"Совесть и конфликт": художники рисуют войну

Когда нацистские офицеры обнаружили в студии у Пикассо картину «Герника», они спросили: «Это ваша работа?», художник произнес приписываемую ему известную фразу: «Нет, это сделали вы».
Почему гражданская война в Испании больше чем другие конфликты глобального масштаба, происходившие в 1914 - 1918 годы или же с 1939 по 1945 годы, настолько вдохновила и политизировала целое поколение художников и поэтов? Решив стать водителем машины скорой помощи машины в Испанской Республике в 1937 году, У.Х. Оден (Wystan Hugh Auden, один из величайших поэтов 20 века, - прим. перев.) писал: «Мне настолько не нравится повседневная политическая деятельность, что я не хочу ею заниматься, но есть кое-что, что я мог бы делать не как поэт, а как гражданин, и поскольку у меня нет иждивенцев, я чувствую, что должен идти и делать; и очень надеюсь, что там не очень много сюрреалистов».
Оказалось, что сюрреалисты в Испании были: сюрреализм с его крайне развитым воображением и мощным психическим воздействием был для художников, пожалуй, самым лучшим способом самовыражения, позволявшим реагировать на кошмары тоталитаризма и ужасные методы ведения современной войны. Разумеется, это лишь один из выводов, который позволяет сделать новая самобытная и захватывающая экспозиция «Совесть и Конфликт: британские художники и гражданская война в Испании» (Conscience and Conflict: British Artists and the Spanish Civil War), которая открылась в галерее Pallant House.
Огромная композиция Джулиана Тревельяна (Julian Trevelyans) под названием «Голова лошади» (Horses Head) из раскрашенного папье-маше, венчавшая платформу на колесах, с которой сюрреалисты участвовали в шествии в честь 1 мая в 1938 году, с ухмылкой взирает на полотно «Месса в Памплоне» (Mass at Pamplona) Андре Массона (Andr Masson), на котором епископ Памплоны, пообещавший отпустить грехи каждому, кто убьет марксиста, изображен в виде осла, предлагающего украшенные свастикой причастные облатки. Устремленная ввысь скульптура МакУильяма (FE McWilliam) из липового дерева «Длинная рука» (The Long Arm) по настроению перекликается с графической работой Жоана Миро (Joan Mir%26oacute;), на которой изображен каталонский крестьянин, сжимающий кулак в традиционном приветствии лоялистов (сторонников народного фронта, - прим. перев.). А исполненная тревоги и напряжения заостренная бронзовая композиция Генри Мура (Henry Moore) «Три точки» (Three Points) своей центральной фигурой напоминает ключевые конические фигуры лошади и женщины, изображенные на переднем плане «Герники».
Из-за огромного количества писателей, участвовавших в той войне в Испании, Стивен Спендер (Stephen Spender) назвал ее «войной поэтов», при этом об участии в войне британских художников известно гораздо меньше. Экспозиция в галерее Pallant House начинается с выставленных рядом фотографии поэта и студента Джона Корнфилда (John Cornfield), убитого в 1936 году в день своего 21 дня рождения и автопортрета художницы-коммунистки и лесбиянки Фелишии Браун (Felicia Browne), которая стала первой из британских добровольцев, погибших в Испании. После ее гибели яркие и полные жизни эскизы, изображавшие каталонских крестьян, были извлечены из ее окровавленной сумки и выставлены в Лондоне, где они вызвали широкую поддержку в адрес республиканцев.
Британский художники, приехавшие на войну в Испанию, были разными - среди них была 16 летняя Урсула МакКэннел (Ursula McCannell), картины которой, изображавшие беженцев - «Семья нищих» (Family of Beggars), «Семья, спасающаяся бегством» (Fleeing Family), написанные в меланхоличной манере под влиянием работ голубого периода в творчестве Пикассо, вызвали в Лондоне сенсацию. Был там и мастер по изготовлению эстампов Стенли Хэйтер (Stanley William Hayter), которого республиканское правительство пригласило поработать в Барселоне и Мадриде. Его монументальное произведение в пронзительно розовых тонах «Пейзаж, пожирающий людей» (Paysage Anthropophage - Man-eating Landscape), написанное в 1937 году, предвосхитило некоторые элементы «Герники» (Пикассо регулярно бывал в мастерской Хэйтера «Студия 17»).
К не менее впечатляющим следует отнести и работы Джона Армстронга (John Armstrong), в которых показаны резкие вымышленные образы разрухи, запустения и одиночества. Он никогда не был в Испании, но с помощью сдержанных тонов темперы и современных модернистские мотивов он невероятным образом воскресил в памяти разрушенные под бомбежками дома, освещенные огненными всполохами. Клочки бумаги, символизирующие человеческие тела, пролетают по полотну «Пустая улица» (The Empty Street), повторяя образ, когда-то показанный в фильме «Берлин - Симфония большого города» (Berlin: Symphony of a Great City). Разрушенные крыши домов зияют под хрустально чистыми небесами, а пыльные просторы в «Рассвете» (Sunrise) и «Дырявом рубище» (название взято из шекспировского «Короля Лир») напоминают работы Джорджио де Кирико (Giorgio de Chirico), в которых неподвижность и безмолвие сочетаются с прозрачностью и таинственностью.
Эти работы из частных коллекций, которые зритель никогда не видел, выставлены в галерее Pallant House рядом с всемирно известными произведениями, в том числе «Плачущей женщиной» (Weeping Woman) Пикассо и свинцовым «Шлемом» (Helmet) Генри Мура. Идея последнего взята из представленной на выставке серии рисунков «Испанский узник» (Spanish Prisoner), написанных мелом, карандашом и углем. На них изображены лица, смотрящие через колючую проволоку и символизирующие опасность, средства защиты и защищенность.
И хотя эта выставка оказывает на зрителя не совсем правильное влияние, подвергая сомнению или опровергая предвзятые мнения об отстраненности британцев путем изучения согласованности и ассоциаций - например, предметы с зазубренными и рваными краями на картинах «Зона бедствия» (Distressed Area) и «Тиранополис» (Tyrannopolis) Мерлина Эванса (Merlyn Evans) сопоставляются с «Плачущей женщиной», - она позволяет привлечь внимание большинства и оценить, насколько сложным и многоплановым было восприятие британцами этой войны. В картине «Предчувствие» (Premonition, 1937), на которой Лондон изображен в виде руин под пылающим небом, Уолтер Несслер (Walter Nessler) представляет трагедию в Испании как костюмированную репетицию более масштабной войны в Европе. В самом начале враждебных столкновений в Испании Эдвард Бурра (Edward Burra) писал: «это было ужасно: забастовки, горящие церкви, и затаенная ненависть повсюду» - все это возникло как следствие невежества и противоречивых политических взглядов. В картине «Медуза» («Medusa») над зоной бедствия и разрухи возвышается нечто сюрреалистическое и нездоровое. А на картине «Наблюдатель» («The Watcher») изображена зловещая фигура в красном напротив другой жуткой фигуры в кардинальской шапке, которая держит копье с зазубринами. Кто из них агрессор, а кто защитник?
Одной из величайших работ можно считать загадочную мозаику из башен, знамен и всадников, созданную Уиндемом Льюисом (Wyndham Lewis) до начала 1934 года и первоначально названную «Осада Барселоны» (The Siege of Barcelona). Раскрывающееся великолепие из украшенных драгоценными камнями деталей - от гравированного бордюра стального оттенка на переднем плане с изображением солдат, напоминающего «Сдачу Бреды» (The Surrender of Breda) Веласкеса, до крошечного повешенного человека и автопортрета с мольбертом в окне центральной башни - представляет собой в тщательно проработанную композицию. Она может означать аллегорию установления порядка либо архаичное представление реалий, существующих одновременно и разобранных на элементы. Как бы то ни было, эта картина, как и стихотворение Одена «Испания» (Spain), раскрывает величие истории Испании, на фоне которой происходила война 20 века.
После того, как в 1939 году Барселону оккупировали нацисты, Льюис, который вовсе не был сторонником коммунизма, изменил название картины на «Сдачу Барселоны», сокрушаясь, что «увы! каталонское солнце распалило кровь людскую. А поскольку Барселона сдается, и над нею реет штандарт фалангистов, мы видим, что это конец - и среди прочего пришел конец и живописи». Предположительно он имел в виду, что при Франко в Испании никогда больше не появятся радикалы вроде Пикассо или Миро.
Это было правдой, но была и другая правда посерьезнее. Во-первых, историю здесь вершили не победители: как писал Эрик Хобсбаум (Eric Hobsbawm), «При закреплении в памяти человечества событий гражданской войны в Испании перо, кисть и фотоаппарат, которые использовались от имени побежденных, оказались сильнее, чем меч и власть победителей».
Во-вторых, как прекрасно показывает эта впечатляющая выставка, искусство и литература времен гражданской войны в Испании, которые радовали слух и глаз на протяжении нескольких десятилетий, демонстрируют ту свободу, которая может существовать одновременно с чувством поражения и, видимо, благодаря ему выражалась острее и ярче. Как утверждал Камю, «Именно в Испании люди поняли, что можно быть правым и при этом побежденным, что физической силой можно победить силу духа, и бывают времена, когда сама по себе храбрость не является заслугой. Именно этим можно объяснить, почему так много людей в мире воспринимают испанскую трагедию как личную».
Источник:inosmi.ru

В Лондоне открылась крупнейшая выставка работ русского художника
Новости культуры
?В Испании обнаружено раннее изображение Иисуса без бороды
Общество
?В Испании обнаружено раннее изображение Иисуса без бороды
Общество
?В Испании обнаружено раннее изображение Иисуса без бороды
Общество
?В Испании обнаружено раннее изображение Иисуса без бороды
Общество
?В Испании обнаружено раннее изображение Иисуса без бороды
Общество
?В Испании обнаружено раннее изображение Иисуса без бороды
Общество
Голкипер «Барселоны» установил вратарский рекорд чемпионата Испании
Спорт
Барселона: Акция протеста против убийств мирных жителей на Украине
Новороссия
Дочь Пикассо нашла способ отблагодарить музей работ отца
Новости культуры
«Единственный трюк, который мог удасться фашистам - изобразить себя
Политика
Крушение истребителя на базе в Испании: пилот погиб
Вооруженные силы мира
В Испании нашли первую сюрреалистическую картину Дали
Политика
ЕС требует объяснений у Испании из-за гибели мигрантов
Политика
Гиндос: рост экономики Испании ускорился
Экономика
В Испании прошел марш в защиту активистов ЭТА
Общество
Дочери короля Испании предъявили обвинения в мошенничестве
Общество
В Испании задержаны 8 членов группировки "Таганская"
Происшествия
Уровень безработицы в Испании продолжает падать
Новости мира / Экономика
В 56 испанских городах проходят демонстрации протеста против
Новости мира