Ставрополье с украинцами не дружит?

Украинцы на Ставрополье стали неугодными раньше, чем грянул Евромайдан, но уже после того, как украинский президент Виктор Янукович засобирался в Евросоюз. Общество украинско-российской дружбы «Днипро» без указания причин и без уведомления его руководителя Зенона Пруца было ликвидировано судом в 2012 году и лишилось всяческой поддержки местных властей. Впрочем, собственного помещения оно не имело даже 10 лет назад, в годы потепления отношений двух стран. Сейчас ставропольцев и вовсе так запугали украинскими националистами, что на последнее мероприятие «Днипро» не пришла половина членов клуба.
Украинцы без общества
Русские Крыма и Юго-Востока Украины просились в Россию, потому что там ущемляли их права на национальную самобытность, включая родной русский язык. А что делать ставропольским украинцам, которым не только не дают открыть классы на украинском языке, но даже ликвидировали общество украино-российской дружбы «Днипро»?
Фактически эта организация все еще существует, но примерно год назад ее руководитель Зенон Пруц случайно узнал, что Управление министерства юстиции по Ставропольскому краю вычеркнуло его из реестра юридических лиц, де-юре ликвидировав. Уведомить само общество ни чиновники, ни судья, выносивший это решение, не удосужились. А ведь решение было принято еще в 2012 году, если верить данным ЕГРЮЛ, опубликованным в Интернете.
Сообщил неприятную весть Алексей Чаплыгин, начальник отдела по делам национальностей комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества, появившись на одном из мероприятий «Днипро». «Вот так похлопал себя по карманам и сказал: У меня денег куры не клюют, но я вам дать не могу, ваше общество не зарегистрировано. Тогда я пошел в управление юстиции, - рассказал корреспонденту КАВПОЛИТА Зенон Иванович. - Говорю: в чем дело? Марина Анатольевна Захарова, которая возглавляет управление, отвечает: А мы вас ликвидировали. Нам даже документ не выдали, по какой причине, чтобы я мог обратиться в суд».
Можно было бы предположить, что закрыли общество из-за его прописки. В 2001 году Зенон Пруц зарегистрировал его по адресу своей работы на улице Льва Толстого в здании под номером 39. Там располагалось объединение «Ставропольнефтегаз», а глава украинского общества в нем работал председателем профсоюзного комитета. Но сейчас оно находится в краевой собственности, и его занимает Министерство финансов Ставрополья. Обществу украинско-российской дружбы там не место. Правда, Минфин купил здание в 2007 году, а ликвидировали «Днипро» только два года назад.
Штаб-квартира «Днипро»
Много лет общество украинско-российской дружбы кочевало по чужим углам. Сначала привечали его представители немецкой национально-культурной автономии, но потом там сменилось руководство, и немцы попросили украинцев на выход. С тех пор свои массовые мероприятия «Днипро» проводит в музеях и библиотеках, а на обычные встречи собирается прямо в квартире у Зенона Ивановича, благо, она расположена в центре города. На входе у двери висит гимн «Ще не вмерла Украина», перед каждой дверью - рушники.
«Штаб» расположен в маленькой комнате, где висят украинский и российский флаги. Тут хранится безрезультатная переписка с чиновниками о восстановлении юридического лица общества, украинские сувениры и фотографии встреч.
На одной из них - два старика, увешанных орденами и медалями. Это ветераны-основатели общества - украинец Марк Николаевич Баламут и русский Пётр Романович Марков. Уроженец Львовщины Баламут, которому довелось прошагать пол Европы в составе советской армии и брать бункер Гитлера, приехал на Ставрополье в 50-х годах прошлого века. При его участии на Ставрополье было открыто первое химическое предприятие - сажевый завод. У Петра Романовича такой же славный воинский путь, а потом долгая партийная работа. Они оба еще живы, но уже не ходят на парады. Только дружба между украинцем и русским все так же крепка.
В соседней комнате стоит книжный шкаф с раритетами - книгами на украинском языке, которые на Ставрополье нынче днем с огнем не сыскать.
В этой квартире краевое управление Минюста и предлагает зарегистрировать общество «Днипро». Но не отдавать же Зенону Ивановичу свое единственное жилье под общественную организацию? Тем более, в Ставрополе в прошлом году власти объявили о создании «Дома дружбы». Сейчас его обустраивают на пятом этаже Дворца культуры и спорта. Может быть, там найдется помещение для украинской диаспоры края?
Без права на национальную идентичность
Украинцев на Ставрополье, если судить по последней переписи населения 2010 года, около 30 тысяч. Их больше, чем ногайцев или туркмен, но меньше, чем даргинцев. А ведь до революции украинцев здесь было 37 процентов от общего числа населения. И даже в 2002 году их насчитывалось еще 45 тысяч человек. Куда подевались 15 тысяч за восемь лет? Естественной убылью или отъездом сокращение на треть не объяснишь. Скорее всего, они просто перестали считать себя украинцами и подались либо в русские, либо в казаки.
Ассимиляции не приходится удивляться, если учесть, что большинство предложений общества украинско-российской дружбы по поддержанию этнической самобытности ставропольских украинцев отвергались краевой и городской властью. Только в первый год после создания общества, объявленный Владимиром Путиным Годом Украины в России, инициативы «Днипро» принимали положительно. В шестой школе Ставрополя пробовали запустить спецкурс украинского языка, но вскоре его отменили.
Хотели выпустить русско-украинскую газету «Размова». Ее на чистом энтузиазме подготовил и сверстал в электронном виде активный член общества, литературный переводчик с украинского языка, издатель и преподаватель факультета журналистики СГУ (теперь СКФУ) Евгений Панаско. А власти средств на ее издание не нашли. «Написал я письмо в администрацию города, - вспоминает Зенон Иванович. - Приходит ответ от замглавы администрации: у нас денег на вашу «Размову» нет. Панаско прочитал это и получил инфаркт. Теперь его нет. Вот вам дружба и любовь с Украиной».
Козаки - не казаки
По словам Зенона Пруца, газета, сверстанная в 2003 году, до сих пор не устарела, поскольку в ней содержатся в основном исторические материалы о том, кто такие украинцы. Но опубликовать ее сейчас, наверное, мало кто решится, ведь в моде ныне отрицание самого существования украинцев в качестве народа. На Юго-Востоке, как сейчас заявляют, живут сплошные казаки, а на западе - венгры, румыны да поляки. Но у руководителя общества украинско-российской дружбы иной взгляд на то, кто такие настоящие украинцы.
«8 января этого года мы отмечали 360 лет присоединения Украины к России. Это была дружба навеки. Где она? Вот сейчас говорят: Крым к Украине отношения не имеет. А кто помогал его освободить от турков? Александр Суворов трижды пытался взять Измаил, пока Катя (Екатерина Великая -ред.) не пригласила запорожецев на подмогу. А потом в 1775 году она уничтожила Запорожскую Сечь. Козаки сбежали в Турцию, за Дунай, в Европу. Когда турки снова стали побеждать, Катя послала агитаторов в Турцию: «Что вы, христиане против христиан, за мусульман-антихристов?» Она им горы наобещала, и они перешли на сторону Суворова. И тогда мы расколотили Османскую империю, и Крым присоединили. За это Катерина отблагодарила с правого плеча и дала им правый берег Кубани. Вот только там живут настоящие запорожцы. Больше нигде в России нет хохлов-козаков».
Казаки Ставропольские к Запорожской Сечи отношения не имеют, считает Пруц. Все казачьи поселения вдоль рубежей Российской империи, на его взгляд, это лишь «пограничная служба». Запорожские кОзаки - основа украинской нации, а кАзаки ни к русским, ни к украинцам себя не причисляли.
«Богдан Хмельницкий с душой отдал отцу Петра Первого Алексею Михайловичу Украину в 1654 году , а тот ее поделил между Польшей и Малороссией - левым берегом Днепра. Те, кто борется сейчас за целостность Украины - это и есть украинцы. А на левом берегу - русские украинцы, малороссы, - объясняет Пруц. - Им было бы хорошо есть украинский хлеб, пить горилку, закусывать салом, но не признавать ни украинский язык, ни украинское государство. И мы из России эти настроения подогреваем: вы наши, русские, что вы поддерживаете хохлов, бендеров?»
В то же время русские и малороссы сильно отличались друг от друга. Антон Павлович Чехов, который причислял себя к хохлам, считал их более чистоплотными и хвалил за чистую речь без матерщины.
Боязнь украинского национализма
Свою задачу Зенон Пруц видит в восстановлении украинской диаспоры края, пополнявшейся вновь прибывшими в разные века. Есть целые населенные пункты, образованные переселенцами из Малороссии, такие как Арзгир и Ипатово. Постепенно они теряют свою национальную идентичность, которую «Днипро» пытается сохранить, популяризируя украинские песни, танцы, язык. «Чаще всего мы отмечаем совместные даты в судьбах двух народов на основе дружбы и взаимного уважения, как написано в уставе нашего общества», - отмечает наш собеседник.
Регистрация общества помогла бы решить проблемы с финансированием его деятельности. И Зенон Иванович уже обратился к врио губернатора Владимиру Владимирову с просьбой разобраться с этим вопросом. Но тот спустил обращение нижестоящим, а они отделались отпиской.
Тем не менее общество приглашает гостей и проводит массовые мероприятия. Благодаря ему в Ставрополе дважды выступал украинский народный хор имени Григория Веревки. Приезжали из Ростова украинские консулы, через которых ставропольских детей отправляют учиться на Украину. «Живем и дышим, а зарегистрированы или нет нам все равно», - хорохорится Зенон Иванович. Он был делегатом Всемирного конгресса украинцев, он входит в зарегистрированные в Москве украинские организации, он держит постоянную связь с Киевом. И только в Ставрополе его не жалуют.
Связано ли это с нынешней ситуацией на Украине? Пруц отвечает, что нет. И тут же поясняет, что это связано с общим отношением к украинцам в России. В Киеве тысяча школ преподают русский язык, открывают музеи Пушкина, поддерживают русские театры, издают русскоязычную прессу, а в Ставрополе не дают вести даже факультатив украинского, не говоря уже о театре и газетах.
В прошлом году, когда в акциях протеста в Невинномыске против безнаказанности кавказцев участвовали и были задержаны два члена УНА-УНСО, местное телевидение рассказало, что они претендуют на Кубанские и Ставропольские земли. Наверное, этим страхом перед территориальными претензиями украинского национализма и объясняется противодействие ставропольских властей попыткам сохранить самобытность местных украинцев. А современные телесюжеты с западной Украины привели к тому, что на последнее - мартовское мероприятие, посвященное 200-летию со дня рождения поэта Тараса Шевченко, половина завсегдатаев встреч «Днипро» просто не пришла.
Источник:kavpolit.com

Украинская нация: миф или реальность?
Общество
"Нет такой национальности - русские. Русские - это выбор"
Общество
"На Востоке Украины поднимается знамя социальной революции"
Политика
Казаки Украины: нас предали
Политика
Украинские казаки между Киевом и Москвой
Общество
"Будет продолжаться война авторитетов России и Украины"
Политика
Спецоперация русских и украинцев против оккупации Украины
Политика
Почему русские и украинцы не понимают друг друга
Общество
Падение Украинской империи
Политика
У ГД идёт митинг в поддержку крымско-российской дружбы
Общество
Почему Украина не Сербия
Политика
Казаков, не поддерживающих Евромайдан, назвали "ряжеными"
Общество
Жители Кракова попросили присвоить площади имя маршала СССР
Общество
Спортивное общество "Зенит" может возродиться в феврале
Спорт
От Богдана до Майдана
Политика
За что украинцы обиделись на сатирика Задорнова
Общество
На Ставрополье к охране порядка подключили силы 49-й армии
Общество
"Европа работает пряником, Москва - дубинкой"
Политика
Почти треть украинцев отказалась от государственной независимости
Общество
Украинцы, живущие в России, создали новую организацию
Новости мира