Регистрация
» » Религиозные общности в России и нациестроительство

Религиозные общности в России и нациестроительство

26-05-2014, 13:38
Российское общество - светское, практикующих верующих в нем немного. Место религиозного сознания, особенно у интеллигенции, занимают оккультные и парарелигиозные представления. Религия в основном воспринимается как национальная традиция, причем для русского народа важность религиозной принадлежности как части идентичности менее существенна, чем для нерусских народов.

Наиболее религиозны протестанты и мусульмане, православные же значительно меньшее значение придают своей вере. Это объясняется ортопраксическим характером ислама и протестантизма (сосредоточенностью не на догматике, а на праведном образе жизни, состоящем из конкретных дел), большей социализированностью протестантских и мусульманских общин, а также этническим возрождением у традиционно мусульманских этносов, где религия играет важную роль, и «нетрадиционностью» протестантизма для российского общества, что способствует приходу в протестантские церкви преимущественно тех, кто искренне убежден в истинности такого выбора и готов выдерживать давление и непонимание со стороны окружающих.

Происходит инкультурация ряда сообществ, бывших только этноконфессиональными. Так, буддизм обретает межэтнический характер благодаря активной включенности в него русских; протестантизм, включивший в себя почти все российские этносы, легко приспосабливается к этническим особенностям малых народов и начинает трудный процесс аккультурации в русский менталитет и культуру.

Создаются и новые этноконфессиональные группы. Народы Северного Кавказа и Крайнего Севера активно включаются в зону влияния протестантизма и создают новые этноконфессиональные сообщества - этнические группы с новыми религиозными связями взамен привычных ислама или языческих верований. Закрытые этноконфессиональные сообщества, похожие на гетто (что тоже - большая проблема для государства), создали мигранты-мусульмане из Центральной Азии и северокавказская диаспора.

Народы Поволжья и Сибири, в меньшей степени - Крайнего Севера, переживая «взрыв этничности», переживают возрождение или создание фактически с нуля языческих верований, которые дают идентичность малым этносам, зачастую враждебную российской гражданской идентичности. Растет влияние салафитского течения в исламе, враждебного как государству, так и традиционным для России мазхабам (религиозно-правовая школа в исламе) и тарикатам (суфийский орден), и выступающего под откровенно сепаратистскими лозунгами.

Важнейшее значение имеет семья - большая часть верующих стали таковыми благодаря своим родственникам, многие из них стремятся продолжить эту традицию, передавая ее своим детям. Однако с преемственностью в большинстве случаев даже у протестантов, наиболее религиозной группы, возникают проблемы - подростки чаще всего уходят из религиозных сообществ.

Из традиционных форм общностей наиболее эффективными в плане объединения активных людей оказываются как этноконфессиональные сообщества и группы типа орденов и братств, так и сообщества неиерархического и сетевого типа. Это показывает две противоположные тенденции в российском обществе - и желание обрести общину, которая давала бы четкую идентичность, понятные цели и защищала бы от остального мира, и желание дистанцироваться от общинного и административного давления и сохранить индивидуальность и анонимность. Сетевая структура показала свою эффективность, в частности, у радикальных салафитов.

Наиболее же распространенная форма - община-приход - находится в кризисе у православных и мусульман, для которых более привлекательны внеприходские братства, и хорошо выстроена у протестантов, где практически в каждой такой общине есть тесные связи между прихожанами и есть возможность для служения, церковного и социального.

Подлинно всероссийским охватом обладают только православные и протестанты, в практике которых есть как сильные, так и слабые стороны.

Православные

К сильным сторонам православных можно отнести:

- православие является традиционной конфессией для государствообразующего русского народа и хранительницей национальных традиций;

- значительно большее число верующих, чем во всех остальных конфессиях;

- наибольшее доверие и поддержка государства, светского общества и представителей других конфессий;

- умение находить поддержку бизнес-сообщества;

- большие материальные ресурсы;

- разнообразная работа с детьми и молодежью;

- привлечение интеллигенции и создание своего собственного слоя образованных людей;

- широкое взаимодействие со светскими общественными организациями;

- патриотизм большинства практикующих верующих, которое понимается ими обычно как способствование возрождению сильного православного государства (у консерваторов) или строительство общества с христианскими ценностями и через это - возрождение России как христианской страны (у либералов);

- «почвенническая» ориентация многих православных, совпадающая с политическими предпочтениями большинства населения.

Однако имеются и слабые стороны:

- религиозность и мотивированность большинства православных гораздо слабее, чем у других конфессий;

- социальная структура, которая помогала бы включать каждого новообращенного, пока только создается;

- существует негласное противостояние между высшей церковной иерархией и сообществами мирян, созданных вокруг священнослужителей (в том числе - в силу отсутствия механизмов обратной связи), что вносит раздробленность в структуру организации и подрывает ее авторитет;

- многие православные заражены этнонационализмом, что мало способствует общероссийской солидарности, особенно во многих нерусских регионах, где отношение к православию у этнических элит и интеллигенции - скептическое или резко отрицательное;

- патриотизм православных, в основном направленный в прошлое и попытку его воссоздать, страдает непониманием принципиально новых современных условий, что затрудняет предложение православными реальных социально-политических проектов;

- существует латентный конфликт между православными и активной частью светской интеллигенции, в котором православные далеко не всегда умеют внятно и спокойно объяснить свою позицию и невольно поддерживают имидж верующих как авторитарных мракобесов;

- сращивание высшей церковной бюрократии с властью подрывает ее реальный духовный авторитет и мобилизационный потенциал, хотя никак не влияет на уважение в обществе к Церкви как к оплоту национальной традиции и не ведет к реальной клерикализации государственного аппарата.


Протестанты

К сильным сторонам протестантов относятся:

- наибольшая религиозность, воцерковленность и консолидированность (несмотря на трения между союзами и деноминациями) в сравнении со всеми остальными религиозными группами;

- установка на честный труд и здоровый образ жизни;

- традиция крепких многодетных семей;

- заметное количество активной молодежи;

- сплоченные общины с возможностью быстрой интеграции туда новых людей;

- умение создавать новые этноконфессиональные сообщества, не порывающие с этническими традициями;

- современные методы проповеди;

- широкая благотворительная деятельность;

- наибольшая толерантность к разным этническим группам в сравнении с другими религиозными сообществами;

- патриотизм большинства практикующих верующих, который понимается как строительство общества с христианскими ценностями (часто - с ориентацией на Запад, но с неизменным осуждением размывания там христианской нравственности) и социально ответственного государства.

К слабым сторонам протестантов относятся:

- восприятие светским обществом как «сектантов» и адептов западной (американской) культуры;

- латентные или «горячие» конфликты в регионах с влиятельным православным и мусульманским духовенством;

- конфликтный потенциал в ряде нерусских регионов - обвинения новообращенных протестантов в разрыве с традициями предков, а миссионеров - в подрыве этнической идентичности;

- западническая ориентация в целом, не пользующаяся поддержкой большинства населения;

- до сих пор сильна зависимость от зарубежных (чаще всего американских) идеологов, хотя в ряде случаев она преодолевается, и есть серьезные попытки создать национальное богословие;

- протестанты в целом менее образованы, чем представители других конфессиональных групп (католики и православные) - хотя последние годы активно работает установка на получение хорошего образования;

- патриотизм протестантов, направленный в будущее, страдает пренебрежением историческим прошлым страны, ее традициями и культурой.


Итак, при несомненном консолидирующем потенциале православных и протестантов, и у тех, и у других есть серьезные препятствия к тому, чтобы стать ведущим межэтническим интегратором.

Попытки российской власти сделать ставку на религиозный фактор как объединяющий провальны:

в условиях рыхлой общегражданской идентичности любое искусственное усиление и без того сплоченных общностей со своими ценностями, интересами, особой субкультурой приведет к угрозе для большого и пока инертного сообщества, породит противостояние этих малых групп и/или приведет к возникновению гетто на их основе.

Новая общероссийская гражданская идентичность, проект которой государство еще не предложило обществу, должна строиться на светской основе, объединяющей и верующих, и неверующих. Однако серьезный консолидирующий потенциал религиозных общностей нельзя игнорировать в будущем проекте нациестроительства. Религиозные сообщества можно привлекать к помощи в нравственном воспитании детей, подростков и молодежи, благотворительности и в целом - к объединению активных граждан. Отдельный вопрос - построение отношений с теми религиозными сообществами, которые консолидируют малые этносы и группы часто в ущерб общероссийской идентичности. Здесь необходимо умение государственной власти проводить интеграционную политику без жесткого ущемления этнорелигиозных чувств. В целом привлечение активных верующих к участию в нациестроительстве должно быть на основе уважения к специфике и независимости религиозных институтов.

Источник:problemanalysis.ru

Автор: Memory
Прочитали - 280
Распечатать
Похожие новости:
Политический язык православных в России

Политический язык православных в России

Общество
На Украине за год число верующих возросло на 11%

На Украине за год число верующих возросло на 11%

Общество
Декларация русской идентичности

Декларация русской идентичности

Общество
Церковь и государство объединяются в помощи наркозависимым

Церковь и государство объединяются в помощи наркозависимым

Общество
Всеволод Чаплин об общении Владимира Путина с народом

Всеволод Чаплин об общении Владимира Путина с народом

Общество
Мусульманам Кубани не хватает мечетей и духовной школы

Мусульманам Кубани не хватает мечетей и духовной школы

Общество
В России можно только верить

В России можно только верить

Общество
Больше половины американцев за геев и лесбиянок

Больше половины американцев за геев и лесбиянок

Общество
Правозащитники РФ заявляют о нарушении прав верующих

Правозащитники РФ заявляют о нарушении прав верующих

Общество
Украина расколота на два непримиримых лагеря

Украина расколота на два непримиримых лагеря

Политика
Элитарное образование и социальная ответственность

Элитарное образование и социальная ответственность

Общество
Чаплин: я уверен, что за святыни нужно умирать

Чаплин: я уверен, что за святыни нужно умирать

Общество
Религиозный сербский студент

Религиозный сербский студент

Общество
Далай-лама XIV: слишком много

Далай-лама XIV: слишком много "Я"

Общество
Путин: Рождество объединяет людей общими духовными ценностями

Путин: Рождество объединяет людей общими духовными ценностями

Общество
У православных верующих наступает рождественский сочельник

У православных верующих наступает рождественский сочельник

Общество
Туалетную бумагу с изображением храмов не снимут с производства

Туалетную бумагу с изображением храмов не снимут с производства

Общество
Опрос: россияне становятся все более религиозными

Опрос: россияне становятся все более религиозными

Общество
Ислам и протестантизм в мире и в РФ: конфликты и сотрудничество

Ислам и протестантизм в мире и в РФ: конфликты и сотрудничество

Общество
При президентском совете откроются православные клубы

При президентском совете откроются православные клубы

Новости мира
Комментарии к новости0
Комментировать
О нашем сайте

На нашем новостном портале вы можете узнать самые свежие новости, происшествиями в мире, политике стран, самые разнообразные мировые новости ждут Вас на нашем сайте, вы можете дискутировать с другими посетителями нашего портала novostimira.net обсуждать самые насущные горячие новости как вашей страны, так и новости всего мира, проставляя рейтинг новостям, вы делаете их более популярными во всём мировом интернет сообществе. Будь в курсе всех событий мировых новостей, делись всей информацией на нашем сайте в социальных сетях. Новости мира - твой новостной портал в мировые новости !

Copyright © 2014 - 2018 NovostiMira.net

  • Яндекс.Метрика