Невоенные министры
25-11-2012, 19:20
Итак, в России произошла очередная смена руководства Министерства обороны. В отставку был отправлен Анатолий Сердюков. Формальной причиной увольнения со столь высокого поста стала необходимость объективного расследования фактов коррупции, выявленных в высшем эшелоне военного ведомства.
Однако, несмотря на бравурные заявления многих СМИ о «шампанском, открываемом на Арбатской площади», новые назначения предполагают, что основной курс военной реформы и системы «разделения властей» в Министерстве обороны не претерпит существенных изменений.
На должность министра обороны назначен Сергей Шойгу, который хоть и имеет четыре генеральских звезды, но также, как и два предыдущих министра обороны России не проходил армейскую службу в офицерских должностях. Традиция назначения на должность руководителя военного ведомства невоенных людей была возобновлена в России в 2001 году, когда на смену ракетчику Маршалу Российской Федерации Сергееву пришел кадровый разведчик Сергей Иванов. Его генеральские звезды были заработаны на поприще, мало связанном с атаками танковых корпусов и фланговыми обходами. Специфика внешней разведки не предполагает лихих и стремительных атак, а скорее заключается в тщательной оценке и интерпретации разнообразной поступающей информации. На смену Иванову пришел Анатолий Сердюков, чей военный опыт ограничивался минимальными лейтенантскими сборами, а предыдущая должность руководителя Федеральной налоговой службы скорее предполагала хорошие познания в бухгалтерии, а не осведомленность о толщине брони танков вероятного противника. Заменивший его в кабинете на Арбатской площади Сергей Шойгу получил свое первое генеральское звание в далеком уже 1993 году, однако предыдущее воинское звание – всего лишь лейтенанта было ему присвоено в 1977 году, а вот между ними у него была строительная, инженерная и партийная работа, которая мало как связана с стратегией воздушных десантов или операциями соединений боевых кораблей.
Собственно вся идеология военного строительства, начиная с 2001 года, у нас в стране формируется в недрах Генерального штаба, который населяют как раз кадровые военные, в основной своей массе прошедшие все ступени армейской лестницы. Яркий пример такой последовательной военной карьеры – это назначенный практически одновременно с Шойгу новый начальник Генерального штаба Валерий Герасимов. Свою военную службу он начал еще в стенах Казанского Суворовского военного училища, затем проходил обучение в Казанском танковом, и затем шаг за шагом поднимался по военной лестнице, достигнув в итоге должности НГШ, которая в ближайшей перспективе, по всей видимости, и останется пределом карьеры для кадровых военных.
Практика назначения на должность военных министров людей, имеющих малое отношение к воинской службе не нова ни у нас в России, ни за рубежом.
В США законодательно запрещено занимать должность министра обороны лицу, состоявшему в последние десять лет на действительной военной службе, а в Испании министром обороны вообще была назначена женщина на седьмом месяце беременности.
Да и создателем Красной (впоследствии Советской, а потом и Российской) Армии был эмигрант-журналист, отличившийся до этого лишь в словесных баталиях в маргинальных эмигрантских газетах. Преемник Льва Троцкого – Михаил Фрунзе вступил в должность командующего армией непосредственно с поста губернского комиссара. Наркомом обороны во время Великой отечественной войны был Иосиф Сталин, не имевший никакого военного образования, а его преемником стал Николай Булганин, до этого отметившийся исключительно на партийной работе и даже в должностях члена военного совета не принимавший непосредственного участия в военном планировании. Восемь лет министром обороны СССР был Дмитрий Устинов, который до этого руководил оборонной промышленностью и также не принимавший участия в боевых действиях.
Таким образом, несмотря на кажущуюся новизну высшего руководства Минобороны России, основной вектор развития российской армии вряд ли претерпит существенных изменений.
автор статьи — Сергей Серков
Похожие новости: