворе у подъезда даже не лежал, а сидел, скрючившись, ещё один убитый осколками. Мужчина даже не выронил из рук сумки с продуктами. Шокированные соседи, ступающие по стёклам, снова обращались к репортёрам: «Что это? Как такое могло случиться? Почему в нас стреляют?..»

А на следующий день в соцсети VK мне написал некий парень сообщение-вопрос: «Вы были тогда в районе Артёма? Я увидел у вас снимок с убитой женщиной». «Да», - ответил я. И получил реплику, от которой похолодело в груди ещё больше, чем в момент жуткой съемки: «Это моя мать».

Подбирая слова, пришлось рассказывать юноше, как и где менее суток назад был убит самый родной ему человек.

Уверен, что какую бы позицию не занимал репортёр, - будь он хоть трижды «нейтральным», - каждый получил в Славянске немалую долю анонимных, виртуальных угроз быть убитым, повешенным или посаженным «за терроризм». Но ещё больше российские журналисты получали признаний о том, что за них молятся. Неизвестные люди из разных уголков страны и мира писали, что ставят свечи «за то, чтобы ты жил, за то, чтобы всё хорошо было с твоими близкими». Это особое чувство. А ещё это война, на которую многим российским журналистам суждено вернуться. Потому что этого ждут очень и очень многие.

Источник:narpolit.ru

Автор: Nata
Прочитали - 185
Распечатать
Похожие новости:
Александро-Невский собор Славянска украинские военные обстреляли во время воскресной литургии

Александро-Невский собор Славянска украинские военные обстреляли во

Политика
При обстреле Славянска ранен четырехлетний ребенок, его мать убита

При обстреле Славянска ранен четырехлетний ребенок, его мать убита

Политика
Украинские силовики обстреляли уже пятый православный храм

Украинские силовики обстреляли уже пятый православный храм

Политика
Возле попавшего под обстрел храма в Славянске погиб сторож

Возле попавшего под обстрел храма в Славянске погиб сторож

Происшествия
Журналисты попали под обстрел недалеко от Славянска

Журналисты попали под обстрел недалеко от Славянска

Экономика
В Славянске скончалась раненая при обстреле медсестра

В Славянске скончалась раненая при обстреле медсестра

Политика
Штаб АТО: двоих детей в Славянске убили боевики

Штаб АТО: двоих детей в Славянске убили боевики

Политика
На Троицу в Славянске украинский снаряд попал в квартиру священника, батюшка тяжело контужен, семья чудом спаслась

На Троицу в Славянске украинский снаряд попал в квартиру священника,

Политика
В результате обстрела Славянска военными киевской хунты погибла пятилетняя девочка (видео)

В результате обстрела Славянска военными киевской хунты погибла

Политика
В Славянске пропали журналисты телеканала

В Славянске пропали журналисты телеканала "Звезда"

Политика
История военно-полевой жизни Славянска

История военно-полевой жизни Славянска

Политика
В Славянске под обстрел попала детская больница

В Славянске под обстрел попала детская больница

Происшествия
МИД подтвердил гибель итальянского журналиста под Славянском

МИД подтвердил гибель итальянского журналиста под Славянском

Политика
Журналисты LifeNews стали свидетелями спецопераций

Журналисты LifeNews стали свидетелями спецопераций

Общество
В результате обстрела в Славянске разрушены жилые дома

В результате обстрела в Славянске разрушены жилые дома

Новости мира / Происшествия
В Славянске погиб один из командиров ополчения

В Славянске погиб один из командиров ополчения

Происшествия
В ходе спецоперации в Славянске погибли два человека

В ходе спецоперации в Славянске погибли два человека

Происшествия
Украинские военные отбили у ополченцев блокпост в Славянске

Украинские военные отбили у ополченцев блокпост в Славянске

Политика
Врачи подтвердили гибель одного человека в перестрелке в Славянске

Врачи подтвердили гибель одного человека в перестрелке в Славянске

Происшествия
Один человек убит и 2 ранены в перестрелке в Славянске

Один человек убит и 2 ранены в перестрелке в Славянске

Новости мира / Происшествия
Комментарии к новости0
Комментировать
О нашем сайте

На нашем новостном портале вы можете узнать самые свежие новости, происшествиями в мире, политике стран, самые разнообразные мировые новости ждут Вас на нашем сайте, вы можете дискутировать с другими посетителями нашего портала novostimira.net обсуждать самые насущные горячие новости как вашей страны, так и новости всего мира, проставляя рейтинг новостям, вы делаете их более популярными во всём мировом интернет сообществе. Будь в курсе всех событий мировых новостей, делись всей информацией на нашем сайте в социальных сетях. Новости мира - твой новостной портал в мировые новости !

Copyright © 2014 - 2018 NovostiMira.net

  • Яндекс.Метрика