Регистрация
» » Православная церковь в Беларуси попала в зависимость

Православная церковь в Беларуси попала в зависимость

27-01-2014, 09:33
Уровень поддержки Александра Лукашенко в обществе будет снижаться, понижая и доверие к православной церкви.

В декабре 2013 года социологи НИСЭПИ зафиксировали снижение доверия ко всем институтам - как государственным, так и негосударственным. В общем списке, содержащим 26 институтов, только у православной церкви и армии индексы доверия оказались положительными.

Ничего подобного прежде не наблюдалось. На пике экономического кризиса в июне 2011 года положительный индекс доверия был у 6 институтов. Максимальное же количество институтов с положительными индексами доверия (17) фиксировалось в декабре 2010 года и октябре 2008 года.

Верующих в президента все меньше

В «тучные» годы при высоком рейтинге Лукашенко состав тройки лидеров оставался стабильным: православная церковь, армия, президент (первое лицо государства). Все три института играют роль символов социального порядка. Они достались белорусам в наследство от советского и досоветского имперского прошлого.

Структура институционального доверия - важный индикатор раскола в белорусском обществе. Символическую значимость церкви, армии и президента как персонификатора государственной власти признают главным образом периферийные социальные группы (пенсионеры, люди с низким уровнем образования и жители села), то есть те, кто не способен самостоятельно выжить без государственной опеки. К институтам, определяющим возможности политического участия граждан и раскрепощающим их экономическую активность (политические партии, некоммерческие организации, бизнес-союзы и т.п.), периферийные социальные группы не склонны испытывать доверия.

Понятно, что у социальных групп с противоположными характеристиками (жители больших городов, молодые, образованные) иные приоритеты, и выстраиваются они главным образом на основании рациональных оценок. Ностальгия по советским символам былого имперского единства для них вторична.

Но «тучные» годы белорусской социально-экономической модели, судя по динамике макроэкономических показателей, остались в прошлом. Общество этот печальный факт еще только начинает осознавать, но с главным виновным своих настоящих и будущих проблем оно уже определилось. Это Александр Лукашенко. В таблице 1, сокращенной до 10 институтов с максимальными значениями индекса доверия, он оказался на 9-м месте.

За исключением армии, обладающей собственным ресурсом легитимности (символическим), уровень доверия остальных государственных институтов является производным от уровня доверия главы государства. Вот почему в первую десятку в декабре из государственных институтов дополнительно пробился только КГБ.

Поверхностное православие

29 июля прошлого года, принимая в Минске патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю празднования 1025-летия крещения Руси, Лукашенко, в частности, отметил, что деятельность православной церкви «является мощным подспорьем тем интеграционным процессам, которые развиваются на постсоветском пространстве. Единая вера, лежащая в основе славянских культур, сближает нас и делает понятными друг другу. Никакие границы не в силах разделить то глубокое единство, которое произрастает из нашей истории».

Опросы общественного мнения (здесь и далее приводятся данные НИСЭПИ) подтверждают массовое убеждение в единстве трех православных народов. Так, в декабре 2008 года 66,5% респондентов согласилось с тем, что белорусы, русские и украинцы представляют три ветви одного народа.

Православие в Беларуси не имеет конкурентов. Считают себя православными 75% белорусов, католиками - 15%, протестантами - 1% (февраль 2013 года). При этом доля воцерковленных (регулярно посещают храм, постоянно причащаются, молятся) колеблется в пределах нескольких процентов.

Если вспомнить советское атеистическое прошлое, то годы независимости стали для белорусов годами религиозного возрождения. Но это специфическое возрождение. Под крышей авторитарного государства в условиях неразвитых политических и социальных институтов религиозное самосознание выступило в качестве своеобразного суррогата национального самосознания, по природе своей секулярного, ибо оно предполагает, что вера - это частное дело каждого.

Государственная программа для митрополита

Следует обратить внимание на интересный парадокс: считают себя православными 75% белорусов, в то время как доверяют православной церкви 63% (-12 пунктов), считают себя католиками 15% белорусов, а доверяют католической церкви 37% ( 22 пункта).

У этого парадокса многовековая история. Согласно православной теории, церковь не может существовать без императора. Государство сыграло решающую роль в истории становления и развития православной церкви, и в этом заключается основное отличие православия от других течений христианства. Со времен Византии в отношении между православной церковью и государством (по крайней мере, в Беларуси и России) мало что изменилось.

Приведу две цитаты из официального пресс-релиза, посвященного участию Лукашенко в церемонии вручения премии «За духовное возрождение» 9 января.

«Глава государства также обратил внимание, что сегодня Православная церковь является одним из духовных столпов общества и единственной конфессией, с которой правительство заключило соглашение о сотрудничестве».

«Митрополит Павел с удовлетворением отметил, что в эти рождественские дни в Беларуси делается акцент на духовное возрождение, а это, по его мнению, способствует процветанию страны. Он также подчеркнул, что слова Президента являются ясной, намеченной программой, по которой должен идти глава белорусской церкви (выделено мною. - С.Н.)».

Император Византии Юстиниан (VI век) был первым, кто употребил термин «симфония» для описания отношений между православной церковью и государственной властью. Термин прижился, и сегодня он выглядит весьма органично в выступлениях Лукашенко: «В нашей стране отношения светской и духовной власти строятся по принципу симфонии, то есть гармоничного союза и совместной работы на благо Отечества» (15 октября 2012 года).

Политические акценты веры

«Симфония», способствуя решению совместных тактических задач, в стратегическом плане неоднократно заканчивалась катастрофами цивилизационного масштаба. Назову две даты: 1453 и 1917 годы. В первом случае погибла Византийская империя, во втором - Российская империя. В обоих случаях гибель империй означала и гибель православия, так как без государственной поддержки православие не способно конкурировать на рынке мировых религий.

В этой же логике снижение авторитета государства (главного участника «симфонии») автоматически ведет к снижению авторитета православной церкви.

Лукашенко рассматривает «единую веру» в качестве подспорья интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Но каков интеграционный потенциал православия в границах Беларуси, способствует ли оно формированию белорусской нации?

Обратимся к таблице 2. Среди сторонников Лукашенко 81% доверяет православной церкви, среди его противников - только 48%. Следовательно, отношение белорусов к православной церкви сильно политизировано.

Этот вывод подтверждается и «скрещиванием» ответов на вопрос об отношении к православной церкви с ответами на другие политизированные вопросы. В частности, среди белорусов, считающих себя оппозиционерами, доверяют православной церкви 49%, а среди не считающих себя оппозиционерами - 67%.

Следует обратить внимание, что и отношение белорусов к католической церкви также сильно политизировано. Этот вывод противоречит популярной на Западе теории американского политолога Сэмюэля Хантингтона о прохождении линии раскола между западнохристианской и восточнохристианской цивилизациями через Беларусь.

Возможно, до 1939 года вывод Хантингтона и был справедлив, но усилиями советской и постсоветской власти белорусские католики утратили культурные особенности, характерные для представителей западнохристианской цивилизации. В отличие от Украины, в современной Беларуси двух идентичностей не сложилось. Поэтому далеко не случайно неоднократные попытки социологов НИСЭПИ выявить статистически значимые отличия в ценностях белорусских православных и католиков заканчивались безрезультатно.

Мне могут возразить, что в ходе президентских выборов 1994 года разница в политических предпочтениях довольно четко просматривалась. Да, это так. Но два лукашенковских десятилетия ее нивелировали.

Своего пика социально-экономическая модель, выстроенная в условиях очередной «симфонии», достигла в 2006 году. Это был год максимальной поддержки Лукашенко на президентских выборах (58%). Выборы 2010 года прошли для белорусов «в режиме тревожного ожидания», что снизило электоральный результат Лукашенко на 7 пунктов.

Каков будет реальный результат очередной «элегантной победы» - предсказать сегодня сложно. Многое будет зависеть от готовности России «подставить плечо».

Но общей тенденции (негативной для Лукашенко) Россия изменить не в состоянии. Его уровень поддержки в обществе будет снижаться, увлекая за собой и соучредителя «симфонии».

Источник:naviny.by

Автор: Zinovyev
Прочитали - 248
Распечатать
Похожие новости:
Митрополит Минский и Слуцкий Павел готов принять гражданство РБ

Митрополит Минский и Слуцкий Павел готов принять гражданство РБ

Общество
РПЦ не отказывается от учебника протодиакона Кураева

РПЦ не отказывается от учебника протодиакона Кураева

Общество
Украинский иерарх призвал стороны начать переговоры

Украинский иерарх призвал стороны начать переговоры

Общество
Илия II хочет открыть при церкви центр для обучения бизнесменов

Илия II хочет открыть при церкви центр для обучения бизнесменов

Общество
Египет: армия охраняла Коптские Церкви в Рождество

Египет: армия охраняла Коптские Церкви в Рождество

Общество
Лукашенко наметил

Лукашенко наметил "программу пути" главе БПЦ

Общество
Лукашенко: власть и интеллигенция в ответе за страну

Лукашенко: власть и интеллигенция в ответе за страну

Общество
Белорусы подвели итоги года

Белорусы подвели итоги года

Политика
Беларусь православную принял митрополит Павел

Беларусь православную принял митрополит Павел

Общество
Ловушка для Лукашенко

Ловушка для Лукашенко

Общество
Белорусы больше не понимают Лукашенко и не доверяют ему

Белорусы больше не понимают Лукашенко и не доверяют ему

Общество
Патриарх за

Патриарх за "духовное единство" России, Украины и Беларуси

Общество
Лукашенко отказался от религиозного суверенитета

Лукашенко отказался от религиозного суверенитета

Общество
Лукашенко озабочен отсутствием равенства прав россиян и белорусов

Лукашенко озабочен отсутствием равенства прав россиян и белорусов

Политика
Более всего украинцы доверяют сегодня Церкви и СМИ

Более всего украинцы доверяют сегодня Церкви и СМИ

Общество
Митрополит Филарет уходит на пенсию

Митрополит Филарет уходит на пенсию

Общество
В Молдавии оба Рождества сделают выходными

В Молдавии оба Рождества сделают выходными

Общество
РПЦ обеспокоена вмешательством государства в семейную жизнь

РПЦ обеспокоена вмешательством государства в семейную жизнь

Общество
Церковь выносит на обсуждение вопрос о кремации усопших

Церковь выносит на обсуждение вопрос о кремации усопших

Общество
Православие и Русский мир: страницы истории

Православие и Русский мир: страницы истории

Общество
Комментарии к новости0
Комментировать
О нашем сайте

На нашем новостном портале вы можете узнать самые свежие новости, происшествиями в мире, политике стран, самые разнообразные мировые новости ждут Вас на нашем сайте, вы можете дискутировать с другими посетителями нашего портала novostimira.net обсуждать самые насущные горячие новости как вашей страны, так и новости всего мира, проставляя рейтинг новостям, вы делаете их более популярными во всём мировом интернет сообществе. Будь в курсе всех событий мировых новостей, делись всей информацией на нашем сайте в социальных сетях. Новости мира - твой новостной портал в мировые новости !

Copyright © 2014 - 2018 NovostiMira.net

  • Яндекс.Метрика