Майдан: явление "иного" народа
НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЭКСТАЗ
- Сергей Георгиевич, майдан с самого начала обращал на себя вни-мание живописностью внешнего вида его участников. В шлемах, балаклавах, с дубинками, битами и щитами, они походили на средневековых лан-дскнехтов и одновременно шутов, а не на людей XXI века. Вот эти одеяния специально продумывались организа-торами действа или все получилось спонтанно?
- Вы подняли важный вопрос. Он специально рас-сматривается в психологии. Чтобы собрать некую общность, а это было сделано, чем-то сплотить ее, прежде чем даже выработать идеологию, вы-рабатывается стиль, объединяющий и отличающий данную группу людей от остальных. Это чрезвычайно важ-но. Одинаковые рубашки у фашистов - символ единства. В Красной армии им стал шлем со звездой (буденовка) и поперечные накладки на гимнастерках командиров.
Конечно, майдан и с эстетической стороны разрабатывался весьма ква-лифицированно. И не только нынеш-ний, но и первый, 2004-2005 годов. Концерты, лазерные шоу и прочие ху-дожественные акты создавали такую обстановку приподнятости и праздни-ка, что многие люди плакали от вос-торга. То есть их приводили в состо-яние нерационального мышления и экстаза. Новаторами в этом явились немецкие фашисты, которые в 30-е годы достигли большого мастерства в организации массовых мистерий и шествий, так что тысячи людей в еди-ном порыве видели на небе видения подобно религиозным визионерам Средневековья. Чтобы собрать людей в единый пучок (фасцию), нужны были сильные технологии. И режиссеры «оранжевых революций» ими владеют.
На Западе есть несколько центров, разрабатывающих «приемы револю-ции». Последние активно применя-ются при госпереворотах, свержении «тиранов» и «диктаторов». Так было на Филиппинах с Маркосом, в ЮАР, ког-да заканчивали с режимом апартеида, когда убирали Пиночета.
- Чаушеску...
- Конечно. И вез-де работают историки, культурологи, антропологи. Сначала они изучают на-селение, среди которого надо действо-вать, местную специфику и так далее. Не обошлось без них и на майдане.
- Зрелищная картинка получилась.
- Очень. Но вос-приятие ее было разным. У здравомыс-лящих жителей Донбасса майдан с его сценами и заклинаниями в 2005 году вызывал недоумение, а многим укра-инцам, во всяком случае поначалу, он нравился. Они его воспринимали как живой порыв к свободе, праздничную ярмарку. Был поставлен большой спек-такль, который выполнил политиче-скую задачу - свалить власть руками толпы. Сейчас - другой сценарий.
АРХАИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА НА МАРШЕ
- Что вы увидели за фасадом май-дана? Широчайшее использование разрушительных политтехнологий, деградацию культуры?
- Бесспорно, что он продемонстрировал архаизацию и криминализацию общества, кото-рые осознанно культивируются. И не только на Украине, но и у нас. Уголов-ная субкультура (а это ведь антипод культуры) проникает во все сферы общества. Журналисты и политики выражаются «на фене»! Это ведь тоже огромная операция, резко ослабляю-щая нормы сознания и поведения. На Украине ни интеллигенция, ни власть последние двадцать лет не препят-ствовали индоктринации бандеровщины и петлюровщины в сознание молодого поколения. Идеологическая обработка, исходившая от интелли-генции Западной Украины, по своей беспрецедентности, в смысле измене-ния самого ядра прежней культуры, сравнима разве что с воспитательной программой в гитлеровской Германии.
- Не применялись ли «оранжевые» технологии у нас в 1991 году во время стояния у Белого дома?
- Впрямую вряд ли. С советской интеллигенцией по-другому работали. С 70-х годов наша гуманитарная элита часто ездила на Запад, там ее прикармливали всяки-ми грантами, в результате чего дисси-дентствующая часть перешла на анти-советские позиции. В том числе наши лучшие марксисты - Мамардашвили, Левада. Они читали то, что «не требо-валось по программе», изучали теорию революции Грамши. Перестройка - это грамшианская революция, в ходе кото-рой капелька по капельке совершилась молекулярная агрессия в обществен-ное сознание. За пять лет оно было полностью демобилизовано. Рабочие согласились на приватизацию и без-работицу! На Западе даже не верили.
АФРИКАНСКИЙ РЕЦЕПТ НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВА
- Для многих россиян стала от-кровением обнаженная русофобия майдана, которая, к сожалению, под-держивается немалым числом украин-цев. Возникает вопрос, где ее истоки? Для чего она формируется?
- Этнонационализм - самое простое средство консолидации постсоветских общностей. Рецепт, проверенный временем. А с конца 1980-х годов именно народы Кавказа и Украины стали подвергаться интенсивной обработке. Притом что в 1991 году, согласно социологическим исследованиям, на Украине меньше всего было национализма, на втором месте шел Казахстан.
Формирование новой идентичности прежде всего на базе отталкивания и противопоставления украинства все-му русскому и российскому сопро-вождается утратой важных слоев культуры. Но на этом воспитывается украинская молодежь. Неудивительно, что через каждые 12 лет каждое ее но-вое поколение предстает перед нами в качестве совершенно иного культур-ного типа. И вот он явил себя миру на майдане. У него другая логика, другие ценности и мощный потенциал ирра-циональной ненависти к русским.
- Да еще комплекс превосходства! Вы видели хит Интернета - стих юной украинки: «У вас дома мол-чанье - золото, а у нас жгут коктейли Молотова!»?
- Молодежь не понимает, что делает. А вот осознавал ли тот же Кучма, написавший книгу «Украина не Россия», что Украине на-вязали модель нациестроительства того типа, который колонизаторы насаждали народам Африки? Ее суть - сплочение населения в нацию че-рез идею золотого века, прерванного соседним народом-злодеем, в данном случае - русским. Это - трайбализм, племенная обособленность. Модель тупиковая, что известно по Африке, где до сих пор родственные племена время от времени вырезают друг дру-га. На Украине стали ненавидеть своих же, говорящих по-русски левобереж-ных украинцев.
Необычные для прежней культуры стереотипы трайбализма выражаются в появлении политических луддитов, осаждающих и захватывающих адми-нистративные здания и массово разру-шающих памятники. Реанимированы «революционные» типы поведения, ког-да активист держит за глотку прокуро-ра или избивает руководителя государ-ственного телевидения. Все это знаки глубокой деградации культуры, при которой подобные «эксцессы» закрепляются как новые социальные нормы.
Это внутренний фактор. Есть и внешний. Думаю, что возникла гео-политическая доктрина - резко осла-бить Украину, на русофобской основе превратить ее просто в руину, чтобы такой гвоздь вбить в Россию.
- То есть главное острие удара на-правлено на Россию?
- Думаю, да.
- Но для чего? Чтобы уничтожить всякую перспективу реинтеграции постсоветского пространства?
- И для этого. Но и просто - чтобы ослабить Россию. Ведь нам все равно придется спасать Украину, нельзя же бросить ее в таком состоянии. Это нелегкое бремя для российской экономики.
УКРАИНА - НАШ КРЕСТ
- Значит, главная задача - соз-дать нам проблемы. Кроме того, сла-бая Украина, с полуразрушенной го-сударственностью, станет послушным инструментом в руках Запада и в этом качестве опять же постоянным сред-ством давления на Россию.
- Я оптимист и не верю, что нынешняя общность, воспринимаю-щая себя ядром нации, сможет утвер-диться на Украине и навязать ей свои ценности навсегда. Уже сознание сле-дующего поколения украинцев можно будет вернуть в норму - если этим, конечно, заниматься. Это ведь не в крови, не в биологических структу-рах записано. Культура, она поддается давлению и в ту сторону, и в эту.
- Трудно разговаривать с людьми, которые занимают противоположные позиции, считая, например, что фа-шизм - это вовсе неплохо.
- Ну, бывает в се-мье беда - сын сошел с ума. Украина - наш крест. Как еще назвать, когда на руках тяжелый больной, который к то-му же бузит? У нее альтернатива: или к ЕС прилепиться, или к нам. Евросоюз ее не возьмет. Значит, Киеву предстоит менять и правительство, и политику, а нам - много денег тратить. Но делать нечего. Откажемся - для нас же хуже будет. Если она размежуется по прин-ципу федерализации, ее постепенно приведет в чувство Юго-Восток. Здесь практически сосредоточена вся наука, здесь лучшие предприятия ВПК. Из Харькова вышли Ландау, Капица, отсю-да на Урал перевезли танковый завод, Днепропетровск - ракетная техника. Правда, трудно сказать, что там сейчас осталось. Спрос на их промышленный продукт снизился, потому что кризис, потому что Китай занял большую ни-шу. Но если бы Украина вошла в Ев-разийский союз, все эти предприятия получили бы второе дыхание.
- Но именно западные области окормляют украинцев идеологией, а не Юго-Восток.
- Пассионарность Запада ненадолго. Надо будет рабо-тать, семью кормить. В 1945 году обра-зовался большой контингент пленных бандеровцев. Их выпустили, чтобы они работали и содержали семьи, потому что на Западной Украине осталось очень мало мужчин. И они встроились в нормальную жизнь. Почти полвека мы жили спокойно. Да и сейчас не они, не старшее поколение, а уже специаль-ные технологии настроили молодежь.
Мы ведь тоже несем свою долю ответственности за происходящее. В 1991 году Россия бросила Украину. Никакой работы с Западной Украиной со стороны российской интеллигенции не было - ни диалогов, ни встреч, ни дискуссий. Сейчас мы, и уже не впер-вые в постсоветский период, стоим на распутье и ужасаемся настоящему.
Однако надо понимать, что распу-тье несет и возможность движения по новому пути. Какие-то утраты не-избежны, но и много ценного в такой встряске. Посмотрите на Юго-Восток Украины. Там люди как мухи ходили и только жаловались еще три-четыре месяца назад, а сейчас, особенно после Крыма, воспрянули как единая общ-ность, как народ, и стали осознавать свои, отличные от Западной Украины, интересы и ценности. Какой скачок самосознания! Они уже могут само-организоваться, у них лица светятся, наполнены достоинством. Осознание себя - ценнейшее качество. У нас, в России, еще такого нет.
НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ ПРОТИВ «ОРАНЖЕВЫХ РЕВОЛЮЦИЙ»
- В вызывающей демонстративно-сти «украинства» тех, кто сегодня за-хватил власть в Киеве, есть какой-то политический инфантилизм. Они но-сят вышиванки как доказательство их патриотизма. У нас никто не требует, чтобы национально ориентированный политик носил косоворотку и картуз. Ведь это как-то несовременно?
- Согласен с тем, что у них больше архаичного, но само по себе это не является источником происходящих процессов. Мы в целом более модернизированы. Предки за-падных украинцев были крепостны-ми у польских помещиков, и это не-множко затормозило развитие их са-мосознания, оно как будто омрачено вековой обидой. Вот и батька Махно не случайно появился на украинской почве, у нас в гражданскую войну та-ких вождей, склонных к «войне всех против всех», не было.
- Сергей Георгиевич, бесспорно, что Россия упустила, не заметила тенденций, протекающих на Украине процессов, из-за чего теперь несет огромные политические издержки. Упрек прежде всего адресован власти. Однако и наша политологическая об-щественность оказалась не на высоте. Еще в начале февраля большинство российских политологов в высшей степени оптимистично оценивали со-бытия на майдане и не сомневались в прочности позиций Виктора Януковича. И это говорит о качестве анализа.
- У нас в принци-пе нет обществоведения. Его не было не только в советский период, но и при царизме, в XIX веке. Это наша на-циональная беда. Почитайте хотя бы школьный учебник. Российское обще-ствоведение вышло из классической русской литературы, отражавшей жизнь не объективно, а с точки зрения морали, в соответствии с совестью писателя. Совесть была больная, гу-манистическая. Литература стала па-раллельной религией для тогдашнего общества, писатели - властителями дум. А реальность была не такая, как в литературе. Научное знание должно показывать все, как есть, и не давать оценки. Западное обществоведение вы-полняет задачи научного типа знания и разрабатывает технологии. Поэтому они предотвратили революции, а у нас царь еще в 1905 году был уверен, что все крестьяне поголовно монархисты и обожают государя императора.
- Интересный подход.
- Отсутствие на-учного знания об обществе в конце советской эры стало очень большой нашей слабостью. Социум быстро ме-нялся после Второй мировой войны, в 70-е годы в СССР появилось сытое общество. Никогда такого в мире не было, а как с ним управляться, никто не знал.
- Но на Западе-то сытое общество было...
- Нет, не было. У них обя-зательно треть общества в бедности оставляют, а две трети видят это и ценят то, что имеют. Советская моло-дежь вообще не верила, что где-то в мире есть голод и безработица. Для нее это были пропагандистские тези-сы. Многие базовые блага (крыша над головой, отопление, бесплатные меди-цина и образование) она воспринима-ла как природные явления и ценности их не осознавала. Подросток конца 80-х годов с радостью согласился бы отрезать в доме отопление и полу-чить взамен видеомагнитофон за 300 долларов.
Да не только молодежь, общество в целом не знало, как оно устроено, как действует, чем наша школа, наше предприятие, наша железная дорога, наша армия и вообще все системы жизнеобеспечения отличаются от за-падных. Только многое потеряв, мы кое-что стали понимать. Но не все.
Украинцы с позапрошлого века на-циональное самосознание вырабаты-вают. Особенно интенсивно этот про-цесс проходил в западных областях. Кстати, в советской интеллигентской среде западенцев уважали, их универ-ситетское сословие считалось элитой. Так что их амбиции генерировать идеи нацразвития для всей Украины идут еще с тех пор. А юго-восток мол-ча работал.
Предыдущий, еще ющенковский, майдан в российских СМИ освещался поверхностно, и многие символы гря-дущего культурного типа, проявивши-еся во весь рост сегодня, остались не-замеченными нашими обществоведа-ми. Одно из исключений - политолог и депутат 4-го и 5-го созывов Госдумы Рифат Шайхутдинов. Он, возможно, первым написал о появлении на май-дане «нового народа», ориентирован-ного на иной тип ценностей и стиль жизни, наделенного иным образом будущего. В 2014 году этот «новый народ» безнаказанно, по крайней мере пока, убил украинское государство.
Хотя это совсем не в интересах большинства украинцев.
"ИНОЙ НАРОД" МОЖЕТ УБИТЬ ГОСУДАРСТВО
- Это наводит на некоторые ассоциации. Ведь и в России есть влиятельные общественные группы, чей образ будущего не совпадают с тем, который есть у большинства.
- Поэтому нам надо извлечь выводы из уроков майдана. Россия не очень далеко ушла от Украины. И у нас за два десятилетия, с одной стороны, упала общая культура населения, а с другой - сформировались активные, сплоченные силы, которые не скрывают враждебности к существующему государству и в этом смысле представляют для него реальную угрозу. Объединив все социальные слои и сфокусировав все существующие виды общественного недовольства в мощный протестный пучок, они получают реальные возможности дестабилизировать действующую государственную систему.
- Этот «иной» культурный тип и в нынешней ситуации занял совершенно особую позицию, мудро возненавидев свое «агрессивное» государство.
- Его представители выходят на Болотную, хотя их митинги пока что более рациональные и «европейские», чем на Украине. Уверен, что российская власть сделает выводы из итогов майдана, чтобы исключить его повторение у нас. Но и общество не должно сидеть сложа руки. Ему нужно подумать, как начать диалог с украинской интеллигенцией. Там много тех, кто хотят поговорить с нами обо всем. Надо только немножко подождать, чтобы все успокоились. И одновременно мы обязаны заниматься своей молодежью. Если не мы, то ее воспитанием займутся другие. Многое упущено, но никогда не поздно начать консолидацию общества и формирование в нем сплоченного ядра. Только так можно защитить страну в мировом диалоге и «борьбе смыслов».
Источник:russia-today.ru
"Если бы Россия провела некую спецоперацию"
ПолитикаЧерез Донбасс в Крым не попасть
Политика"Отстаньте все от Украины!"
ПолитикаКравчук: новой украинской власти надо очиститься от коррупции
ПолитикаКучма: будь я президентом, такого бы не случилось
ПолитикаНикогда украинский народ не будет врагом для русских
ОбществоУкраина. Катастрофа культуры
Новости мира / ПолитикаЕсть у революции начало, нет у революции конца
ЭкономикаСилового изменения границ Украины не признает никто
ПолитикаБасенные страдания Немцова
ПолитикаВозможен ли Майдан в Казахстане?
Вооруженные силы мираБольшой Майдан
ПолитикаВесь "Майдан" разрушает украинскую государственность
ПолитикаПочему в Кремле боятся Майдана?
ПолитикаПочему Украина не Россия?
ПолитикаПочему киевляне до сих пор терпят "Майдан"?
ОбществоБелоруссия, Украина, Казахстан, Россия — одна страна
ПолитикаУкраина и Россия. Два протеста
Общество"Кремль ведет себя с Украиной, как с гулящей девкой"
Политика"Маккейн и Кличко угробят Украину!"
Политика