Что готовит нам закон о социальном сопровождении

Злополучный закон «О социальном патронате» вызвал в обществе не просто волнения, а настоящий шторм. Размытость формулировок и неопределенность оснований, на которых семья признается находящейся в «социально-опасном положении», предоставляли прекрасную возможность для чиновничьего произвола и коррупции. Более того, современная правоприменительная практика позволяла фактически принудить семью к патронату. А значит, создать ненулевую вероятность того, что ребенок окажется в детдоме. Общество опасается, что может быть нарушена статья 7 Конституции РФ, регламентирующая Российскую Федерацию, как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
21 января закон был рассмотрен во втором чтении и отклонен. Казалось бы, вот и все, беспокоиться больше не о чем. Однако, пока внимание общественности было приковано к патронату, Госдума приняла закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который должен вступить в силу в январе 2015 года. И вновь родительские нервы натянулись до предела: что это - вариации на тему ювенальной юстиции или действительная попытка помочь людям преодолеть непростой жизненный период?
Если кратко, то суть нового закона в том, что семье, находящейся в кризисной ситуации (заметьте, уже не в «социально-опасной»), предлагается заключить договор с поставщиком социальных услуг, который поможет этой семье из создавшейся ситуации выбраться. Бесплатно социальные услуги предоставляются несовершеннолетним детям и лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, в том числе вооруженных межнациональных и межэтнических конфликтов, а также тем, чей доход на момент обращения составляет не более 1,5 прожиточных минимумов. Все остальные вносят частичную или полную плату.
Договор подписывается по заявлению непосредственно самого нуждающегося в соцуслугах, его опекуна или законного представителя, а также любого сочувствующего гражданина, действующего в интересах нуждающегося. Кроме того, он заключается, если непосредственно в организацию, занимающуюся социальной поддержкой населения, обратится местное самоуправление, или какой-нибудь другой государственный орган, или общественные объединения. Однако, согласно статье 4, принятие соцуслуг является добровольным, и по статье 18 от них можно отказаться. Так что навязать что-либо вам никто не сможет. Скорее всего.
Теперь посмотрим, кто же, в соответствии с формулировкой в законе, попадает в категорию кризисных? Согласно статье 15, это безработные без средств к существованию, инвалиды, которые не могут самостоятельно за собой ухаживать, семьи с детьми-инвалидами, нуждающимися в дополнительном уходе, люди без определенного места жительства. Кроме того, кризисными считаются дети, испытывающие затруднение в социальной адаптации, и семьи, в которых присутствует конфликт - в том числе, если кто-то из членов семьи имеет игровую или наркозависимость, алкоголизм и психические проблемы.
И вот тут закон становится интересным. Понятие нормы социальной адаптации для детей не раскрывается, как нет и перечня «затруднений». Возникает вопрос: кто и по каким критериям оценивает, что является проблемой, а что нет?
Следующее, что вызывает недоумение, - пункт о конфликте в семье. Конечно, если установлен факт насилия или у кого-то серьезные проблемы с различными зависимостями, никаких сомнений - беда, надо помочь. Но немного смущает, что все эти частности идут после слов «в том числе». А если нет «в том числе», что считается конфликтом?..
[Принятие закона «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»] Довольно странно выглядит статья 22. В ней говорится о «содействии в предоставлении медицинской, психологической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение)». Казалось бы, ну что мы прицепились? Людям содействуют, это же хорошо! Да, но есть один момент. Вернемся в начало закона и вспомним, что именно он регулирует. Нас интересуют пункты 1 и 3 первой статьи, это «правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации», и «права и обязанности получателей социальных услуг». Что подразумевается под «социальным обслуживанием»? Читаем в статье 3: «... это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам». Заметили, и здесь услуги? А 22-я статья, как говорится в ней самой, к услугам не относится, соответственно, все, что прописано выше и ниже, к ней не применимо. Например, добровольность и право отказа. То же касается и 29-й статьи «Профилактика обстоятельств, обуславливающих нуждаемость гражданина в социальных услугах». Кстати, в этой статье прописано, каким образом осуществляется эта самая профилактика, но нет ничего о том, что ей предшествует. Как она назначается? Особенно это становится интересно, когда читаешь пункт первый этой статьи: «Профилактика обстоятельств осуществляется путем обследования условий жизнедеятельности гражданина, определения причин, влияющих на их ухудшение». И тут открывается широкий горизонт возможностей для недобросовестных чиновников. Получается, что можно прийти в любую семью, «обнаружить» какие-то ухудшения, и «посодействовать» по полной программе. Конечно, нельзя сказать, что именно так все и будет. Жаль только, сказать, что не будет, тоже нельзя. Любой закон, каким бы он ни был идеальным или, наоборот, недоработанным, может обернуться и во зло, и во благо. Все и всегда зависит от людей.
«Закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» предполагает добровольное получение социальных услуг и социального сопровождения, - прокомментировала ситуацию Мария Дегтярева, координатор работы с кризисными семьями в региональном общественном движении «Петербургские родители». - В нем прописаны права получателей социальных услуг, включающие в себя, в том числе, отказ от них, и есть много положительных моментов - например, право выбора поставщика услуг и другое. В целом, прямой угрозы беспрепятственного отобрания ребенка из семьи закон, конечно, не несет. Последствия его принятия будут зависеть от способов его применения. Согласно закону, гражданин (или его законный представитель), признанный нуждающимся в социальном обслуживании, имеет право и обратиться за помощью, и отказаться от нее. Я бы не стала поддаваться панике относительно этого нормативного акта. Но всегда надо иметь в виду, что может возникнуть ситуация, когда есть риск отобрания ребенка, и сможет ли государство этому способствовать или препятствовать - зависит от конкретной ситуации. Именно поэтому я считаю, что семьи, находящиеся в трудных жизненных ситуациях, должно поддерживать не только государство, но и общество».
Источник:nevnov.ru

Власти МО объединили три соццентра для инвалидов в один
Общество
Вариант реформы здравоохранения
Общество
"Уважаемые провайдеры, давайте жить по закон"
Общество
Ювенальный беспредел в России
Общество
Госдума отклонила законопроект о социальном патронате
Политика
Французский закон не нравится проституткам
Общество
80 детей, не уехавших в США из-за закона, еще не устроены в семьи
Общество
Елена Земскова: монетизация услуг
Общество
Закон имени Павлика Морозова
Общество
В ГД внесен законопроект о гражданстве детей без родителей
Общество
Законодатель мод: новый сектор экономики
Общество
"Закон повышает и доступность, и качество социальных услуг"
Общество
Путин напомнил о причинах появления "закона Димы Яковлева"
Общество
Ювенальное недомыслие
Общество
Андрей Исаев ответил Всеволоду Чаплину
Общество
РПЦ обеспокоена вмешательством государства в семейную жизнь
Общество
Госдума окончательно приняла закон о "резиновых квартирах"
Общество
Депутаты обсудили "квартирный вопрос"
Общество
В России может появиться закон об общественном контроле
Политика
Предлагается ввести термин "социальный предприниматель"
Общество