Ренессанс в Пушкинском
В главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо». 58 произведений из собрания одного из самых известных музеев Италии на два месяца дополнят коллекцию музея. Для уникальной выставки есть и вполне прозаическая причина: в Академии Каррара капитальный ремонт, поэтому собрание музея путешествует по миру.
Джованни Валагусса, директор Академии Каррара, рассказал «Ленте.ру» о выставке: «Музей Каррары в Бергамо - это маленький музей для Италии, но у нас действительно выдающееся собрание великих мастеров. В 1793 году граф Джакомо Каррара подарил городу Бергамо свою коллекцию. Изначально музей Каррары был открыт для школы изящных искусств, но в дальнейшем крупные итальянские коллекционеры продолжили дарить музею новые шедевры, и он постепенно превратился в «музей коллекций». Всего у нас в собрании около 2000 произведений. В Москву мы привезли около 60 работ эпохи Возрождения: с середины XV до середины XVI века. На одной выставке можно увидеть три разных периода итальянского Ренессанса: его зарождение, расцвет и угасание.
Русские хорошо знакомы с итальянским искусством. В коллекции ГМИИ им. Пушкина немало работ итальянского Ренессанса, так что публика хорошо подготовлена. Мы с Викторией Эммануиловной Марковой (доктор искусствоведения, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина - прим. «Ленты.ру») выбрали работы, которые могут рассказать историю Ренессанса, самого важного периода в итальянском искусстве.
Из известных и даже очень известных произведений мы привезли написанный в 1441 году «Портрет герцога Лионелло д’Эсте» Антонио Пизанелло, один из первых станковых портретов эпохи Возрождения. Или вот знаменитое «Мистическое обручение святой Екатерины» Лоренцо Лотто. Из этого полотна вырезали пейзаж с Иерусалимом - на самом деле там был Бергамо - практически сразу после его создания. Говорят, это сделал пьяный французский солдат и вырезанный фрагмент исчез вместе с ним. Посмертный портрет Джулиано Медичи тоже легко узнать. Это очень известное полотно Сандро Боттичелли. Джулиано был убит в 1478 году во время небольшой флорентийской революции. Но заговор семьи Пацци потерпел фиаско, а Лоренцо Великолепный, брат Джулиано, вернул власть семье Медичи. У этого портрета есть три разные версии. Две другие хранятся в Берлине и Вашингтоне. На всех трех вариантах отличается фон, но их объединяет то, что везде обязательно присутствует окно или дверь. Это открытые пути в небеса для жизни вечной».
Алессандро Боттичелли, «Истории св. Виргинии», около 1500-1510 годов. Академия Каррара, Бергамо Репродукция предоставлена пресс-службой ГМИИ 1/8
Живопись Ренессанса представлена в ГМИИ им. А.С. Пушкина недостаточно полно. Дело в том, что изначально музей создавался по частной инициативе профессора Ивана Владимировича Цветаева как публичное просветительское учреждение, учебный музей копий и слепков при Московском университете. Наследуя европейской традиции, он стал первым в России музеем, где в скульптуре - гипсовых слепках, макетах и гальванокопиях - представлены основные этапы истории искусства с древних времен до Нового времени. Значительной частью экспонатов были слепки с выдающихся скульптурных произведений эпохи Возрождения, выполненные на средства Цветаева и частных меценатов. Сделанные из хрупкого гипса, они сохраняются уже более ста лет, и сейчас их можно видеть в Итальянском дворике музея, в залах Микеланджело, итальянской скульптуры XV века, а также в Учебном музее имени И.В. Цветаева при РГГУ.
В таком виде музей был открыт в 1912 году. Оригинальные произведения живописи в массе начали поступать сюда уже после как дары частных коллекционеров. А в 1920-30-х годах - из национализированных частных собраний, Эрмитажа и других ленинградских музеев.
Сейчас живопись Ренессанса постоянно экспонируется в седьмом зале Пушкинского музея. В нем можно видеть шедевры Возрождения: «Благовещение» Сандро Боттичелли, «Пьету» Пьетро Перуджино, «Мадонну с младенцем» Лоренцо Лотто, «Даму за туалетом» Джулио Пиппи, «Святое семейство» Аньоло Бронзино, полотна Веронезе, Тициана, Бронзино, - всего около двух десятков картин. Привезенные 58 произведений из собрания Академии Каррара в Бергамо, одного из самых известных музеев Италии, впервые в истории ГМИИ столь масштабно и качественно дополнят нашу собственную коллекцию.
Выставка «Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо» открыта до 27 июля.
Источник:lenta.ru
Лувр в очередной раз стал самым посещаемым музеем планеты
Новости культурыЛувр стал самым посещаемым музеем планеты
Новости культурыУ Музея Голландии проблемы с возвратом экспонатов из Крыма
Новости культурыШедевры русской живописи появились в Тюменском музее
Новости культурыМузей старых мобильников хотят открыть на Урале
ОбществоВ Эссене проходит выставка театрального плаката
Новости культурыРоссийские музеи спрячут от детей картины и статуи "18 "
Новости культурыВ Нью-Йорке проходят аукционы Sotheby’s и Christie’s
Новости культурыУтерянный в 1990-х рисунок Бориса Кустодиева вернули в музей
Новости культурыЭрмитажу передадут здание Биржи
Новости культурыГМИИ анонсировал открытие нового здания Музея личных коллекций
Новости культурыChristies продаст 85 произведений Жоана Миро
Новости культурыИрине Антоновой вручили орден Восходящего солнца
Новости культурыВ Третьяковской галерее нашли картину ученика Рембрандта
Новости культурыНазвана дата открытия музея Louis Vuitton
Новости культурыВ Национальном музее ЧР открылся филиал Русского музея
Новости культурыВ Санкт-Петербурге открылся частный музей Фаберже
Новости культурыЦеретели создал часовню из бронзы
Новости культурыАмериканский музей устроил выставку для нудистов
Новости культурыСокровища Тутанхамона отправили на реставрацию
Новости культуры