К 205-летию со дня рождения А.В. Кольцова
«Ты можешь жить в Петербурге или где хочешь. Денег тебе нет ни копейки… благословение дам, а больше ничего». - После злобных отцовских слов Кольцову пришлось вернуться из Москвы в Воронеж и продолжить вести ненавистные торговые дела ради выживания и благополучия семьи. Но дни его были уже сочтены. «Бес материализма» и тяжёлые страдания («…зазнался», - слышалось отовсюду) довели до чахотки.
А. В. Кольцов умер 29 октября 1842 года, одинокий, больной, безо всякой врачебной помощи и домашней поддержки. С его несгибаемой целеустремлённостью и цельностью - «точно кремень» - могущий стать миллионером, в предсмертном бреду вскакивал и лепетал что-то об осуществлении мечты сделаться «проповедником новых идей».
В сознании знатоков и любителей поэзии имена этих двух замечательных воронежских сочинителей - А. В. Кольцова и И. С. Никитина - неразрывно связаны меж собой множеством причин. И роднит их не только город детства и юности, но и схожесть отнюдь не лёгких судеб. Они даже похоронены рядом - в центре Воронежа, в зажатом высотками уголке бывшего Митрофаньевского кладбища - …в конце 19 века тихой, нехоженой окраине.
Жизнь как осенняя ночь молчаливая, -
Горько она, моя бедная, шла
И, как степной огонёк, замерла…
- выгравировано на памятнике Никитину.
В душе страсти огонь
Разгорался не раз,
Но в бесплодной тоске
Он горел и погас…
- выгравирована эпитафия Кольцову.
Сильные выстраданные строки. Стихи мужчин сверхтрагических судеб. Судеб коротких, но, несомненно, творчески ярких и высоких.
И если бы «каторжанский реестр» герценовского мартиролога литературных жертв царизма был продолжен, то, наряду с Кольцовым («Кольцов убит своей семьёй, тридцати трёх лет») Александр Иванович обязательно вписал бы туда и Никитина, но… Торопился уезжать: «Ужасный, скорбный удел уготован у нас всякому, кто осмелится поднять свою голову выше уровня, начертанного императорским скипетром; будь то поэт, гражданин, мыслитель - всех их толкает в могилу неумолимый рок». - Слова, произнесённые эпитафией всей русской литературе: до срока почившим Рылееву, Пушкину, Грибоедову, Лермонтову, Веневитинову («…стих средь юных лет!»), Кольцову, Никитину, Белинскому, Полежаеву, Баратынскому, Бестужеву… И далее, далее.
Если без длинных занудных экивоков, то собственно трагедия Кольцова, подобно земляку Никитину, да и сродни трагедиям всех «неусадебных» персон - крестьянского, мещанского роду - состояла в несчастии непомерно заниматься «ненужными» вещами. Крайне далёкими от истинного их, божественного предназначения: созидания, науки. Далеко ходить не надо: Ломоносов и Шевченко, Кулибин и Крамской.
Типичная участь талантливого самородка из разночинской массы - завоёвывать признание публики ценою невосполнимых жертв, нравственных и физических страданий. (На память приходит кольцовское «я не поэт, а мещанин» - в противовес рылеевскому «Я не Поэт, а Гражданин!»)
О, сколько взволнованных, возвышенных душ сгинуло в преисподнюю - в нестерпимо упорной, трудной борьбе за право почувствовать себя человеком!
Кольцов, не имеющий даже малого образования (кроме года уездного училища, девяти лет отроду), был прирождённым лириком. С малолетства неся «богатое содержание для поэтических излияний».
Скучно и нерадостно
Я провёл век юности…
Пройдя через непременные и неизбежные по молодости уроки заимствования, подражательности. Отдав известную дань сентиментализму, он непревзойдённо обрёл себя в бушующей стихии русской песни. Именно в этом «полуписьменном-полуустном жанре он достиг тех вершин, которые обеспечили ему бессмертие» (О.Ласунский).
В истории отечественной культуры прецедент Кольцова-художника поистине уникален. Отсутствие систематического образования, присущего дворянскому кругу, не повлияло, а в какой-то мере и «освободило», высвободило незаурядную писательскую индивидуальность и по-детски наивную непосредственность. Дав благие последствия и направление, верный ход правильному ощущению ремесленничества и материализации творческого версификаторства. Осознанию истинной свободы, полёта мысли.
Сам будучи пахарем, работягой, невезучим «челобитчиком» неблагодарной Фемиды, кто как не Кольцов, приоткрыв занавес народного быта, - сродни каторжанскому, - мог живописать крестьян людьми вполне обыкновенными. Нежными и верными, грустными и весёлыми. Нравственно цельными. Образно полными и артистичными: «В его песни смело вошли и лапти, и рваные кафтаны, и всклоченные бороды, и старые онучи, - и вся эта грязь превратилась у него в чистое золото поэзии» (Белинский).
Готовность биться до «конца-краю», наперекор судьбе, не глядя на невыносимые окружающие обстоятельства - вот главное утверждение кольцовского романтического героя: мужика, рыцаря полей. Ключевая эстетическая мысль - идея мужицкой, селянской жизни. Да и сам пиит не опускал «очи долу» - нисколько не боясь на равных померяться-потягаться с горемычной судьбинушкой силами, всю дорогу изматывая, «мая» себя битвами: «…он первый обратился к русской жизни прямо, с глазами, не отуманенными никаким посторонним чувством…» (Салтыков-Щедрин). На смерть смотрел открыто, «не мигая глазами». Бешено и без остатка предаваясь веселию и печали, находя в них «размашистое упоение», вместо того чтобы «падать под бременем самого отчаяния».
Зримой несгибаемостью и твёрдостью Кольцов влюбил в себя абсолютно разную и далёкую друг от друга публику - по направлениям и роду деятельности. Это и духовный наставник Кольцова Белинский, осудивший-таки прежнее своё примирение с «гнусной действительностью». «Его сиятельство» покровитель Одоевский, разглядевший в провинциальном купце средней руки «гения в высшей степени». «Младший брат» Сергей Есенин, посвятивший воронежскому прасолу проникновенные строки.
И. Тургенев, Чернышевский, цитировавший Кольцова в «Что делать?». Менделеев и Балакирев; Некрасов: «…и басни хитрые Крылова, и песни вещие Кольцова…». Пролетарский поэт Кириллов: «Он с нами, лучезарный Пушкин, и Ломоносов, и Кольцов…».
Ещё больше счётом - абсолютно безымянные почитатели и простолюдины, труженики. Благодарные автору за непосредственность и душевную отзывчивость к чужой боли.
*
Через всю жизнь пронёс А. Кольцов незабвенные события «тоскливой» юности - великую драму разбитого молодого сердца. Питающую в дальнейшем его творчество - прямо и опосредованно. Вылившись из трагедии сугубо личной в драму общесоциальную, «громадную и катастрофическую». Каковая, по определению Белинского, заставила Кольцова почувствовать себя уже не стихотворцем, слагающим «размеренные строки с рифмами, без всякого содержания. Но поэтом, стих которого сделался отзывом на призывы жизни…»
Если встречусь с тобой
Иль увижу тебя, -
Что за трепет, за огнь
Разольётся в груди.
Если взглянешь, душа, -
Я горю и дрожу,
И бесчувствен и нем
Пред тобою стою!
А дело было эдак…
Он влюбился. Сильно и безотчётно. Влюбился в девушку-прислугу, дочь крепостной отцовской крестьянки. Причём оформлена «крепость» была на чужое имя, так как Кольцовы не имели дворянского чина. И хоть девочка-милашка, Дуняша, росла и воспитывалась вместе с дочерьми Василия Петровича Кольцова, - была им кровинкой родной, - хозяин не смог потерпеть близости отношений наследника и слуги. Господина и холопа.
Ничтоже сумняшеся отец, не терпевший «попереченья», просто взял и продал мать с дочерью в бескрайние донские степи.
Потрясённого горем Алексея свалила чёрная падучая: «Исчезнул сон: моим очам, моим разрушенным мечтам совсем иное показалось…».
Выздоровев, опустошённый нездоровьем, самозабвенно и долго скитался по Дону. Безутешно страдая и мучаясь, искал милую. Но увы…
Впоследствии горькая, словно полынь, любовь переросла в легенду. Легенда - в были-небылицы; те - в песни. Уйдя в народ. Глубоко и навсегда. С концовками как счастливыми, так и печальными - вроде того, что найденная наконец невеста умирает прямо на руках у жениха. Ошеломлённого долгожданным приобретением и внезапной потерей.
И те ясныя
Очи стухнули,
Спит могильным сном
Красна девица!
Тяжелей горы,
Тёмней полночи,
Легла на сердце
Дума чёрная!
После того у Кольцова были романы, и довольно затяжные. Но любовь к Дуняше не «стухнула». Не закрыв и не исцелив «рану сердца».
*
На развитие творчества А. Кольцова несомненно повлиял близкий друг, «человек замечательный, одарённый от природы счастливыми способностями» А. П. Серебрянский, организовавший в конце 20-х годов литературный кружок при Воронежской семинарии. И познакомивший Кольцова с местной литературной элитой: книготорговцем Кашкиным, подарившим другу теоретический труд по стихосложению «Русская просодия»; близким к декабристам Сухачевым. Имена и жанровые приёмы Ломоносова, Державина, Хераскова, Фонвизина, Карамзина, Жуковского, Крылова, в особенности карамзиниста Дмитриева стали основой поэтического вероисповедания Алексея Васильевича.
Позднее, в 30-е, сошёлся с воронежским губернатором, по совместительству литератором Д. Бегичевым, накоротке знавшем Грибоедова. Плюс, конечно же, книги, книги, книги... Из семинарской б-ки, от друзей и соратников-поэтов, семинарских профессоров: П. Ставрова, А. Вельяминова.
Я познакомился со светом…
И, если бы… да в добрый час»!..
Готов остаться я у вас!
Готов чумаковать всё лето. -
- …слышатся пушкинские интонация, ритмика, ход. Взятые Кольцовым образцом художественного совершенства.
Однако, волею судьбы оставшись единственным сыном (остальные ребята умерли по младенчеству), Алексей в первую очередь - наследник кольцовского купеческого дела.
С одиннадцати лет занимается с отцом землепашеством, одновременно продажей хлеба. Т. е. от производства - к менеджменту: «Пашенку мы рано с сивкою распашем. Зёрнышку сготовим колыбель святую». Также - садоводством, лесозаготовками, овчиной, шерстью. То был целый сельскохозяйственно-промышленно-торговый круговорот. Конгломерат, так сказать.
Основное занятие Кольцовых - прасольство - скотопромышленные дела.
Весело на пашне.
Ну! тащися, сивка!
«Прасол прежде всего лихой наездник. Он вечно на лошади, на лихом донском коне, который смело перепрыгивает через овраги, плетни и несётся вихрем в степях. Прасол такой же джигит, как казак, он на скаку хватает руками землю и бросает ею в деревенских красавиц… он не остановится ни перед каким барьером. Он и одет по-казацки - в черкеске и в широких шароварах, опоясан ременным поясом с серебряными украшениями, на голове у него барашковая шапка. У него и походка и фигура чисто казацкие: сутуловатый, он ходит увальнем, с перевалкой и как бы с вывернутыми ногами», - рассказывает воронежский краевед и биограф Кольцова М. Ф. де Пуле.
Однажды Алексей на всём скаку перелетел через голову окаянного коня. И с невероятною силой грохнулся оземь. Спасло на редкость крепкое здоровье и казацкая сноровка, джигитовка: «Ах, ты степь моя, степь моздокская…».
Большую часть времени приходилось жить со стадами, «среди природ»:
Между возов огонь горит;
На тагане котёл висит;
Чумак раздетый, бородатый,
Поджавшись на ногах, сидит
И кашу с салом кипятит.
«Многие пьесы Кольцова отзываются впечатлениями, которые подарила ему степь» (Белинский). Первые стихи тоже пришли, «сошли» с небес в степи. Причём внезапно, «как током ударило»: «…Мне не спалось, я лежал и смотрел на небо. Вдруг у меня стали в голове слагаться стихи; до этого у меня постоянно вертелись отрывочные без связи рифмы, а тут приняли определённую форму. Я вскочил на ноги в каком-то лихорадочном состоянии; чтобы удостовериться, что это не сон, я прочёл свои стихи вслух. Странное я испытывал ощущение, прислушиваясь к своим стихам».
Отец был категорически против интеллигентских сыновних штучек. Оттого ничего не оставалось делать, как, по велению тайных струн, сочинять украдкой, вдохновенно и страстно. Приходилось внимательно вслушиваться и собирать народные песни и сказы в отдалённых от дома деревнях. На празднествах, играх и гулянках-хороводах. Чувствуя в стихах-песнях, называвшихся Кольцовым не иначе как «русскими песнями», будущую силу. Вынося вирши на внешний зрительский суд в обход и без ведома отца. Поначалу под псевдонимом. В нелёгком поэтическом призвании видя «вознаграждение за тяжкое горе своей жизни».
В семейном кругу подрастая человеком довольно замкнутым и угрюмым, - полностью раскрывался лишь в поле. С наслаждением вдыхая вольный воздух лесов и пастбищ: «Вблизи дороги столбовой ночует табор кочевой…». И ещё хорошо ему дышалось в кустодиевской деревне, на отдыхе, среди крестьянских сборищ: «Здесь-то прасольство явно сослужило нашей поэзии великую службу. Без него ни русской природы, ни русского народа наш поэт никогда и нигде так бы не узнал» (Н. Скатов).
И ежели сравнивать творчество Кольцова с художественническими образами, то, конечно, более точно тут подошёл бы современник, «аналог» Кольцова в живописи - А. Венецианов.
Парадоксально, но любил Кольцова и эстет Брюллов, гламурный гуляка и светский модник, - что тоже крайне интересно для описания. Но, поскольку объём текста и так улетает в монографическую необъятность… вернёмся к «обыденности»:
Гости пьют и едят,
Забавляются
От вечерней зари
До полуночи.
Вообще немногочисленные стихи Кольцова, умещающиеся в одном всего лишь сборнике, породили на свет множество рерайтов, семплов, как бы сейчас сказали.
Романсы, квартеты, хоры - Глинка и Даргомыжский, Римский-Корсаков и Рахманинов, Мусоргский - Варламов: влияние Кольцова на русскую культуру трудно представить и оценить из-за эндогенного в неё проникновения. Достоевский, например, по прочитанным в книгах фразам и словосочетаниям, претендующим на народность, лубковость, сразу и безоговорочно узнавал и признавал кольцовское влияние на авторский стиль.
Выдающиеся современники, от Белинского до Писарева, революционно-демократические в особенности, безошибочно увидали гениальность молодого поэта-прасола. Который и в Москве, и в Питере бывал, к сожалению, исключительно по коммерческой необходимости. По отцовским торгашеским наставлениям. От «мишурного величья» коих Кольцов внутренне отторгался-отвращался, как от «мерзости». Что с не меньшею силой и убедительностью показано в его «драгоценном памятнике» рукописной словесности, великолепном эпистолярном наследии-исповеди. Из того, что уцелело после семейных разборок (70 писем).
К счастью, в Москве и Питере он попал в самый центр русской духовной жизни, с её интенсивностью и концентрацией общественных веяний и предзнаменований (провёл всего около шести месяцев!): Станкевич с высоким литературным кругом общения; Белинский с его «Телескопом». Далее, с письменными наставлениями от Станкевича, - к питерским Неверову, Краевскому, Жуковскому и… Слышится сейчас потешно, но так оно и было на самом деле - «восходит до Пушкина!» (Скатов). Не зря петрашевцы прозвали К. потом, в 50-х уже, «вторым Ломоносовым».
Критика враз почувствовала - за «Песней пахаря» стоит мощнейшая укреплённость во времени и пространстве, истории и традиции. Ощутила корневой врез вглубь времён и «сырую» землю-матушку: многовековую былину о русском Антее - Микуле Селяниновиче, Зевсе-громовержце, Илье-пророке и сказочных богатырях: «Зажужжи, коса, как пчелиный рой!». Где воочию предстали крестьянские «ловкость, такт и красота», характеры сохранивших себя под непосильным гнётом людей - выживших, выдюживших. Интересных. Соколами рвущихся на волю, несмотря на «сломанные крылья».
Иль у сокола
Крылья связаны,
Иль пути ему
Все заказаны?
«Кольцов показал, - говорит Герцен о послепушкинской эпохе как эпохе Лермонтова и Кольцова, - что много поэзии кроется в душе русского народа, что после долгого и глубокого сна в его груди осталось что-то живое»… - Ему вторит Г. Успенский, противопоставляя Кольцова - Пушкину: «Никто, не исключая и самого Пушкина, не трогал таких поэтических струн народной души, народного миросозерцания»... - Все мы помним: у Пушкина раб «влачится по браздам» - у Кольцова же землю пашет свободный человек: «Клеймёный, да не раб», по словам Некрасова.
Можно дерзнуть изречь, Кольцов превзошёл всех предшественников в песенном жанре: Мерзлякова («Среди долины ровныя»), Ибрагимова («Во поле берёзонька стояла»), Раича, Дельвига, Тимофеева, Цыганова, Нелединского-Мелецкого. Обаче стал учителем Некрасова и учредителем стилистики многих творцов 40 - 50-х годов.
Сравнивая Кольцова с Лермонтовым, Огарёв так определял их историческое значение: «Лермонтов и Кольцов - два одинокие властителя поэтических дум конца тридцатых и начала сороковых годов… Один тоскующий оттого, что крылья утомились; другой - оттого, что «крылья связаны». Один погибает, подстреленный своими, которым он чужой; другой гибнет, задушенный своими, которые его не узнали. Оба вместе - звучный отголосок целой России своего времени, России задремавшей и России непроснувшейся».
Без преувеличения скажем, что никто после Лермонтова, - не без заблуждений и ошибок, естественно, - не выразил с такою художественной мощью ненависти (прямо того не указывая!) крепостнической действительности, - как Алексей Васильевич Кольцов.
Жизнь! зачем же собой
Обольщаешь меня?
Если б силу бог дал -
Я разбил бы тебя!..
…После смерти Алексея отец, Василий Петрович, испытал только лишь облегчение. В тот же день завалившись в ближайший кабак на обмывку очередной удачной сделки. Отложив покупку парчи для сыновнего гроба назавтра.
«Кольцовы, Бёрнсы, Беранже не повторяются!» - Аполлон Коринфский...
Источник:svpressa.ru
"Но хочет все душа моя во всем дойти до совершенства"
Новости культурыК 200-летию Лермонтова
Новости культурыПамяти поэта Вадима Негатурова, погибшего в Одессе 2 мая
Новости культурыИлья Резник: стихи должны писаться с лёгкостью и радостью
Новости культурыВ "Тарханах" состоялись торжества в честь юбилея Лермонтова
Новости культурыДуша Арбата
Новости культурыВ Одессе хоронили поэта погибшего в Доме профсоюзов
ОбществоВладимир Петрушевский: я верный сын великого народа
Новости культурыПоэзия Тряпкина напоминает нам о России, которую мы теряем
Новости культурыКобзарь Шевченко: страсти судьбы и творчества
Новости культурыЮбилей Ивана Крылова. 245 лет со дня рождения
Новости культуры10 февраля - День памяти Пушкина: город помнит
Новости культуры10 февраля Россия чтит память Александра Сергеевича Пушкина
Новости культурыМетроном Ленинграда стучит и в моем сердце
ОбществоС кем бы был сегодня Высоцкий?
Новости культурыМодест Мусоргский и "Апофеоз войны"
Новости культурыТренер: о смысле жизни
ОбществоНарышкин открыл поэтический вечер в Думе
ОбществоНевероятная история о пушкинской "Осени"
Новости культурыСегодня поэту Евгению Евтушенко исполняется 80 лет
Новости культуры