Польской армии требуются "партизаны"

Кроме того, в связи с развитием сил территориальной обороны (SOT) страны рассматривается возможность покрытия потребностей в военно-обученном резерве. В настоящее время проект реформирования разрабатывается в министерстве национальной обороны (МНО), после чего будет представлен на утверждение в Сейм Польши.
По заявлению заместителя главы оборонного ведомства Чеслава Мрочека, новое положение о NSR позволит решить проблему комплектования сил, а также повысить привлекательность службы в резерве и социальную защищенность военнослужащих.
В частности, с кандидатами на службу в резерве будет заключаться бессрочный контракт, что позволит избежать процедуры проверки кандидата при заключении нового договора. Предельный срок нахождения в NSR, который составляет 15 лет, может быть увеличен в случае возникновения кризисной ситуации. В связи с этим, изменен и перечень оснований, по которым резервист может «разорвать» договор по собственному желанию. Сейчас увольнение является довольно сложным и долгосрочным процессом, что в свою очередь отталкивает граждан от вступления в резерв. Также для привлечения новых кандидатов будут созданы дополнительные механизмы финансового стимулирования. Кроме того, военнослужащий резерва, прошедший полный курс подготовки получит право поступить на действительную военную службу без дополнительного отбора и подготовки.
Следует напомнить, что перейдя в 2010 году на профессиональную основу, вооруженные силы Польши столкнулись с проблемой формирования военно-обученного резерва. Для частичного исправления ситуации и были сформированы NSR. Так, по данным генерального штаба, в 2013 году общее количество добровольцев, прошедших подготовку в резерве, составило почти 5,5 тысяч человек, из которых 3750 подписали контракты с командирами воинских частей.
Согласно планам правительства Польши, в 2014 году подготовку для службы в резерве должны пройти около 5 тыс. добровольцев. В бюджете страны на эти нужды выделено более 20 млн. долларов, из которых примерно половина пойдет на расквартирование и подготовку, а оставшиеся средства будут израсходованы на зарплаты, премии и пособия. Планируется, что после прохождения кандидатами медицинского и психологического обследования они начнут обучение согласно военным специальностям. Для этих целей подготовлена учебно-методическая база центра сухопутных войск (Познань), центра артиллерии и вооружения (Торунь), инженерных и химических войск (Вроцлав), а также центров подготовки военно-морских сил, тылового обеспечения и связи.
Однако ситуация с набором желающих из года в год становится все более удручающей. Так, и в 2014 году, несмотря на все приготовления и расходы, кандидатов оказалось только 1700 человек. При этом планируемое количество резервистов было сформировано без учетов грандиозных планов развития SOT, основу которых, как предполагается, и должны составить резервисты, призываемые по принципу территориальной принадлежности.
Необходимо отметить, что со вступлением Польши в НАТО, согласно военным доктринам организации, предусматривалось увеличение боевых и оперативных возможностей Войска Польского, а также использование военной структуры страны для решения задач Альянса. Однако вопросы организации территориальной обороны в документы не включены. За последние десять лет польское военно-политическое руководство осознало необходимость создания SOT, для чего в национальную концепцию развития вооруженных сил и военную доктрину Польши были внесены соответствующие поправки. Формально SOT не являются составляющей военных компонентов НАТО, но, как заявлено, могут выполнять задачи усиления сил Альянса.
В настоящее время, согласно планам МНО страны, численность SOT в мирное время должна составлять до 20 тыс. человек, а в военное время -они способны планово развернуть от 11 до 19 бригад «партизан». По мнению самих же польских экспертов в оборонной сфере, такие темпы подготовки резерва не только не позволят обеспечить потребности войск территориальной обороны, но и недостаточны даже для регулярных войск.
В то же время, польское военно-политическое руководство могло бы обратится к опыту восточных соседей, а в этом направлении там есть чему поучиться. В частности, уже прошло более десяти лет, как в Беларуси была создана и в настоящее время достаточно успешно функционирует национальная система территориальной обороны, которая не испытывает серьезных проблем с комплектованием. Разработаны и утверждены правовые акты, которые охватывают практически все направления подготовки и ведения территориальной обороны, достаточно четко регламентируется деятельность органов управления различных уровней в соответствующих вопросах, как в мирное, так и в военное время. Создана и эффективно функционирует система управления. Проводится подготовка должностных лиц, органов управления ТерО, воинских частей. Созданы необходимые запасы материальных средств, предназначенных для формирования территориальных войск и ведения обороны.
Если говорить об эффективности белорусских ТерО, то они мобильны и, в случае захвата части территории личный состав, прекрасно знающий местность, способны успешно выполнять задачи. Диверсии на коммуникациях, засады, налеты, уничтожение солдат и офицеров противника, коллаборационистов, добыча разведывательных данных - вот неполный перечень задач этих войск на захваченной врагом территории. Все это предусмотрено в «Боевом уставе территориальных войск». В кратчайший период войска ТерО готовы создать сотни партизанских отрядов, способных парализовать работу тыла и сковать значительные силы регулярных войск противника. Все задачи территориальные войска выполняют в тесном взаимодействии с Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями. И что не мало важно, личный состав территориальных войск убедительно мотивирован пониманием того, что защищают свой дом, семьи и родной (без высокопарности) кусочек земли.
Несмотря на то, что, как и везде, в системе ТерО не все «гладко» и есть свои проблемы, она уже реально действует и достаточно эффективна, что показала проверка боевой готовности вооруженных сил Беларуси и войск ТерО в начале этого года. Белорусский опыт создания территориальной обороны, наврняка, был бы полезен западным соседям и может быть хорошим толчком в развитии двустороннего взаимодействия между Польшей и Беларусью не только в сфере безопасности, но и в межгосударственных отношениях в целом.
Источник:belvpo.com

Профессиональной армии Польши требуются «партизаны»
Вооруженные силы мира
ЕвроПРО может быть усилена польским проектом «Висла»
Вооруженные силы мира
Польша "зашевелилась" в поисках защиты от "Искандеров"
Политика
Польша «зашевелилась» в поисках защиты от «Искандеров»
Вооруженные силы мира
Шойгу: российские военнослужащие слишком мало стреляют
Политика
Без Генштаба армии нет
Вооруженные силы мира
Литва: «Хочу в армию – там больше платят!»
Вооруженные силы мира
Кибероперации Войска Польского: с прицелом на восток
Политика
Центр киберопераций Войска Польского: с прицелом на восток
Вооруженные силы мира
Шойгу объявил о начале строительства Национального центра обороны
Политика
Польша защитится от «Искандеров» норвежскими ракетами
Вооруженные силы мира
Белорусскому Генштабу – 12-лет
Вооруженные силы мира
Выпускник ВВА им. Ю.А.Гагарина возглавил Генеральное командование ВС
Вооруженные силы мира
Польские артиллеристы отмечают профессиональный праздник
Вооруженные силы мира
В Генштабе довольны ходом перевооружения российской армии
Общество
В состав ВДВ России вошли три ДШБ Сухопутных Войск
Вооруженные силы мира
МО России: Сергей Шойгу подвел итоги совместного стратегического
Вооруженные силы мира
Войска ВКО поплняются новинками
Вооруженные силы мира
Российские истребители в Белоруссии - кошмар для Польши
Вооруженные силы мира
Польше не хватет денег на создание "Сил устрашения"
Новости мира / Политика