Место экономики под крымским солнцем. Денис Батурин
Если выпало в империи родиться, И. Бродский
Лучше жить в глухой провинции у моря.
Есть профессиональное стремление — превратить происходящее на глазах творение истории в логическую схему, построить гипотезу и выделить тренды. Но дело-то все в том, что для этого надо подняться над горизонтом, быть одновременно включенным и отстраненным. А это возможно только из будущего или настоящего — в прошлое. И все же, попробую сложить из разного — наблюдений номеров и марок автомобилей в Крыму, инсайда, информации об активах крымских и украинских бизнесменов, интересов российского бизнеса, нужд крымской экономики, действий ключевых фигур крымской власти, принятых/принимаемых федеральных законов и действий федералов и т. д. - картину ближайшего развития событий. Каждое слово и вывод (и даже эпиграф) могут быть подвергнуты сомнению по одной причине — история находиться в точке бифуркации, ее временное измерение (длительность периода неопределенности) неизвестно, а поэтому будущее многовариантно.
О базисе, то есть экономических отношениях. Есть мнение, что экономики Крыма не было, нет, и не будет (на последнем настаивают авторы и идеологи стратегий возвращения Крыма). Конечно, экономика есть — со своими структурными особенностями, ресурсными проблемами, экономическими игроками. Вот с этой точки зрения и посмотрим на ситуацию в Крыму.
Самым крупным игроком является государство, которое занято вопросом формирования налоговой базы, подготовкой к реализации ФЦП, налаживанием экономической инфраструктуры и бюджетного процесса, имущественными вопросами.
Крымский бизнес занят вопросами интеграции в новые экономические и политические условия (законы, формальные и неформальные практики), поиском логистических цепочек (сохранение партнеров в Украине и поиск партнеров на материке), финансовых схем, укладывающихся как в законы Украины, так и в законы России. А так же защитой бизнеса в условиях переходного периода. Кроме того бизнес волнует покупательная способность населения, а также высокая планка заработной платы, заданная бюджетным сектором. Промышленники ждут госзаказов.
Российский бизнес присматривается к перспективам работы в Крыму. Проще всего приближенным к власти и уже попавшим под санкции акулам бизнеса, которые имеют намерения получить подряды в рамках ФЦП. Например, компания «Стройтрансгаз», входящая в холдинг Volga Resources Геннадия Тимченко, по словам чиновников больше всех уделяет внимание участию в проекте строительства транспортного перехода через Керченский пролив. Первую волну бизнес-интервентов, готовых на любой проект с любыми вложениями в любой сфере, и даже дождь вызвать пока канал перекрыт, Крым уже пережил. Многие боятся санкций и это больше всего заметно по банковской сфере. Многие озадачены особенностями переходного периода – процессами национализации, вопросами имущественных отношений, юридической практикой, проблемной логистикой. Есть и такой бизнес, который смело вошел в Крым и определил для себя полуостров территорией нового этапа развития своего дела (наиболее ярко представлен в банковской сфере).
Украинский бизнес стремится сохранить или вывести свои активы, сохранить производство (проблемы с водой), долю крымского рынка, логистические цепочки, сохранить или найти новые рынка сбыта («Титан» и «Крымский содовый завод» Дмитрия Фирташа), создает российские предприятия («Укртелеком» заключил договор на оказание услуг связи с компанией «Наш Телеком», которая связана со структурами Рината Ахметова), параллельно лоббирует в Украине создание условий для деятельности предприятий в Крыму («ДТЭК Крымэнерго» покупает электроэнергию у государственного украинского экспортера «Укринтерэнерго»). Есть украинский бизнес, попавший под национализацию — крымские активы Игоря Коломойского.
Есть еще одна бизнес-фракция, выделить которую подтолкнуло разнообразие автомобильных номеров на улицах крымских городов, слухи о лицах из прошлой власти, регулярно бывающих в Совете министров Крыма (экс-первый вице-премьер Павел Бурлаков), упорные (и, похоже, подтвердившиеся) слухи о покупке Сергеем Курченко одной из крымских сетей АЗС. Эту бизнес-группу составляют сейчас те, кто бежал с Юго-Востока или не стал туда возвращаться из Крыма, кто вынужден был свернуть свой бизнес в Украине. Они готовы выкупать активы у крымчан, участвовать в процессах приватизации национализированных активов. Нельзя исключать и возможного рейдерства в условиях особенностей переходного периода.
Смесь получается гремучая и очень не хотелось бы наблюдать процесс не просто перераспределения, а передела собственности. Осадить бурное проявление перераспределения активов могут правоохранители и политическая воля руководства республики.
Автор: Денис Батурин
#SaveDonbassPeople
#DonbassAgainstNazi
Источник: anna-news.info

Первый бизнес форум ДНР под руководством Народного фронта Новороссии
Новороссия
Состоялся первый бизнес-форум ДНР
Новороссия
Раскулачивание Коломойского: в Крыму у олигарха отобрали еще три
Новороссия
Максим Короленко: «Крым должен стать лучшим регионом России»
Политика
Телефонный оператор Ахметова останется в Крыму
Экономика
Крым завершил первый этап интеграции в состав России
Общество
Бизнесмен, объявленный в розыск, покупает сеть АЗС в Крыму
Экономика
"Агентство кредитных гарантий - очередная афера властей"
Экономика
"Крымский титан" Фирташа отказывается платить налоги в РФ
Экономика
Закон об ОЭЗ в Крыму подготовят до дня выборов на Украине
Экономика
Где именно в Крыму построят игорную зону. Три района
Экономика
Никитин: мы не можем позволить себе написать для Крыма плохие законы
Экономика
Крым: цены растут, бизнес замер
Экономика
Досрочные выборы в крымский парламент могут пройти до конца года
Политика
Украинские банки сворачивают бизнес в Крыму
Экономика
Золото Януковичей
Общество
Страшна ли Крыму месть Украины
Политика
Новосибирские эксперты разошлись в оценках потенциала Крыма
Общество
Жителям Крыма пообещали российские социальные льготы
Общество
Россия готова вложить в развитие Крыма $6 млрд
Экономика