Европейские компании выходят из проекта газопровода TAP

На самом деле различные изменения в составе акционеров происходят уже давно, с тех пор как в прошлом году было принято окончательное инвестиционное решение по проекту. Предлагаем просуммировать и обсудить эти изменения.
Сначала напомним, что в проекте по доставке азербайджанского газа в ЕС есть четыре составные части:
Во-первых и во-вторых, это собственно добыча газа в рамках «Шах-Дениз-2», а также Южно-Кавказский газопровод (уже существует, но необходимо расширение). Обе части принадлежат консорциуму со следующим составом акционеров: британская BP (оператор, 28,8%), азербайджанская SOCAR (16,7%), норвежская Statoil (15,5%), иранская NICO (10,0%), российская «Лукойл» (10,0%), турецкая добывающая TPAO (19,0%).
Тут уже следует отметить недавние изменения: несколько дней назад из проекта вышла французская Total. Её 10% перекочевали TPAO, у которой до этого было всего 9%.А ещё раньше 10% в Консорциуме продала Statoil (до этого у неё было 25,5%).Покупателями стали BP (3,33%) и SOCAR (6,67%).Третья часть - это проект Трансанатолийского газопровода TANAP (16 млрд кубометров = 10 млрд для Европы и 6 млрд для самой Турции), который будет транспортировать газ по территории Турции. Здесь акционерный состав следующий: SOCAR (оператор, 58%), турецкий государственный трубопроводный оператор BOTAS (30%) и BP (12%). 10% от доли SOCAR перешло BOTAS буквально на днях. Несколько ранее 12% купила у SOCAR британская BP. Азербайджанская компания намерена уменьшить свою долю в проекте до 51%, так что возможны и новые изменения в составе акционеров. И последняя часть - газопровод TAP (Trans Adriatic Pipeline), который и будет транспортировать газ уже по территории Европы. Акционеры на данный момент: BP (20%), SOCAR (20%), Statoil (20%), бельгийская Fluxys (16%), Total (10%), немецкий E.On (9%) и швейцарская Axpo (5%).
И, с чего мы и начали материал: как стало известно, Total и E.On хотят продать свою долю в TAP. Официальные объяснения следующие: у Total мало интереса к проекту после продажи доли в добычной части, E.On сосредоточен на северо-западной Европе, где, якобы, проблемы со спросом (на самом-то деле - вопрос в цене поставок). Правда, E.On, напомним, является и покупателем 1,6 из 10 млрд кубометров газа, который планируется транспортировать по TAP.
Фактически же, как мы видим, во всей цепочке есть три реальных бенефициара. Во-первых, это BP, которая является и текущим оператором добычи первой стадии «Шах-Дениз», и плотно сотрудничает с Азербайджаном, в том числе по сверхприбыльному для неё нефтяному проекту «Азери-Чираг-Гюнешли». Во-вторых, это собственно азербайджанская государственная нефтегазовая компания SOCAR, которая таким образом фактически выполняет политическое решение по «евроинтеграции» Азербайджана. В-третьих, это турецкие компании (TPAO, BOTAS), так как Турция заинтересована в проекте - и чтобы покупать газ, и чтобы транспортировать его в ЕС (здесь для Турции важна и экономика, и появляющаяся особая для Евросоюза роль транзитёра, как считает Анкара). Остальные акционеры - европейские компании (Total, Statoil, а возможно ещё и E.On) постепенно выходят из составных частей проекта или уменьшают в них свою долю, подсовывая эти доли кому-то из трёх интересантов проекта. Да и сама SOCAR, как мы видим, пытается продать долю в TANAP своему турецкому партнёру, а также BP.Если продолжит уменьшать свою долю и Statoil (для которой, кстати, азербайджанский газ - конкурент в Европе, и которой нужно поддерживать значительными инвестициями свою стагнирующую норвежскую добычу), то это будет ещё один очевидный индикатор не в пользу проекта.
Почему так происходит? Проект «Шах-Дениз-2» в нынешнем варианте балансирует на грани рентабельности, в основном из-за дорогих поставок газа в Италию, в то время как проект по доставке газа в Турцию является высокорентабельным.Поэтому окажется неудивительным, если в результате реализации проекта компании получат минимальную прибыль, не обеспечивающую необходимую рентабельность вложений. Особенно это касается трубопроводной части, где тариф может быть установлен на самой низкой планке с тем, чтобы хотя бы вывести себестоимость газа в Италии на уровень контрактной цены. Тем более что контракты на покупку газа уже заключены. Фактически европейские компании своим авторитетом поддержали проект, заключили контракты на поставку газа, дождались окончательного решения, а теперь стараются выйти на этапе, когда необходимо делать собственно инвестиции.К чему всё это приведёт, сказать сложно. Хотя решения вроде бы приняты, и даже заключены контракты, если европейцы продолжат сбегать из проекта, вопросы неизбежно возникнут.
Напомним, что теоретически «Шах-Дениз-2» может успешно разрабатываться, если газ с него будет закупать Россия. Или же если, например, весь газ заберёт себе Турция, отказавшись от дорогого СПГ.И, конечно, нельзя не отметить, что на фоне описанных неопределённостей с альтернативой российским поставкам Евросоюз в очередной раз начинает противодействие строительству «Южного потока».
Источник:odnako.org

Тогрул Исмаил о приобретениях Турции на энергорынках
Экономика
Газпром: война - войной, а бизнес - по расписанию
Экономика
"Роснефть" и SOCAR создают совместное предприятие
Экономика
Total отказалась изменять из-за санкций проект "Ямал"
Экономика
Черноморский газ и борьба за европейский рынок
Экономика
Французская Total списала $350 млн вложенных в Штокман
Экономика
Total списала свои инвестиции в Штокман
Экономика
Болгария надеется получать газ из Азербайджана
Экономика
Турция решила покупать больше газа из "Голубого потока"
Экономика
РФ и Турция договорились об увеличении мощности "Голубого потока"
Политика
Азербайджан получит скидку на прокачку нефти
Экономика
Австрия вновь захотела влиться в "Южный поток"
Экономика
Газопровод из Азербайджана откроет путь в Европу иранскому газу
Политика
CNPC приобрела 20% в ОАО "Ямал СПГ"
Экономика
Французская Total ищет газ и нефть в Великобритании
Экономика
Азербайджан запускает газовый проект в обход России
Экономика
Баку: инвестиционное решение по проекту "Шахдениз-2"
Общество
Турция готова строить газопровод из Израиля
Экономика
Энергетические игры Кавказа
Политика
Терминалы СПГ: о новой турецкой газовой игре
Новости мира