От Романовых к Рюриковичам
Поскольку выставка открывалась, знамо дело, 4 ноября, в день выписывания полякам люлей в Китай-городе, то я решила выждать несколько дней, пока ажиотаж спадет. Я ж не совсем с дуба рухнула стоять 4 часа на морозе. В итоге пошла позавчера, и была крайне удивлена отсутствию очереди - видимо, москвичи наелись духовности а-ля Бойко-Великий и псевдоисторической брехни настолько, что в этом году и намека нет на прошлогодний ажиотаж. Моих фоточек, сорри, в этот раз не будет - сдуру забыла фотоаппарат, - поэтому надергаю чужие.
На входе, как и в прошлом году, выставлена икона для коллективного лобызания - если в прошлом году была Костромская чудотворная, то в этом году - Сергий Радонежский. К ней стоит очередь из баб в платочках и без (9 из 10 прикладывающихся к образу бабы), руководят процессом батюшки в рясах, играющие роль регулировщиков - следят, чтобы никто не замешкался у образов дольше положенного и не создавал толкучки. Разве что полосатой палочки в руках не хватает.
Самое забавное, что фанфар и византийщины мне избежать так и не удалось - ну что ж за напасть такая!! - первым, кого я увидела, войдя в Манеж, был посол Палестины в Москве Фаед Мустафа, за ним шла излучающая сияние группа в составе Министра культуры Мединского, личного духовника Путина настоятеля Сретенского монастыря о. Тихона Шевкунова, ещё кучи не опознанных мной священнослужителей, моего родного декана Сергея Павловича Карпова, в последние годы, увы, нехило грузанувшегося на религиозной почве, а также православного олигарха Малофеева, про которого, зуб даю, никто из вас и не догадывался до нынешней весны, когда его зачем-то распиарили в качестве спонсора и заказчика новороссийского восстания. В Новороссии, уверена, про Малофеева точно так же никто не слышал, что, однако, не мешало малоросскому журналисту Чаленко разделить всё российское общество на «малофеевцев» и «сурковцев» (вот что пиар животворящий делает!!!). Малофеев оказался чрезвычайно молодым человеком с безупречно-атласной кожей и детскими глазами, и если бы ему сбрить бороду лопатой, то он бы вообще казался 18-летним. Вся процессия олицетворяла симбиоз, симфонию и благорастворение воздусей. Рядом с ВИП-гостями суетился неизбежный, как старческий склероз, Кирилл Фролов.
«Граждане, проходите, проходите, не толпитесь, - выбеленная перекисью смотрительница зала активно раздвигала локтями посетителей, - у вас есть уникальная возможность подойти и получить благословение у отца Тихона, он самого Путина благословляет! Когда ещё будет такая удача!»
Но желающих припадать к ручке отца Тихона как-то не нашлось, и я, обогнав ВИП-группу, прошмыгнула в первый зал.
Ну что вам сказать? Видимо, устроители учли разгромную критику контента прошлогодней выставки (с точки зрения, так сказать, декоративно-художественной всё примерно так же), и в этом году брехни и вопиющих исторических ляпов на порядок меньше, да и идеологической трухи тоже (все-таки чем древнее российская история, тем сложнее её испохабить горе-популяризаторам). Если на прошлогоднюю выставку я бы детей запретила вести под страхом кровавой диареи, то в этом году ребёнка вести можно. Только осторожно :). То есть, держа за руку и активно разбавляя увиденное собственными комментариями. Хотя и в этом году тоже не обошлось без сюрпризов. Достаточно хотя бы того, что последним Рюриковичем не пойми с какого перепою организаторы посчитали Федора Иоанновича, а Василию Шуйскому, например, в праве быть Рюриковичем отказали. Центральным персонажем всей инсталляции почему-то стал святой Сергий Радонежский, хотя каким боком он к Рюриковичам, тоже непонятно. Ему посвящен центральный павильон выставки - огромный, круглый свод побольше свода святой Софии Константинопольской.
Особое отношение у устроителей выставки сложились с ордынским игом :) - Орда изображена настолько уважительно и даже нежно, что можно расплакаться слезьми умиления. Веротерпимость доисламской Орды и её военная демократия с традиционно практикуемой децимацией описаны с таким придыханием, что даже становится непонятно, с какого переляку вдруг русские потратили несколько веков на изгнание ордынцев с родной земли. Вместо того, чтобы сотрудничать и дружить с ханами, исправно платя дань, эти дубинностоеросовые князья так и норовили прекратить платежи и вообще вели себя не по-партнерски. Видимо, авторы концепции экспозиции некритически перекушали Гумилева, ловко пришив его к актуальному тренду: война, гнет и разорение, шедшее на Русь с Востока вообще детский сад по сравнению с теми несчастьями, которыми грозил Руси коварный Запад. В паре стендов просто открытым текстом написано, что у России, конечно, свой путь, но в ситуации извечного выбора между Востоком и Западом Россия всегда инстинктивно склонялась к Востоку, и в этом секрет её вековой стойкости и неизбывного процветания. Запад, в представлении авторов экспозиции, чем-то сродни преисподней, и заключать союз с татарами против шляхты душеполезно и благодатно, а с шляхтичем против татар - ни-ни.
Квинтессенцией антизападного тренда на выставке висит бессмертное и веками не теряющее злободневности изречение Ивана Аксакова: «Если поднимается свист и гам по поводу властолюбия и завоевательной похоти России, знайте, что какая-либо западноевропейская держава готовит бессовестнейший захват чьей-либо чужой земли». Чем вам не титр ко вчерашнему заседанию Совбеза ООН?...
И опять о вечно актуальных темах - с точки зрения организаторов выставки, первые антироссийские санкции и первые антироссийские информационные войны появились при Иване Грозном, во время Ливонской войны (даже листовки с карикатурами на русских разбрасывались). Мифы, запускавшиеся тогда злобной западной пропагандой - об убийстве Иваном Грозным своего сына (на самом деле лекари залечили), о том, что опричнина оказала опустошительное воздействие на экономику Руси (на самом деле совместились недород, чума и моровая язва), а также о какой-то аномальной сверхжестокости и тирании Ивана Васильевича (просто предлагается сравнить с современными ему европейскими монархами, и миф рассыпается на глазах). В качестве контрпримера приводится осуждение святой инквизицией на смерть всех жителей Нидерландов, обернувшееся умерщвлением 100 тысяч человек единовременно. Общее количество жертв иваногрозненских репрессий историки оценивают в 4 тысячи. Для 16 века негусто, прямо скажем.
Центральное место всей экспозиции, как я уже говорила, занимает персона святого Сергия Радонежского, чудесному исцелению которого посвящена добрая половина круглого зала под куполом. В том же центральном зале натыкаешься на портрет Путина (он тоже что-то изрекал про Сергия Радонежского) и радуешься тому, что он единственный. Но не тут-то было! На выходе с экспозиции тебя поджидает иконостас из Ключевского, Ивана Ильина, Деникина, Бердяева и почему-то Ричарда Ченслора, а посередине, разумеется, лучезарный Путин с сообщением о том, что «власть Господа превыше всего». Поверить в то, что в школе КГБ не учили тому, что в России светская власть исторически всегда была выше церковной, я не могу, видимо, просто Путин был не самым лучшим учеником.
Вот такая, простите за выражение, инсталляция. Да, забыла сказать - крайне разочаровали экскурсоводы-семинаристы. Видимо, гуманитарная деградация имеет тотальный характер и затрагивает не только светское образование. Ведь, что греха таить, ещё в советское время лучшее гуманитарное образование давали духовные семинарии и академия. Нынешние семинаристы - косноязычные (риторику изъяли из программ???), абсолютно неэрудированные, выучившие текст «от сих до сих», тушующиеся от любого неожиданного вопроса, - в общем, наивно предполагать, что если образованию с культурой в стране наступил крындец, то служителей культа он почему-либо не накроет.
Да, самое главное, ради чего стоит идти в Манеж - по четным числам там показывают "Андрея Рублева" Тарковского (в 16-00) и "Орду" Прошкина (в 19-00), а по нечетным - "Ярославну, королеву Франции" (1978), "Ярослава" (16-00) и "Царя" Лунгина (19-00). На Лунгина идти не надо, а всё остальное вполне достойно того, чтобы освежить в памяти.
Выставка работает до 20 ноября включительно, вход бесплатный.
Источник:echo.msk.ru
Аукционный дом MacDougall`s покажет москвичам "Видения Михаила
Новости культурыКонкурсы - не царское дело
ОбществоВ Крыму покажут выставку о династии Рюриковичей
Новости культурыПутин в День народного единства возложил цветы к памятнику Минину и
ОбществоПосетителям выставки "Моя история. Рюриковичи" в Москве предложат
ОбществоВыставка, посвященная Гражданской войне, открылась в Москве
Новости культурыВ Донецке открылась выставка, посвященная 140-летию со дня рождения
НовороссияВооружение и спецтехника на выставке "Интерполитех-2014" в Москве
Вооруженные силы мира"Духовный фронт" Первой мировой представят в Петербурге
Новости культурыСергий Радонежский: пока Русь едина, ее никто не одолеет
Новости культурыВЦИОМ: 27% россиян не знают, кто такой Сергий Радонежский
ОбществоВ Петербурге пройдет детский крестный ход
Общество700-летие со дня рождения Радонежского обойдется в 127 млн
ОбществоВыставка в Петербурге: Смутное время опять пугает власть
ПолитикаНорвегия: выставка вещей убитых и изнасилованных детей
ОбществоПравославных активистов возмутила анатомическая выставка
ОбществоПесне "В лесу родилась елочка" исполнилось 110 лет
ОбществоВ Великобритании открывается выставка русских икон
Новости культурыВ Лондоне открылась выставка "Современная русская икона"
Новости культуры"Титаник" опять утонул
Общество