От сноса домов до забрасывания яйцами

Скандал с бросанием яиц не сорвал пресс-конференцию правозащитников. Молодые люди - по-видимому, чеченцы - своим поступком, вероятно, выразили свое отношение к рассказу главы «Комитета против пыток» Игоря Каляпина о том, что означает для Чечни - и для России в целом - идея коллективного наказания семей участников вооруженного подполья путем снесения их жилищ и высылки из республики.
«Жесткий спрос» в Instagram
Напомним, в ночь на 4 декабря произошло нападение группы боевиков на столицу Чеченской республики. Убив нескольких полицейских, они укрылись в Доме печати в Грозном, а затем в школе №20, где были блокированы. В центре города был введен режим КТО. В результате спецоперации были уничтожены 15 боевиков. Погибли 14 полицейских, несколько десятков человек получили ранения.
После трагедии руководители Чечни пришли к единому мнению: родственников боевиков следует наказать, разрушив их дома и выдворив из республики.
«Я официально заявляю, что пришел конец времени, когда говорили, что родители не отвечают за поступки сыновей или дочерей. В Чечне будут отвечать!» - заявил 5 декабря в Инстаграме глава ЧР Рамзан Кадыров.
Пообещав, что «будет жестокий спрос с тех, кто потворствовал или не воспрепятствовал случившемуся [убийству 14 полицейских]», Кадыров добавил: «Если боевик в Чечне совершит убийство сотрудника полиции или иного человека, семья боевика будет немедленно выдворена за пределы Чечни без права возвращения, а дом снесен вместе с фундаментом».
С ним полностью согласился председатель парламента Чечни Дукуваха Абдурахманов. «Отец, старший брат не знать не могут. Они должны быть наказаны. Они получают зарплату, пособия, пенсию, улыбаются нам. Сейчас следствие закончится - мы узнаем, сколько [из нападавших] были чеченцами, и их отцы и старшие братья без обсуждения должны быть наказаны и выдворены», - отметил Абдурахманов.
В интервью Илье Азару для интернет-издания «Медуза» он также сказал: «Мы сидим в парламенте, за мной [есть] право законодательной инициативы. Мы примем свои законы в рамках нам дозволенного. По поводу того, что за пределами [рамок], мы будем инициировать поправки в федеральное законодательство и добиваться [их принятия]».
Человек по фамилии Каляпин
По итогам данных заявлений глава правозащитного «Комитета против пыток» Игорь Каляпин обратился к генеральному прокурору РФ Юрию Чайке с просьбой организовать проведение проверки, по результатам которой дать оценку законности высказываниям главы Чеченской республики Рамзана Кадырова.
На взгляд правозащитника, официальные заявления о применении таких мер, как разрушение домов и выдворение родственников боевиков из Чечни, не соответствуют Конституции РФ и другим нормам российского права.
В ответ Дукуваха Абдурахманов назвал главу «Комитета против пыток» Игоря Каляпина скрытым поборником террористов. По его словам, в республике действия Каляпина восприняли с возмущением.
Более того, сам глава Чечни сообщил в Инстаграме: у «компетентных органов имеется информация, что деньги западных спецслужб от Ахмада Умарова передал бандитам человек по фамилии Каляпин». «Нужно проверить, не об этом ли Каляпине идет речь. А если подтвердится, предъявить спрос», - заключил Кадыров.
Вот такую предысторию и информационный фон получила пресс-конференция правозащитников в Независимом пресс-центре на Остоженке. Выступление Каляпина сначала прервал некий интеллигентного вида человек в костюме, который внезапно, посреди речи правозащитника, стал задавать вопросы. Ему предложили подождать до конца выступления.
Однако к спору неожиданно подключились еще двое молодых людей, менее интеллигентного вида, в шапочках. Они достали куриные яйца и забросали ими правозащитника. Хулиганы успели уйти до приезда полиции. Последняя не приехала и через полчаса после инцидента, когда пресс-конференция уже закончилась.
Парня в костюме, продолжавшего настаивать на своих вопросах, попросили представиться и выйти. Высказав несколько резких реплик, он тоже ушел. «Жертвы защищают своего дракона», - заметила присутствовавшая при этом председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина.
«Другого выхода не вижу, кроме жестких мер»
Несмотря на происшествие, пресс-конференция завершила работу по намеченной программе.
Как удалось выяснить «Кавказской политике», человеком, задававшим вопросы в неудобное время, оказался руководитель Ассоциации чеченской молодежи Рустам Тапаев.
По его словам, на пресс-конференцию он пришел в надежде услышать конструктивный диалог по ситуации в Чечне.
«Но вместо этого были речи, заточенные только на то, чтобы обвинять в чем-то - и не важно, по какому поводу. Кроме того, я увидел там абсолютное обесценивание жизни тех 14 сотрудников полиции, погибших, образно говоря, защищая тех же людей, которые были на этой пресс-конференции, от того, чтобы не взрывались там дома в городах. Конечно, все плохо - и выселять плохо, и взрывать плохо. Но из той ситуации, которая есть, лично я другого выхода тоже не вижу, кроме жестких мер», - констатировал Тапаев.
«Более того, в этом положении могло быть еще хуже, если бы глава республики не вмешался: те же самые родственники этих сотрудников могли объявить кровную месть по нашим обычаям и убить тех же родственников этих террористов, но из этой ситуации самый гуманный метод - это как раз выселить. Это тоже наша старая традиция», - пояснил глава Ассоциации чеченской молодежи.
Он утверждает, что с молодыми людьми, кидавшими яйца, лично не знаком, но морально и эмоционально их понимает.
«Я очень уважительно отношусь ко всем позициям, чтобы каждый человек мог высказаться, но это не должно никого унижать и оскорблять память погибших людей. Забрасывание же тортами, ботинками, яйцами - это форма протеста, которую применяют те же самые правозащитники. Я считаю, что это действительно демократичная форма, может быть, слегка неэтичная, но это способ заявить о себе, своем мнении. Никто никого не поджидал в подворотне, не трогал. Это именно форма протеста», - сказал Тапаев.
Раздел внутри одной семьи
Что же в действительности сказали и предлагали в данной ситуации представители правозащитного сообщества? Глава «Комитета против пыток», в принципе, повторил тезисы своего обращения к генеральному прокурору РФ Юрию Чайке.
«Я достаточно давно работаю в Чечне, мне доводилось вывозить из республики большие семьи в безопасное место на время проведения расследования. И я видел, что раздел в отношении к власти, в том числе, как они относятся к Кадырову, очень часто проходит даже внутри одной семьи. То есть наличие в семье кого-то, кто ушел в лес, кто примкнул к террористическому подполью совершенно не означает, что эта семья сочувствует так называемым ваххабитам, терроризму и т.д. Но после того, как эту семью «зачистят», сожгут дом, да еще и выселят непонятно какими методами и непонятно куда, что будет тогда? Наверное, у молодых людей в этой семье появятся очень большие претензии и к власти, и к нам ко всем с вами», - предположил Каляпин.
«Это эффектно, но неэффективно»
Корреспондент «Кавказской политики» поинтересовался у участников мероприятия, как они оценивают заявления ряда экспертов и политиков в России о том, что метод разрушения домов и высылки семьи террориста копирует «удачную израильскую практику»? Может быть, это и есть положительный пример борьбы с терроризмом на международном уровне?
С этим мнением не согласна глава комитета «Гражданское согласие» Светлана Ганнушкина.
«Вы знаете, есть очень много отрицательных примеров, и мне кажется, что нашей стране не следовало бы бороться за последнее место в любой области. Меня всегда удивляют эти ссылки на Соединенные Штаты, что вот они-де плохо ведут себя в Афганистане. Да, они совершали преступления. Так зачем же их копировать? На Олимпиаде же спортсмены борются за первое место, а не за последнее. Пример с разрушением домов, на мой взгляд, плохой. Мне это не нравится, где бы это ни было, - в Израиле или где-то еще», - считает Светлана Ганнушкина.
По словам программного директора «Human Rights Watch» по России Тани Локшиной, эта международная правозащитная организация безусловно осуждает подобную практику Израиля и в принципе.
«Если такие операции связаны с коллективной ответственностью, с коллективным наказанием, они с точки зрения международного права абсолютно неприемлемы. Но я бы хотела подчеркнуть, что в данном случае мы говорим о должностном лице РФ, о губернаторе, который публично отдает некий приказ, идущий вразрез с российским правом. И существует, в конце концов, его руководство, Москва, которая в этой ситуации должна немедленно одернуть, если он пошел против российского права, обязательств и прав человека. Почему-то этого пока не произошло. Мы очень надеемся, что это произойдет», - прокомментировала она.
В свою очередь, председатель совета правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов указал на то, что разрушение домов как метод борьбы с подпольем применялся в Чечне. Помимо этого, девять эпизодов сожжения жилищ семей предполагаемых боевиков уже имели место в последние дни.
«По крайней мере, девять эпизодов отражено в пресс-релизе «Мемориала». В половине случаев родственники этих людей в нападении на Грозный не зафиксированы. У части из них это был повторный подрыв домов. Важно вот что: как нечто новое, как некая панацея от терроризма предлагается метод, который несколько лет назад уже был опробован и не помог. Это, может быть, эффектно, но неэффективно. Кроме того, это еще и преступно. Поскольку Грозный - это не Хеврон, а Москва - это не Иерусалим, мы должны находиться в поле российского законодательства. А поле российского законодательства методы коллективной ответственности, коллективного наказания не предполагает», - разъяснил Черкасов.
«Наше общество - не только чеченское, но и все российское - к сожалению, глубоко больно... Оно склонно к насилию, оно ждет насилия, оно жаждет насилия, оно готово само применять насилие и готово быть жертвой насилия», - резюмировали правозащитники.
Источник:kavpolit.com

Правозащитники: в Чечне сожжено шесть домов семей боевиков
Общество
Amnesty призвала расследовать поджоги домов в Чечне
Общество
В Чечне сжигают дома боевиков
Общество
Дукуваха Абдурахманов опроверг притеснения женщин в Чечне
Общество
В Москву из Грозного доставлены 15 полицейских, раненных при
Происшествия
Кадыров поручил задержать и доставить в Чечню троих депутатов
Происшествия
СК РФ возбудил дело против трех депутатов Верховной рады за призыв к
Происшествия
МВД: в спецоперации в Грозном погибли 14 полицейских
Происшествия
Кадыров: организатор нападения на полицейских в Грозном - брат Доку
Происшествия
В ходе спецоперации в Грозном погиб близкий родственник Рамзана
Происшествия
Рамзан Кадыров: Если боевик в Чечне совершит убийство — его семья
Новороссия
В Грозном отменили режим контртеррористической операции и начали
Новороссия
В Грозном отменен режим контртеррористической операции
Происшествия
Глава парламента Чечни: боевики могли выполнять задания спецслужб
Происшествия
Семьям полицейских, погибших в ходе спецоперации в Грозном, выделят
Общество
Семь боевиков в Грозном уничтожены, спецоперация продолжается
Происшествия
В Грозном введён режим контртеррористической операции, перекрыты
Новороссия
В Грозном введён режим контртеррористической операции, перекрыты
Новороссия
В Чечне начался суд над 57-летним правозащитником Русланом Кутаевым
Общество
В Чечне семьи погибших сотрудников МВД получили жилье
Общество