Европейский "генетический код" Донбасса

Под «Львовом» вышеупомянутый «дамбасянин» понимает Западную Украину в целом, но как правоверный адепт «русского мира» он обязывается ненавидеть весь развращенный Запад, и Европу иначе как «Гейропой» не называет. Претензии к последней приблизительно такие же, как и ко Львову, только приплюсовывается «постулат» относительно обязательного гомосексуализма, присущего, как известно, рядовому «гейропейцу». Этому женоподобному, изнеженному и расслабленному существу, опять-таки, противопоставляется мужественный сталевар с длиннющей кочергой или шахтер с отбойным молотком - как их рисовали на плакатах и изображали на циклопических панно в 50-60 годы прошлого века.
И невдомек бедолаге, что, если бы не европейцы, никакого Донбасса - по крайней мере, в том виде, в котором он есть с конца ХІХ века, - не было бы в принципе.
Донбасс - регион контрастов. В том числе психологических. Попробуйте сказать луганскому «ватнику», что его город основан задолго до Екатерины II, - и он на вас смертельно обидится. Но еще сильнее он обидится, если вы заявите, что к появлению Луганска приложили руку немало иностранцев. Между тем, София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская (в замужестве - Екатерина Алексеевна), в Указе которой от ноября 1795-го разрешается строительство литейного завода на реке Луганке, была немкой «чистых кровей». В отличие от мужа - немца только наполовину.
Но Екатерина - что. Она всего лишь оставила подпись на документе, подготовленном канцелярией. Свидетельств того, имела ли она вообще представление о том, где же находится эта Луганка, история не сохранила. Зато ей (истории) хорошо известно, что строил Луганский завод другой европеец - шотландец (правда, с французской «примесью») Карл (Чарльз) Карлович Гаскойн. Его бюст красуется сегодня у входа в Краеведческий музей и не вызывает у «патриотической» общественности города ни малейшего отторжения (хотя не уверен, что в последнее время в этом плане не произошло каких-то изменений).
«Казак Луганский» Владимир Даль родился в поселке Луганский завод на улице Английской (в настоящее время - Даля). Это имя вызывает все у той же общественности умиление, близкое к истерике. Хотя в жилах Даля не текло ни единой капли славянской крови. Отец - датчанин, мать - немка (опять же французского происхождения). Впрочем, Владимир Иванович поселок Луганского завода покинул в четырехлетнем возрасте, поэтому прямого отношения к становлению города не имеет. В отличие от его отца - Иоганна Кристиана Матеуса (Ивана Матвеевича). Он, правда, был не инженером, а врачом, и если бы не рьяность этого европейца в отстаивании санитарно-гигиенических норм, причем не только в пределах заводского ограждения, но и на отдаленных «угольных ломках», история Луганска полностью могла бы пойти по какому-то другому сценарию.
К слову, о «ломках». По известной широким массам версии, первооткрывателем угольных залежей в Донецком бассейне является «рудовед» Григорий Капустин. Этому выдающемуся человеку в «колыбели Донбасса» - Лисичанске - даже памятник поставлен. Правда, цифры на въезде в этот город свидетельствуют о его основании в 1710 году, то есть, как минимум, за пять лет до того, как Капустин вообще занялся поиском руды. А на Донце он появился еще позже. Причем свой уголь Капустин нашел не в Лисьей балке, а на реке Кундрючья. Мало того - Берг-коллегия, исследовав привезенный Капустиным уголь, сделала невеселый вывод: «...и по пробе явилось, что от оного уголья действа никакого не показалось, только оной уголь в огне трещит и только покраснеет, а жару от него никакова нет, и как вынешь из огня, будет черно, как и первой».
Больше российскому рудоведу поиски угля в Донбассе не доверяли - этим занялся англичанин Грегори Никсон вместе с земляками Джоном Маршаллом, Томасом Крацлином, Томасом Кларком и другими. В 1724 году эти ребята таки нашли уголь на реке Беленькой (это уже неподалеку Лисичанска) и в урочище Скелеватое. Капустин тоже принимал участие в экспедиции, но всего лишь на должности подканцеляриста.
Григорий Григорьевич, может, и обладал даром предвещать залежи руды там, где другие видели только грязь или каменистые склоны буерака, но в Берг-коллегии заседали сплошь выходцы из Туманного Альбиона, для которых геология была наукой. Вот эта наука и сделала Донбасс одним из наиболее передовых и развитых регионов Российской империи.
А еще восточно-украинскую территорию к югу от Северского Донца сделали Донбассом западные капиталы. Например, знаменитый «Лугансктепловоз» учредил немец по национальности и по гражданству - Густав Гартман. «Зато Алчевский меткомбинат - творение рук Алексея Алчевского!» - радостно будут отрицать «патриоты». Кто бы спорил. Но не все так просто.
Алексей Кириллович не был единственным владельцем Донецко-Юрьевского металлургического общества (ДЮМО). Оно поэтому «обществом» и называлось. Его партнером был Балтазар Герберц. Вообще-то, российский подданный, но фамилия какая-то... неславянская. Опять же: первым директором завода стал Аполлон Мевиус. Кстати, это сын немца Федора Мевиуса, одного из начальников (в 1835-40 годах) Луганского литейного завода. Вообще с луганскими предприятиями связаны имена очень многих европейцев. Однако чего это мы зациклились на одной области? Посмотрим, как шли дела у «старшего брата». То есть - у Донецкой области.
Кто не знает, как назывался всемирно известный сейчас Донецк до 1924 года? Правильно - Юзовка. По фамилии основателя города, валлийца Джона Джеймса Хьюза. Валлийцы - это коренные жители Уэльса, столица которого Кардифф - город-побратим Луганска.
Мариуполь основали греки, переселенные сюда из Крыма все той же Екатериной, но начало его индустриальной славы заложил металлургический завод, который построило бельгийское общество «Провиданс». Точнее, в Мариуполе в конце позапрошлого века строили параллельно два завода, практически через забор. Этот, второй, затеяли прус Ротштейн и американец Смит. Не знаю, кому отдать пальму первенства, но в городе до сих пор помнят, что «до революции» завод им. Ильича называли «Русский Провиданс».
Кстати, о бельгийцах. Донецк с райцентром Доброполье связывает железная дорога, которую построили именно они. Там до сих пор вдоль железнодорожного пути стоят вокзальчики нездешнего «готического» вида: «Доброполье», «Мерцалово», «Соленый», «Чунихин»...
Однако продолжим экскурс. Макеевский металлургический появился стараниями французов. Определенное время он носил название «Унион». Енакиевский металлургический завод делали опять же бельгийцы. Старокраматорский машиностроительный - дело рук швейцарца Конрада Ампера... Заводы по производству стекла, химический, керамический и железопрокатный в Константиновке возвели бельгийцы. Машиностроительный в соседней Дружковке - французы. И так далее, и тому подобное...
Определенное количество промышленных «гигантов» и «флагманов» действительно были построены в советские времена, преимущественно в 30-е годы. Но - по западным технологиям, с западным оборудованием и при участии западных инженеров. Или тех «советских» инженеров, кто получил мощный опыт работы на заводах Российской империи.
Когда сошло на нет их поколение и поколение их учеников, технологический и технический уровень производства на «флагманах» быстро начал возвращаться к тому, который был достигнут еще при Гартмане и Алексее Алчевском. Из-за этого и рисовали на плакатах металлургов и шахтеров-стахановцев в виде классических Гераклов, что работать им приходились преимущественно мышцами, а не головой.
У вас еще не образовался комплекс неполноценности перед всемогущим Западом? У меня - нет. Потому что европейцы ехали сюда не как завоеватели и колонизаторы, а - говоря нынешним сленгом - как инвесторы. Наши прадеды успешно перенимали у них опыт. Настолько успешно, что выпускнику Дрезденского политехнического института Евгению Патону («тому самому», отцу нынешнего президента НАНУ), чтобы получить инженерную должность в России, пришлись год доучиваться в Институте инженеров путей сообщения. Иначе он до уровня местных специалистов не дотягивал.
Все вышеописанное касается так называемой тяжелой промышленности. Что, разумеется, является гордостью Донбасса. Но не только углем и металлом жили обитатели сурового края. Были времена, когда Донбасс - как, к примеру, и сегодня - считался прифронтовым. Рядом простирались земли Крымского ханства и, собственно, Оттоманской империи. От набегов мирное население защищал, среди других «немцев», испанский идальго Хосе де Рибас. В 1785-м он был назначен командиром Мариупольского 4-го гусарского полка, который всего за два года до того назывался Луганским пикинерным.
Несмотря на то, в Луганске, к сожалению, нет Дерибасовской улицы (насколько мне известно, в Мариуполе такой тоже нет), Осипа Михайловича прославили одесситы, следовательно, память о нем теперь полностью «принадлежит» Южной Пальмире. И это еще одно отличие настоящего дамбасянского «патриотизма» - не знать собственной истории настолько, чтобы напрочь забыть о собственных героях.
Да и как их разглядеть за терриконами?
Источник:inosmi.ru

Алчевский металлургический комбинат переводит заказы в Польшу
Новороссия
В Донецке прошли Юзовские чтения
Новороссия
Бойцов батальона Днепр заподозрили в причастности к захвату Одесского
Новороссия
Украина задолжала ДНР 200 млн гривен за поставленный уголь
Политика
Луганский электромашиностроительный завод переезжает в Россию
Новороссия
Крупнейшее предприятие Луганска заработало на полную мощь
Новороссия
Статус признания Донбасса
Новороссия
Луганский машиностроительный завод эвакуирован в Чебоксары
Новороссия
Луганский машиностроительный завод эвакуирован в Россию
Экономика
Русские города. Причём здесь Украина?
Общество
Новая экологическая угроза на Донбассе: остановлены предприятия
Политика
Кого и зачем спасают российские олигархи?
Общество
Меткомбинаты Донбасса могут быть остановлены
Экономика
Ярославский дизель воюет против ополченцев на Донбассе
Экономика
Виртуальный мэр Донецка подтвердил, что Донецкий химзавод
Политика
Самооборона ЛНР сообщает, что взяла под охрану Луганский патронный
Политика
Самооборона ЛНР взяла под свой контроль Луганский патронный завод
Политика
Донбасс - сердце России
Политика
"Чего Путин предпочитает не знать об истории России"
Политика
"Лафарж" построил завод под Калугой
Экономика