Консолидированного давления на Россию нет и не будет

Вокруг санкций и антисанкций много споров и самое время дать высказаться специалистам.
О том, что мы увидим на прилавках наших магазинов, кому выгодны ответные российские санкции и чего на самом деле нужно опасаться аграриям, рассказал генеральный директор Аналитического центра СовЭкон Андрей Евгеньевич Сизов.
- Сегодня одной из самых актуальных новостей является запрет импорта продовольствия из ряда стран. Просим Вас дать экспертную оценку, как это решение может отразиться на российских производителях и потребителях продукции?
- Для начала, я бы хотел обратить ваше внимание на то, что ввоз свинины из ЕС запрещен уже пять месяцев назад. И дело тут вовсе не в санкциях, а в случаях возникновения АЧС (африканская чума свиней) на европейской территории. В связи с этим, у меня вопрос к потребителям: хоть кто-нибудь заметил, что что-то изменилось на прилавках со свининой? Я просто уверен, что нет.
Этот небольшой пример свидетельствует о том, что все те изменения, которые происходят сейчас на рынке, потребитель не всегда знает и ощущает.
Я не думаю, что санкции приведут к серьезным изменениям потребительской корзины: та же самая австралийская говядина, может быть заменена на аргентинскую, а запрет импорта свинины дает импульс ускоренному развитию внутреннего рынка мясопродуктов.
Естественно, какие-то позиции, ну скажем некоторые сыры, исчезнут, но для большинства россиян это не критично. Сразу же возникнут предложения со стороны других производителей по наполнению той или иной рыночной ниши - это уже очевидные законы рынка.
Ответные санкции в первую очередь дают серьезный стимул для развития и дальнейшего роста внутреннего производства свинины, говядины и птицы в России.
Более сложная ситуация с молоком - реакция отечественного производителя не может быть быстрой. Уже много лет прилагаются усилия по подъему производства молочного скотоводства, но прогресс минимальный. В выигрыше явно будет Белоруссия, которая может нарастить и поставить на российский рынок достаточно широкую гамму (по объему, качеству и ассортименту), тех или иных молокопродуктов.
Что касается овощей и фруктов, то вопрос отечественного промышленного садоводства не может быть решен в сжатые сроки. Это требует достаточно серьезных усилий и продолжительного времени, поэтому эта ниша в большей степени будет закрываться за счет импорта из Турции, Израиля, Египта и, отчасти, Средней Азии.
Я хочу отметить, что консолидированного давления на Россию, о котором говорят западные лидеры, не было и не будет. Подавляющее большинство стран (вся Латинская Америка, Африка, Азия, за исключением Японии и то, с оговорками) заняли нейтральную позицию по отношению к нам и не собираются подвергать риску свои сложившиеся дипломатические и торговые отношения.
- Импортозамещение - это своего род «стратегия догоняющего», которая должна не просто привести к становлению определенного производства, но и становлению этого производства на более высоком, чем у конкурентов уровне. Как по Вашему мнению будет проходить импортозамещение в России: производители будут копировать уже существующие продукты и технологии или создавать новые?
- Хороший вопрос. Многие позиции продуктов могут быть воспроизведены за счет использования тех или иных технологий, не являющихся особым секретом. В связи с запретом импорта, вполне возможно появление товаров, которые смогут заменить те или иные виды деликатесной продукции, которые в России вообще не производились или производились в минимальных объемах, поэтому здесь как раз возможна определенная модернизация производства.
- Если следующим этапом антироссийских санкций станет запрет на поставку семян, как это скажется на экономике?
- Если Европа пойдет по этому пути, то это, конечно, будет весьма неприятно как для российской экономики, так и для российских потребителей. По некоторым позициям, если мы говорим об аграрном секторе, у России исключительно высокая зависимость в плане агротехнологического производства.
Сегодня Россия достигла рекордных показателей производства кукурузы и подсолнечника, которые в разы выше советских показателей, в первую очередь, благодаря широкому распространению семян зарубежной селекции, которые более устойчивые к неблагоприятным погодным условиям, урожайные и с более коротким периодом созревания.
Если будут приняты меры по ограничению со стороны Европы ввоза таких семян, то это конечно отразится на сборах не только кукурузы и подсолнечника, но и на производстве сахарной свеклы, где это практически 100% зависимость. Так же может пострадать производство картофеля и ряда овощных культур.
Самое неприятное не то, что Россия вынуждено ввела ответные санкции, а то, что мы не знаем ответа на вопрос, где этот виток санкций может закончиться. Эскалация - это путь в никуда. Очень надеюсь, что наши ответные санкции станут поводом для взаимного обсуждения ситуации и поиска какого-то взаимного компромисса.
Источник:km.ru

Ответные санкции - импорт иномарок могут запретить
Экономика
Санкции России могут способствовать спаду финской экономики
Экономика
СМИ узнали о возможном ужесточении санкций против США и ЕС
Экономика
Европейцы попытаются отправить продукты в Россию через Швейцарию
Общество
Путин: Россия не отгораживается от внешнего мира
Политика
Финляндия не будут вводить санкции против РФ за агроэмбарго
Политика
Санкции вызвали рост производства кошерных продуктов в России
Экономика
Потенциал роста
Политика
Эксперт: цены на молочную продукцию в РФ взлетят на 12-15%
Экономика
Эксперт: санкции приведут к росту цен на птицу
Экономика
Казахстан может предложить России картофель и арбузы
Экономика
Война санкций: кто выиграет?
Экономика
Россия адекватно ответит на санкции Запада — подписан указ Президента
Политика
"Колбаса неизбежно подорожает"
Экономика
Что ждет российский продовольственный рынок
Экономика
Ответ РФ на западные санкции - стимул для развития с/х
Экономика
Московский зоопарк пострадает от ограничения импорта
Общество
Россия нашла способ побольнее ответить на санкции Запада
Политика
Канадский бизнес просит не вводить санкции против России
Экономика
Россия разрешила ввозить свинину из Бразилии
Экономика