Регистрация
» » США урегулируют нагорно-карабахский конфликт?

США урегулируют нагорно-карабахский конфликт?

12-09-2013, 11:01
США урегулируют нагорно-карабахский конфликт?
Директор Аналитического центра Андрей Казанцев — о переориентации Армении на Таможенный союз и активизации политики США в карабахском вопросе.

9 сентября в Баку прибыл новый американский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Джеймс Уорлик. В доставленном им сопроводительном письме от президента США Барака Обамы президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву была выражена «решительная и однозначная приверженность США достижению сторонами мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта», а также «поддержка возможностей прямого диалога с Арменией, времени и способностей сопредседателей для поиска выхода из нынешней безвыходной ситуации на переговорах». Обама подчеркнул, что назначение Уорлика — это сильный показатель однозначной и решительной приверженности США содействовать достижению мирного урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе. По мнению американского президента, «огромный дипломатический опыт Уорлика наряду с желанием правительства Азербайджана достичь прогресса в урегулировании придаст работе сопредседателей новый импульс». Обама отмечает: «Сопредседатели должны провести прямой диалог с Арменией, чтобы, наконец, найти выход из нынешнего положения в переговорах».

США, Франция и Россия являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ, которая выполняет посредническую миссию в урегулировании карабахского конфликта. Долгое время Вашингтон был пассивен в карабахском вопросе. Для этого достаточно сравнить активность Медведева или, в меньшей степени, Саркози, которые реально пытались свести позиции конфликтующих сторон, с активностью американских лидеров. В особенности можно отметить работу Д. А. Медведева, который, будучи президентом России, проводил в качестве посредника встречи глав Армении и Азербайджана. Одна из причин пассивности США в карабахском вопросе заключается в том, что основные усилия американцев на Кавказе были сосредоточены на российско-грузинском конфликте. Однако в настоящее время наблюдается активизация политики Вашингтона на данном направлении.

Ниже я рассмотрю эту активизацию в контексте процессов, разворачивающихся в Армении. Последней пришлось отказаться от соглашений с ЕС в пользу членства в Таможенном союзе, так как она в связи с конфликтом в Карабахе стратегически привязана именно к России. Поэтому США и Западу в целом было бы желательно «разрулить» этот конфликт. Это откроет путь для усиления влияния и на Армению, и на Азербайджан (о последнем в контексте проблем на северном маршруте транспортировки американских грузов из Афганистана я упомяну в конце).

Как известно, В. В. Путин сделал расширение Таможенного союза и создание на его основе Евразийского союза одним из основных моментов программы своего третьего президентского срока. В последнее время у Таможенного союза появился ряд проблем. Это касается как расширения проекта (украинское руководство четко показало свое нежелание входить в него, а в Кыргызстане никак не могут утвердить «дорожную карту» включения страны в данную структуру), так и гармоничности отношений входящих в него стран (отношения с Беларусью складываются не очень гладко, как показывает кризис с «Уралкалием», а общий товарооборот в Таможенном союзе, согласно опубликованной недавно статистике, падает). Тем не менее, недавно Кремлю удалось совершить прорыв в плане развития Таможенного союза.

Серьезным прорывом в реализации геополитического проекта Путина стало заявление президента Армении о готовности его страны вступить в Таможенный союз, сделанное 3 сентября на встрече президентов Армении и России. Это решение было достаточно неожиданным, так как Армения долгое время готовилась к подписанию соглашений с ЕС (последние включают политическую часть, Ассоциативное соглашение, а также экономическую часть, Соглашение о создании глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли (DCFTA)). Этот комплекс соглашений рассматривается на постсоветском пространстве как альтернатива членству в Таможенном союзе. Серия конфликтов, развернувшаяся в последнее время вокруг членства Украины и, в существенно меньшей степени, Молдовы, в указанных соглашениях, указывает на серьезное противостояние России и структур ЕС. Оно заключается в том, будут ли постсоветские страны развиваться по линии реинтеграции с Россией, или они будут все активнее вовлекаться в так называемую «евросферу».

При этом позиции и Брюсселя и Москвы пока достаточно жесткие: одно полностью исключает другое. Официальные представители Армении неоднократно заявляли, что их страна заинтересована, в первую очередь, в военно-стратегическом сотрудничестве с Россией в рамках ОДКБ. В то же время так как Армения территориально оторвана от России и уже лишилась большей части экономических льгот (вроде поставок топлива по субсидированным ценам), высказывались соображения о предпочтительности экономической ассоциации с ЕС.

Тем не менее, уже перед саммитом лидеров России и Армении ряд экспертов, в частности, директор Института Кавказа Александр Искандарян, озвучили информацию о предстоящем решительном повороте Еревана в сторону Москвы. Указанный политолог, в частности, сказал: «По итогам встречи президентов Армении и России в Москве Ереван может официально приостановить процесс парафирования Соглашения об ассоциации с ЕС, которое должно было произойти в ноябре текущего года на саммите Восточного партнерства в Вильнюсе." Он также указал, что больше года эксперты и государственные деятели в Армении неустанно заявляли о том, что процесс европейской интеграции Армении и сотрудничества с Таможенным союзом не противоречат друг другу. Политолог отметил, что изменение ситуации вызвано тем, что Россия потерпела определенные неудачи в вопросе продвижения своих интеграционных проектов на украинском и молдавском направлениях, а также столкнулась с проблемами в Беларуси — и поэтому усилила давление на Ереван. Армения зависима от российской поддержки в рамках ОДКБ, без этого она не сможет поддерживать баланс сил с Азербайджаном и дружественной ему Турцией.

Можно отметить, что достаточно серьезным аргументом в переговорах Москвы и Еревана стали очередные соглашения России и Азербайджана о продаже оружия, а также демонстративный визит Путина после избрания на третий срок в Баку раньше, чем в Ереван. Стоит отметить, что сейчас азербайджанская экономика (в основном, за счет «нефтедолларов») составляет до 2/3 всей экономики Южного Кавказа. Баку проводит амбициозную программу перевооружения, в том числе, и в рамках сотрудничества с Россией. Последний контракт подписан почти на 1 млрд долларов. Между тем, Москва — отнюдь не основной поставщик оружия Баку. К этому надо добавить традиционное партнерство Азербайджана и Турции. Все попытки наладить партнерство Еревана и Анкары в рамках политики «нулевых проблем с соседями» турецкого пермьер-министра провалились, прежде всего, из-за карабахской проблемы. Разумеется, без поддержки России поддерживать стратегический баланс сразу с Баку и Анкарой Ереван не в состоянии.

В дополнение к потенциальному «кнуту» в виде отказа от военной поддержки Россия могла предложить Армении и «пряник» в виде ряда экономических проектов. «Росатом» и армянские структуры договорились о продлении эксплуатации действующего энергоблока армянской АЭС на 10 лет — до 2026 года. ОАО «РЖД» планирует вложить около 15 млрд рублей в развитие армянской железнодорожной сети.

Некоторые политологи, анализируя причины резкой переориентации Еревана, отмечают, что для Армении подписание соглашений с ЕС также могло означать отказ от официальной поддержки независимости Карабаха от Азербайджана. Действительно, основным принципом вступления в Еврозону является признание территориальной целостности других стран. Здесь, правда, следует отметить, что пока речи о вступлении в ЕС не было, а в соглашении об ассоциации этот принцип не столь четко проведен.

Вслед за старшим научным сотрудником по Кавказу Фонда Карнеги Томом де Ваалом я бы отметил также, что ЕС сам не дал Еревану возможности для маневра. Брюссель пригласил Армению присоединиться к Ассоциативному соглашению и к Соглашению о создании глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли с ЕС, четко указав, что это исключает возможность для Еревана примкнуть одновременно к Таможенному союзу — в первую очередь из-за разницы тарифов. Здесь сказывается жесткость позиций и Москвы, и Брюсселя, которые не согласны «перекрещивать» зоны Таможенного союза и соглашений с ЕС.

Между тем, Армения как классическая постсоветская страна с многовекторной политикой была заинтересована в сохранении сотрудничества и с ЕС, и с Таможенным союзом. Даже после заявления о предстоящем вступлении в Таможенный союз Саргсян подчеркнул, что решение вступить в ТС не означает отказа от сотрудничества с ЕС. По его мнению, политическая часть Соглашения об ассоциации все еще может быть согласована на предстоящем саммите в Вильнюсе, хотя экономическая составляющая проекта в настоящее время обречена.

Сходные попытки смягчить ситуацию сделали и другие представители армянского руководства. Секретарь Совбеза Армении Артур Багдасарян заявил, что ЕС знал заранее о подходах Армении по вступлению в ТС. Руководитель администрации президента Армении Виген Саркисян заявил в интервью радио «Свобода», что решение Еревана о вступлении в Таможенный союз также не означает приостановления или прекращения политического диалога с Евросоюзом.

Однако все надежды армянского руководства сесть на два стула сразу не оправдались. В ЕС решение Саргсяна вызвало растерянность. В распространенном 4 сентября заявлении министров иностранных дел семи стран-членов ЕС — государств Прибалтики и Скандинавии — прямо и жестко говорилось о давлении, которое оказывает Россия на Армению и другие страны-участницы «Восточного партнерства».

6 сентября в интервью армянской службе радио «Свобода» Питер Стано (пресс-секретарь Штефана Фюле, комиссара ЕС по расширению) сообщил о том, что Евросоюз не намерен парафировать соглашения об ассоциации и о создании зоны свободной торговли с Арменией. Заблокированы будут как экономическая, так и политическая часть соглашения, следовательно, ЕС не пойдет на компромисс, предложенный Саргсяном. Можно также предположить, что усилится противостояние России и ЕС, а также и в целом России и Запада на постсоветском пространстве. В этой ситуации разрешение кризиса в Карабахе могло бы принести и США и ЕС много дополнительных очков в плане ослабления стратегической связки Армении и России.

Если у Саргсяна не будет аргументов, связанных с необходимостью партнерства с Россией для поддержания противостояния с Баку в карабахском вопросе, то желание Еревана войти в Таможенный союз может быстро исчезнуть. Стоит в этой связи отметить, что уже сейчас в Армении достаточно широкое распространение получили протестные настроения и соответствующие акции. Некоторые эксперты, например, руководитель отдела политических исследований Института Кавказа Сергей Минасян, полагают, что акции протеста против вступления Армении в Таможенный союз возможны не только со стороны прозападных сил, но и широких слоев армянской общественности. Даже некоторые из политиков, поддерживающих вхождение в Таможенный союз (например, председатель Социал-демократической партии «Гнчакян» Людмила Саргсян), выражают возмущение стилем решения президента Армении, который «переиграл» ситуацию совершенно неожиданно.

Следует отметить, что возможное усиление прозападного вектора в Армении — это лишь побочный приз, который Запад может получить в случае разрешения конфликта в Карабахе. Этот выигрыш важен скорее для ЕС, чем для США. Основной выигрыш для Вашингтона может появиться в вопросе, который для Обамы является приоритетным — афганско-центральноазиатском. В настоящее время ухудшаются отношения США с Россией, что делает не столь уж привлекательным Северный маршрут транспортировки грузов из Афганистана (Центральная Азия — Россия — Европа). Не секрет, что этот маршрут был для США важен в контексте политики «перезагрузки» отношений с Москвой, которая переживает серьезный кризис на многих направлениях.

В частности, в Центральной Азии ухудшение отношений проявилось в решении руководства Кыргызстана закрыть американскую транзитную базу «Манас» — как считают многие и на Западе, и в Кыргызстане, под очень серьезным прямым давлением России. Здесь опять интересы Запада столкнулись с расширением Таможенного союза. Одной из альтернатив северному маршруту может стать путь по Каспию (западное ответвление Северного маршрута). Этот путь проходит через Азербайджан. Соответственно, в случае успешного разрешения карабахской проблемы данный путь будет намного легче использовать.

Итак, решение карабахского вопроса оказывается и для США, и Запада в целом достаточно выгодным предприятием. Вопрос заключается только в том, как это вообще возможно сделать путем мирных переговоров при наличии диаметрально противоположных позиций Баку и Еревана по статусу Карабаха (это часть Азербайджана согласно позиции руководства этой страны или это независимое государство согласно позиции Еревана). В связи с этим Кремлю вряд ли стоит пока опасаться каких-то серьезных реальных последствий активизации карабахской политики Вашингтона.

Андрей Казанцев
Автор: admin
Прочитали - 619
Распечатать
Комментарии к новости0
Комментировать
О нашем сайте

На нашем новостном портале вы можете узнать самые свежие новости, происшествиями в мире, политике стран, самые разнообразные мировые новости ждут Вас на нашем сайте, вы можете дискутировать с другими посетителями нашего портала novostimira.net обсуждать самые насущные горячие новости как вашей страны, так и новости всего мира, проставляя рейтинг новостям, вы делаете их более популярными во всём мировом интернет сообществе. Будь в курсе всех событий мировых новостей, делись всей информацией на нашем сайте в социальных сетях. Новости мира - твой новостной портал в мировые новости !

Copyright © 2014 - 2018 NovostiMira.net

  • Яндекс.Метрика