Одаривающее общество
Не исключено, что способность вовремя занять очередь и выстоять какое-нибудь материальное благо отчасти укрепит духовные скрепы. Например - улучшив отношение к пенсионерам в семье. Потому что кто еще, кроме неработающих бабушек, сможет посвятить массу времени добыче дефицита?
Кроме того, возродится система взаимозачетов "ты мне - я тебе", основа многих дружб. Работники сферы обслуживания вновь сблизятся с представителями элиты (собственно, многие "вип-персоны" делают смелые заявления по поводу надвигающегося товарного дефицита и изоляционизма именно потому, что рассчитывают по старинке на помощь допущенных к распределению материальных благ директоров гастрономов и промтоварных магазинов).
Социализм, несмотря на всю свою воспеваемую ныне "духовность" и "идейность", так и не смог отучить советских людей от материальных потребностей. В программы партийных съездов неизменно включались положения о повышении уровня их удовлетворения, а в теоретической литературе пропагандировалась "социалистическая модель индивидуального потребления", предусматривающая "разумное сочетание материальных и духовных потребностей". Однако достичь этого идеала никак не удавалось - всякая частная инициатива в области потребления всегда оказывалась чрезмерной. Чтобы добиться "разумности", требовался жесткий внешний контроль.
Для описания советской системы распределения благ западные политологи предложили использовать термин gift-giving society - "одаривающее общество", то есть такое, которое не позволяет самостоятельно заработать на материальные и не очень ценности, а предоставляет их в качестве награды за самоотверженный труд, "производит обмен подарков на благодарность". "Стахановцы, герои труда, победители "социалистического соревнования" и их семьи в день праздника получали блага от партийного государства. Помимо денежных премий, ценных подарков, патефонов, выдавались билеты на культурные мероприятия, грамоты и значки, предоставлялись квартиры, санаторные путевки и экскурсии в Москву. Все это преподносилось в виде подарков на торжественных собраниях. Подарком могло быть и проведение электричества в квартиру премированного к праздничной дате" (из книги Мальте Рольфа "Советские массовые праздники").
Иллюстрацией того, насколько эта система укоренилась в обществе, могут послужить стихи Владимира Маяковского. Сравните стихотворение "О дряни" про проклятых мещан, которые самостоятельно "свили уютные кабинеты и спаленки", этим виновны перед советской властью и за это подлежат искоренению, - и стихотворение "Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру", узаконивающее безумный восторг пролетария по поводу возможности помыться в ванне как раз потому, что ванну дала та самая "правильная советская власть".
Интересно, что нечто похожее можно и сейчас прочитать в рассказе чемпионки мира в жиме штанги лежа Марьяны Наумовой о поездке в Северную Корею: "Я немного поболтала с Рим Чжон Сим - олимпийской чемпионкой 2012 года. По возвращении с Олимпиады она получила пятикомнатную квартиру для всей своей семьи, орден Героя Нации, автомобиль, почет и уважение народа. В КНДР все знают, если ты едешь на личном автомобиле - ты не торговец и не бандит, а человек, заслуживший это своим трудом или другими заслугами, военными, спортивными или учеными". Вот такая тонкость: автомобиль в любом обществе является социальным индикатором - ведь, выбирая его, человек демонстрирует не только собственные материальные возможности, но и вкус, повседневные привычки и амбиции. Однако при социализме автомобиль показывает еще и в каких отношениях ты состоишь с властью. Жаль, советская версия до северокорейской не дотянула. Помните, как ошибся однажды Юрий Деточкин, украв автомобиль профессора, а не рвача? У нас долго на автомобилях ездили либо обласканные властью, либо незаконно нажившиеся, так называемый "простой человек" мог разве что выиграть его в лотерею.
С другой стороны, во всенародно любимом фильме "Место встречи изменить нельзя" в первой же серии есть эпизод, где Петюня Соловьев выиграл в лотерею пятьдесят тысяч, стоит и радуется. Но тут приходит Глебушка Жеглов, выразитель вполне определенной моральной точки зрения, и говорит: "Вот Федя Мельников перед войной ЗИС-101 выиграл и не счел возможным в столь трудный для страны момент пользоваться, отдал на нужды фронта" и т. д. - мол, отдай и ты. А счастливый обладатель выигрышного билета мнется и жмется, ибо жалко ему внезапно обретенного добра, да и потом - не зря же государство решило "людям облегчение сделать"! Потом именно Соловьев по собственной трусости упускает бандита, потому что где тяга к материальному, там и предательство.
И вот теперь режиссер всенародно любимого фильма Станислав Говорухин дал интервью "Аргументам и фактам", а в нем так прямо и сказал (по поводу российского запрета на ввоз европейских продуктов): "Какая трагедия! Сыра не будет! Жили же как-то без него. Зато был вкуснейший сулугуни, молдавские сыры, адыгейские", к тому же Крым наш, простой народ этому рад, а психует только проституированная интеллигенция.
Но уповать на то, что материальные лишения придут к нам без духовных ограничений, глупо и неправильно. Вон, режиссер Юрий Кара уже предлагает запретить к прокату американские фильмы на время санкций, и Станислав Говорухин с ним согласен. Министерство культуры, правда, не поддержало творческий порыв двух классиков отечественного кино, за что ему спасибо. Но понять этих классиков можно и нужно. В условиях ограниченного доступа большинства населения к тем же самым американским фильмам российским режиссерам легче будет культивировать собственную элитарность, истинную или мнимую.
Для полной изоляции хорошо бы, конечно, перекрыть еще Интернет. И тогда вспомним мы старые времена, когда, чтобы почитать некоторые книги, надо было записываться в очередь в библиотеке, потому что купить их можно было либо по большому блату, либо за макулатуру. Существовала также система закрытых кинопоказов "для своих" и т.д. Шедевры покупать было дорого, поэтому в кинотеатрах демонстрировались немногочисленные американские фильмы категории "В", на которые народ валил валом, чтобы хоть одним глазком посмотреть на заграничную жизнь. Правда, еще наши отечественные режиссеры снимали проблемные социально-политические драмы из иностранной жизни с нашими же актерами и "Жигулями" в роли иномарок… В общем, не мудрено, что "Рабыня Изаура" в свое время захватила незакаленные умы отечественных телезрительниц.
Если история повторится, надо учитывать один важный момент. Общество потребления можно ругать сколько влезет - оно это позволяет и терпит. А вот общество принудительного аскетизма - очень капризное и нервное, защитники у него - решительные и агрессивные. Попробуй только пойти против них. Самое мягкое, что сделают в ответ, - обзовут проституированной интеллигенцией.
Источник:rosbalt.ru
Духовные скрепы против колбасы
ОбществоЮрий Кара: надо запретить американское кино в ответ на их санкции
ПолитикаГоворухин: я с брезгливостью отношусь к Одессе
Общество"Продуктовое эмбарго - верное решение"
ЭкономикаВалерий Панюшкин: пармезан - это духовность
ОбществоЗачем интеллигенции духовность?
ОбществоСергей Черняховский: искусство без мата
Новости культурыГоворухин опроверг избиение граждан Украины в Таллине
ОбществоПеремены в Крыму - для одних опасные, для других полезные
ОбществоВозможности изобразить "могутний" ответ агрессору нет
ПолитикаО самореализации в условиях капитализма
ОбществоНе дам портить деньги
ЭкономикаКто такой Геббельс?
ОбществоЭксплуатация: мифы и реальность
ОбществоМатвейчев: надо ограничить по времени освещение терактов в СМИ
ОбществоРеволюция – цена вопроса. Готовы ли мы платить?
ОбществоЗападный либеральный социализм — имитация социализма
ОбществоКаков поп, таков и приход. О министре культуры РФ
Новости культурыПочему дети вырастают неблагодарными?
ОбществоЕсли бы остался СССР. Какой бы была жизнь сегодня
Новости мира