Регистрация
» » Добро помогает выжить

Добро помогает выжить

19-12-2014, 14:27
Когда «Новая газета» объявила об акции «Только детский размер!» - сбор гуманитарной помощи детям Луганска - я знала, что в редакцию придут сотни людей. И что они зададут справедливые вопросы: «Есть ли гарантии, что этот груз реально пересечет границу и достанется только детям?» и «А есть ли такая акция в Украине?» Я знала, что могу ответить «да», но сказать и сделать - не одно и то же. Вот как все было.

Одесса. В этот город я приезжаю как к себе домой. Здесь мои друзья-волонтеры: и те, кто возит груз в зону АТО, и те, кто на месте помогает переселенцам, вынужденным оставить зону войны. Волонтеры не всегда могут перейти границу, возникшую посреди двух регионов их страны, а я как журналист имею право это делать. Но когда я осторожно завожу разговор, что на территории, которую контролируют их враги, остались дети, вопрос только один: «Чем можно помочь?» Так наша акция «Только детский размер!» стала международной.

Вот из Москвы выезжает грузовик с детскими вещами, новогодними подарками, памперсами, которые собрали читатели «Новой газеты» и люди, обратившиеся в партнерские благотворительные фонды. И вот в Одессе, которая тыл украинского фронта и большой приют для беженцев с Востока, быстро собирают гуманитарку. По плану, мы должны были прибыть в Луганск одновременно. Но в зоне «перемирия» все так просто не бывает. Движению гуманитарной помощи из Одессы мешают блокпосты и «артиллерийские дуэли», с российской стороны - необходимость легально оформить пересечение границы, на которой по не зависящим от нас причинам нет украинских пограничников. В итоге волонтер Ирина, которая сопровождала машины с российской стороны, провела на границе пять дней.

ТОЧКА ОТСЧЕТА

В Одессе организацией гуманитарной миссии занялась Елена Марченко. Она обычно вывозит детей из зоны конфликта и обустраивает их быт на месте. Каждый ее день начинается со звонков десятков людей: либо тех, кого надо вывезти, либо тех, кого уже вывезли, - им снова нужна помощь. «Вещи собраны, еще надо будет доставить лекарства в дом престарелых в Антраците. Сможешь?» - спрашивает Лена. Понимаю, что теперь я тоже волонтер, а значит - смогу.

Лекарства подготовила волонтерская группа Екатерины Ножевниковой «Корпорация монстров». Екатерина и Елена общаются с директором дома престарелых в Антраците (территория ЛНР) - и точно знают, что и в каких количествах нужно. Проблема только в том, что довезти лекарства не всегда получается. Не на всех блокпостах верят накладным. Паранойя в помощь - некоторым военным и нацгвардейцам кажется, что всю гуманитарку везут врагам, ополченцам.

Однако же гуманитарная помощь и для переселенцев из Донбасса, и для тех, кто не смог выехать, хранится на складе «Правого сектора». Девочки-волонтеры бережно пакуют добрый груз для детей ЛНР в мешки. Нас должен был везти водитель на машине с донецкими номерами, но машина сломалась.

Его заменит Евгений Резвушкин, руководитель одесского «Автомайдана». Женя, которого местный «Антимайдан» любит чуть меньше Яроша, не мешкает ни секунды: «Какая нужна машина? Какой маршрут?»

Уже вечером грузимся в его авто, которое точно не может пересечь границу перемирия: впереди тризуб, сбоку «Слава Украине!», вместо номеров «ПТН…»… Аналогичную атрибутику Резвушкин раздает на всех блокпостах вплоть до Святогорска. Чем ближе к зоне АТО, тем настойчивее навигатор зовет нас на территорию ополченцев. «Сепаратист!» - смеется Резвушкин, который находит объездные пути, несмотря на сильный снегопад. Звонит, кстати, собственной бабушке: «Готовься, на обратном пути заеду в гости!» Заехал, да не один, а с мальчиком из Попасной, которого попросила вывезти Марченко. Мальчику было 18 лет. Как известно, всех сепаратистов, попавших в Украину, пытают, в этом случае, видимо, пирожками.

Святогорск - жемчужина курортов Донбасса. Тут масса пансионатов и санаториев, а на берегу реки Северский Донец стоит Святогорская лавра. Говорят, отсюда пошла война. По свидетельству местных жителей, здесь первоначально расположилась группа людей, которую возглавил Игорь Гиркин (Стрелков), позже они переместились в Славянск, на другой объект, принадлежащий РПЦ.

НОЧЕВКА У БАПТИСТОВ

Мы приезжаем к месту раздачи гуманитарной помощи, ищем Наташу Киркач. Ее волонтерская группа «Славянское сердце» возит продукты и вещи в самые опасные точки: Дебальцево, Кировск, Брянка и другие. Ну это сейчас - самые опасные точки. Группа Киркач всегда занималась теми, кто оказался ближе всего к границе войны, - с той стороны. Сначала они эвакуировали жителей из Славянска, позже, когда ополченцы вышли из Славянска, тех, кто остался в Лисичанске. В общем, отовсюду, где стреляли и откуда бежали люди.

Пункт раздачи гуманитарной помощи нельзя перепутать ни с чем другим. На территории крошечного Святогорска 8 тысяч переселенцев, у дверей маленького одноэтажного домика, забитого до потолка всем самым необходимым, толпа людей. Все ругаются, кто-то «контролирует очередь», кто-то пытается прорваться вперед. Некоторые благодарят девочек-волонтеров за то, что они помогают, а кто-то, наоборот, их ругает, думая, что те обязательно воруют. Гуманитарка - единственный способ выживания, и поэтому ожесточенность людей понятна.

Наташа Киркач стоит в холодном, неотапливаемом помещении, раздает указания, контролирует списки. Повернувшись к нам с Марченко, говорит: «Девочки, сегодня никто не поедет в сторону Луганска. Ни один водитель не согласится, мы поедем через два дня, если все будет нормально, тем более в Дебальцево опять стреляют, а мы ездим только через Дебальцево».

Джедай Резвушкин готов везти меня вплоть до последнего украинского блокпоста. Но я получаю приглашение заночевать у Тамары Дудник. Она - жена пастора Петра Дудника, что, с точки зрения православных сторонников «Новороссии», даже хуже, чем принадлежность к «Правому сектору». Но и в то время, пока Славянск был под властью Гиркина, и потом, когда его триумфально освободили украинские силы, Дудники сделали для людей больше, чем те, кто называет себя властью.

Петр Дудник - пастор церкви «Добрая весть» в Славянске, один из лидеров национального движения «Украина без сирот». Можно верить или не верить в Бога или в чудеса, но здание церкви баптистов не пострадало, хотя эту позицию в активной фазе войны прилежно «бомбили» украинцы с горы Карачун, и вокруг все разрушено. Ополченцы тогда прямо в церковном дворе выставили две «Ноны» (самоходное артиллерийское орудие). В районе Славянска, как я узнала, много баптистов и пятидесятников, их в свое время выслали, а они укоренились.

Разгружаемся. Впереди ночь с Тамарой Дудник.

- Тебя Бог к нам привел. Переночуешь, а завтра кто-то из нашей группы тебя отвезет.

Помимо упования на Бога (а в вере пятидесятников я за один вечер, конечно, не разобралась) Тамара сделала и важные практические вещи. Позвонила волонтеру Саше, который довезет меня до Золотого, где нынче рубеж между Украиной и ЛНР, а там уж встретят люди, которые повезут на Луганск.

Дом Тамары и Петра большой и уютный, в зале - длинный стол. Видно, что у них бывает много людей, но еще и семья большая. Двое своих детей и пять усыновленных. Спрашиваю, как жили в Славянске все это время. «Стреляли. И церковь нашу могли разбомбить, во дворе артиллерия ополченцев стояла. Мы молились, брались за руки и молились. Однажды утром, когда мы увидели в городе людей в военной форме, пришел Петр, мой муж, и сказал, что надо покупать хлеб. Мы пошли и скупили тысячу буханок хлеба, потом всем приходом резали и в нашей церкви прямо под крышей сушили сухари. Когда все началось, мы стали раздавать людям сухари. Нас кто-то стал называть «Правым сектором», мы же не православные», - говорит, улыбаясь, Тамара.

- Здание нашей церкви заняли ополченцы. Православные священники начали проводить службу. Когда они ушли из города, в здании церкви мы обнаружили склад с боеприпасами. Три грузовика боеприпасов.

Но это - потом. А когда город был под стрелковцами, Дудники открыли бесплатные столовые для нуждающихся, так как были и голодные смерти.

Украинские власти не организовали, по сути, никакого коридора для желающих уехать.

- Мы занялись эвакуацией людей, - вспоминала Тамара. - Было две точки в городе, где каждое утро собирались люди. Наши машины забирали их, перевозили через блокпост ополченцев, а потом за блокпост украинской армии. Там нас ждали автобусы, которые везли людей в Изюм и другие города.

Кажется даже, что Тамара не про себя рассказывает, но я знаю, что ее работа не меняется, только география. Теперь это Дебальцево и Горловка.

- Добро помогает выжить, - говорит Тамара, и трудно спорить, когда видишь церковь, которая неповрежденной выдержала артобстрел и рейдерский захват.

СВОБОДА ЗА ЗАБОРОМ

Утро. Волонтер Саша грузит коробки в очередную машину. Дежурно объясняет, что в Золотое надо успеть до одиннадцати, потому что потом будет обстрел (режим тишины тогда еще не включили).

Но по дороге нужно заскочить в детский приют «Парус надежды», который во время боевых действий серьезно пострадал, а сейчас прекрасно отремонтирован, как будто это не окраина Славянска, а Москва. Дальше Золотого Саша не повезет.

- Не поеду я к ополченцам, потому что был уже в их подвалах. В последнее время волонтеров стали брать в плен, не так давно двое попали.

А я-то знаю, кто эти двое. Ночью Елена Марченко позвонила:

- Юля, срочно нужна помощь. Парни из Бердышева Леонид и Вячеслав. Они ехали на машине «Фольксваген», а пропали в районе Дебальцево. Телефон маякнул в районе Енакиево. Машины были с бинтами и аптечками. Мне главное знать, что они живы.

Что делать: звоню знакомым ополченцам. Да, живы, говорят, отпустить их может только Безлер.

Но данные устарели. Легендарный полевой командир Безлер в это время лишился своей власти и куда-то пропал, а волонтеры объявились. Оказывается, возникла целая цепь переговорщиков, готовых гарантировать их освобождение. Кому-то нужен был равноценный обмен, а кому-то - живые деньги. Тысяч так тридцать долларов за каждого. И это личное дело родственников, украинские власти готовы менять военнопленных, а вот волонтеров - по остаточному принципу.

В итоге «наши» волонтеры сбежали по собственной инициативе. Были на хозработах, условно говоря, заборы красили. Появился шанс, вот и сбежали, а местные, которые, как говорят, люто ненавидят «укров», помогли. Всего на территории ДНР и ЛНР находится сегодня 8 украинских волонтеров, о которых нам известно. Мы знаем, что они живы, но не знаем, когда они окажутся на свободе. На территории ЛНР и ДНР есть люди, которые ведут переговоры, пытаются обменять этих людей и пресекать любые попытки торговли людьми.

МАЛЫШ НА ГРАНИЦЕ

Мы с волонтером Сашей проезжаем блокпост за блокпостом. Он шутит: «Есть у вас москали?» Тем, у кого москалей нет, протягивает мой красный паспорт: «Зато у меня есть!» Юмор, надо сказать, понимают не везде, находятся даже оригиналы, которые считают, что у российского журналиста должно быть право на работу в Украине и вид на жительство.

Город Золотое - это рубеж необъявленной войны, дальше ЛНР. По нему стреляют ополченцы, из него стреляет нацгвардия. Мы подъезжаем к школе, нас встречают, предлагают чай, оладьи, варенье. В помещении волонтеров мальчик играет с морской свинкой. Вокруг - коробки: детское питание, памперсы, одежда. Люди приходят за выдачей продуктовых наборов. Саша сгружает им все, что привез, а меня уже ждет семья из города Первомайска. Они тоже волонтеры, работают на самом опасном участке, который «между». «Тут бомбят?» - спрашиваю у Натальи из Золотого. «Еще как. Разрушения и жертвы».

Допиваем чай, нас благословляют в добрый путь, садимся в машину. Проезжаем дома с выбитыми стеклами, со следами попадания снарядов. Впереди разрушенные шахты, справа - поле, все в ямах от разорвавшихся снарядов, неразорвавшиеся можно было бы посмотреть и потрогать, но мы не на экскурсии. В это время над нами начинает бахать. «Стрелять начали», - говорит тихо Ольга.

Мы в Первомайске, но тут нас не очень ждут. Оказывается, Первомайск закрытый город, въезд и выезд по пропускам. У каждого жителя города есть пропуск. Такую систему ввел комендант города с позывным Малыш. Нет пропуска - добро пожаловать в подвал комендатуры.

Это как в телешоу, но только звонить надо не другу, а тому, кто может решить вопрос. Я звоню в штаб командира батальона «Призрак» Мозгового. Пока не попала в подвал, смотрю на Первомайск. Ну правда, город-призрак.

Дома разрушены, от некоторых остались только подвалы.

- Тем, кто там, в подвалах, живет, мы и везем помощь, - говорит волонтер Ольга. - Малыш никогда не препятствовал нам в этом, никогда у нас не было фактов воровства.

В момент, когда, кроме шуток, решается наша судьба, звонит телефон. А как не взять трубку: волонтер Ирина, сопровождающая наш груз «Только детский размер!». Тот, который из России. Успевает сказать, что на границе запрет на пропуск гуманитарки, завтра позвонит с Изварино…

Источник:novayagazeta.ru

Автор: Muzhik
Прочитали - 253
Распечатать
Похожие новости:
Прихожане ААЦ собрали гуманитарную помощь жителям Донбасса

Прихожане ААЦ собрали гуманитарную помощь жителям Донбасса

Новороссия
Калининградцы своими силами устраивают для донбасских детей Новый год

Калининградцы своими силами устраивают для донбасских детей Новый год

Политика
Будни Донбасса: голод, разруха, смерть

Будни Донбасса: голод, разруха, смерть

Общество
Беженцы в социальных приютах Донбасса пытаются выжить в ожидании гуманитарной помощи из России

Беженцы в социальных приютах Донбасса пытаются выжить в ожидании

Политика
Про Доктора Лизу и вывоз детей из Славянска

Про Доктора Лизу и вывоз детей из Славянска

Общество
Волонтер «Евгэн»: «Я понял, что помогать защитникам Новороссии, ее настрадавшимся женщинам и детям – мое призвание»

Волонтер «Евгэн»: «Я понял, что помогать защитникам Новороссии, ее

Новороссия

"Зима здесь будет вопросом жизни и смерти"

Общество
Долгая дорога в Луганск

Долгая дорога в Луганск

Политика

"Политика здесь не мешает делать добро"

Общество
Репортаж из Луганска:

Репортаж из Луганска: "Из фонтанов выпили всю воду" (видео)

Политика
Что ждет вернувшихся домой жителей Славянска?

Что ждет вернувшихся домой жителей Славянска?

Общество
Украинский перелом: армия силовиков оказалась в западне

Украинский перелом: армия силовиков оказалась в западне

Политика
Отряд ополченцев пробился с боем из Славянска в Донецк

Отряд ополченцев пробился с боем из Славянска в Донецк

Политика
Еще один отряд пробился с боем из Славянска в Донецк

Еще один отряд пробился с боем из Славянска в Донецк

Общество
Волонтеры: Славянск оказался на пороге голода

Волонтеры: Славянск оказался на пороге голода

Общество
ГЕРОИ: «Спасите наших детей» — волонтер Елена

ГЕРОИ: «Спасите наших детей» — волонтер Елена

Политика
Истории людей, попавших в зону боев на Донбассе

Истории людей, попавших в зону боев на Донбассе

Общество
Дорога жизни: Автобус, ехавший за детьми Славянска, уничтожен карателями (видео)

Дорога жизни: Автобус, ехавший за детьми Славянска, уничтожен

Политика
Идёт сбор гуманитарной помощи в Славянск

Идёт сбор гуманитарной помощи в Славянск

Политика
Славянск. Коридоров безопасности нет, но уехать можно

Славянск. Коридоров безопасности нет, но уехать можно

Общество
Комментарии к новости0
Комментировать
О нашем сайте

На нашем новостном портале вы можете узнать самые свежие новости, происшествиями в мире, политике стран, самые разнообразные мировые новости ждут Вас на нашем сайте, вы можете дискутировать с другими посетителями нашего портала novostimira.net обсуждать самые насущные горячие новости как вашей страны, так и новости всего мира, проставляя рейтинг новостям, вы делаете их более популярными во всём мировом интернет сообществе. Будь в курсе всех событий мировых новостей, делись всей информацией на нашем сайте в социальных сетях. Новости мира - твой новостной портал в мировые новости !

Copyright © 2014 - 2018 NovostiMira.net

  • Яндекс.Метрика