Украина. Кто здесь власть?

О какой Украине идет речь, когда речь идет об Украине? Украине в границах, признаваемых за ней большей частью международного сообщества? Континентальной Украине на российских картах после 16 марта 2014 года? Де-факто Украине, границы которой весьма расплывчаты на юго-востоке? Понять, где заканчивается Украина и начинаются самопровозглашенные квази-государственные образования, невозможно. В условиях, когда желто-синие флаги сменяются триколорами и наоборот, а воинские подразделение периодически переходят «на сторону народа», не понимая, где столица их государства (в Киеве или Москве), отследить, кто является сувереном на территории Донецкой, Луганской и Одесской областей, - сложно.
Проще всего смысл государственности описал американский политолог Френсис Фукуяма: «Это способность направлять вооруженного человека в форме в любую точку страны». В соответствии с этой справедливой формулой первые две Украины представляют собой несостоявшиеся государства (failed states), поскольку ни в Крым, ни в Донбасс Киев не может направить ни милицию, ни внутренние войска, ни силовиков СБУ, ни армию. В отношении полуострова это чревато обвинениями во вторжении на суверенную территорию и последующей ее защитой (Крым в составе России можно не признавать юридически, но отрицать факт реальности глупо). Армейские подразделения в Донбассе воспринимается частью местного населения не как наводящие порядок, а в качестве инструмента «карательной операции». В этом смысле нынешний официальный Киев критикуют, во-первых, сравнивая со сбежавшим, но легальным президентом Януковичем (он действительно терпел захваты административных зданий на западе Украины, не отдавая приказов об их штурме), во-вторых, открыто говоря о проблемах киевских властей с легальностью (помимо их крайне низкой легитимности на юго-востоке). Страной руководит человек, по конституции не имеющий на это права (согласно статье 112 и.о. президента мог стать только премьер-министр). Верховная Рада, легальность которой не вызывала сомнений, позволяет себе принимать постановления об удалении из зала несогласных (в украинском случае - фракции КПУ). Парламент, который становится «не местом для дискуссий», перестает быть парламентом, особенно в революционное время.
В ситуации, когда законодательная и исполнительная ветви обладают властью с дополнением «более или менее», очевидный вакуум власти заполняется нелегальными и нелегитимными структурами. Первое время после побега Виктора Януковича таковой был «Правый сектор». Помимо яркого медийного персонажа Сашко Билого (Музычко), которого в розыск объявило и украинское, и российское следствие (случай единодушия по нынешним временам уникальный), «Правый сектор» был представлен в украинской политике собравшимся в президенты анархистом Дмитрием Ярошем, обещавшим взорвать объекты украинской ГТС, лишь бы российский газ не транспортировался в Европу. Через три недели после того, как в блоге российского силовика в Ингушетии Hard’а был размещен пост о том, что господина Музычко заказали официальные власти, он действительно умер. При задержании выстрелил себе дважды в сердце, будучи скованным наручниками. Странные смерти в политической истории Украины уже случались - так, экс-министр внутренних дел Юрий Кравченко застрелился двумя выстрелами в голову в 2005 году.
Электоральные перспективы господина Яроша, начиная с марта, немногим превышали ошибку выборки, однако ему подчинялись хорошо вооруженные, дисциплинированные, не встроенные в официальную силовую вертикаль боевики, в постреволюционном Киеве нашедшие себе относительно мирное занятие по «крышеванию» мелкого и среднего бизнеса от представителей других незаконных вооруженных формирований (НВФ).
Еще одним силовым субъектом, имеющим структуру и вооружение, но не легальный юридический статус, была «Самооборона майдана» - менее структурированное, менее вооруженное, гораздо менее радикальное, чем «Правый сектор», образование, отвечавшее во время противостояния на майдане за охрану лагеря и сухой закон в нем. Тем не менее, наличие еще одной силы без погон осложняло обстановку в Киеве, чему способствовали и столкновения между представителями «Правого сектора» и «Самообороны».
Чтобы легализовать не желающих разъезжаться по домам и сдавать захваченное оружие людей, Верховная Рада возродила институт национальной гвардии Украины - подразделение абсолютно схожее по функционалу с внутренними войсками. Его начали формировать с чистого листа, т.е. записаться могли те, кто готов был продолжать воевать с внешним и внутренним врагом, как лично его понимали. Шаг был вынужденным, оттого правильным. Систему ценностей людей он не менял, но загонял их в формализованные рамки воинской дисциплины, расквартировывал по частям, убирал из центра Киева. Вопрос о взаимопроникновении сотен представителей «Самообороны» и членов «Правого сектора» является дискуссионным. Очевидно, что в кульминационные моменты противостояния с «Беркутом» в правительственном квартале бойцы «Правого сектора» входили в сотни «Самообороны», однако, в дальнейшем наметилось расхождение между этими НВФ, в том числе идеологическое.
В четверке официальных украинских силовиков никто не может похвастаться высоким уровнем доверия населения.
Виталий Ярема - профессиональный милиционер, прошедший все ступени кадрового роста. Курирует в правительстве Арсения Яценюка силовой блок, однако держится в тени, поскольку не обладает достаточной харизмой - в условиях, когда министр внутренних дел Арсен Аваков чуть ли не ежедневно должен поддерживать моральный дух подчиненных, - качество немаловажное.
Аваков - глава МВД, министр-блоггер, общающийся с народом не через говорящие головы официальных спикеров, а посредством собственного аккаунта в Facebook, - в российском понимании классический олигарх. Человек, конвертировавший крупный капитал в политическое назначение: сначала главой Харьковской области, потом, после непродолжительной эмиграции, - и.о. министра. Господин Аваков никогда не имел отношения к милиции.
Глава Службы безопасности Украины Валерий Наливайченко в российских медиа известен по фразе экс-главы ведомства Александра Якименко: «Отдал целый этаж здания агентам ЦРУ». Отдельные российские коллеги считают Наливайченко агентом ЦРУ.
Наконец, Михаил Коваль, и.о. министра обороны, - кадровый десантник, который уже продержался в должности больше предшественника Игоря Тенюха, подавшего в отставку из-за обвинений в «сдаче Крыма». Господину Ковалю пока тоже похвастаться нечем: в середине апреля часть бойцов днепропетровской 25-й бригады ВДВ, направленных в Краматорск, перешла на сторону жителей Донбасса, выступающих против Киева.
Украинские олигархи, за постсоветскую историю сумевшие вырасти в отдельную силу, после побега Виктора Януковича частично получили назначения: Игорь Коломойский - главой Днепропетровской области, Сергей Тарута - Донецкой, Игорь Палица после майских событий - Одесской, Арсен Аваков - и.о. министра внутренних дел. Наибольшие шансы на победу на президентских выборах, если они состоятся 25 мая, - у олигарха Петра Порошенко. 48,4% из тех, кто точно пойдет на выборы, проголосуют за него. Формально пока господин Порошенко не участвует в принятии решений, но де-факто он является одним из основных переговорщиков с ЕС. Его коллега по списку Forbes - богатейший человек Украины Ринат Ахметов - попал в публичное пространство, когда общался с представителями самопровозглашенной Донецкой республики, призывая их вступить в переговоры с властями и не допустить штурма (присоединение Донбасса к России не является интересом господина Ахметова - существовать в украинских условиях «равноприближения» олигархов любому человеку с капиталом комфортнее).
Однозначного ответа на вопрос «кто здесь власть?» на сегодняшней Украине нет. Значительная часть людей в Донецке и Луганске хочет отделиться. Олигарх Коломойский попытался навести порядок, объявив в стиле американских плакатов «Wanted» награду за «зеленых человечков», но инициатива, нашумев в медиа, сошла на нет. Киев продолжает строить национальное государство без оглядки на интересы жителей юго-востока, не ставя вопросы о придании русскому языку статуса государственного и о федерализации на повестку дня. Пройдут ли выборы 25 мая - неизвестно. Украинское государство как территория существует, но в качестве субъекта монопольного права на насилие приказало долго жить.
Источник:mgimo.ru

Сергей Караганов: Киев и живет за счет Юго-Востока
Политика
Коломойский собирает съезд общин юго-востока Украины
Политика
Арсен Аваков: спецоперация на востоке страны будет продолжена
Политика
"КиберБеркут" опубликовал переписку Авакова о Музычко
Общество
В одном из отелей Киева обнаружены взрывчатка и боеприпасы
Общество
Ярош: Аваков не должен был принимать вызов Музычко
Политика
МВД Украины: действия при задержании Музычко были правомерны
Общество
Киев идет под трибунал
Политика
Когда разоружат"Правый сектор"?
Общество
Расследование смерти Музычко завершат в ближайщие дни
Общество
РФ встревожена активностью "Правого сектора" после гибели Музычко
Политика
Глава МВД Украины заявил, что готов к отставке
Общество
"Правый сектор" заявил о вооружении по всей Украине
Общество
Версий убийства Александра Музычко все больше
Общество
Арсен Аваков принял вызов "Правого сектора" за убийство Музычко
Общество
"Правый сектор" пригрозил отомстить главе МВД за Музычко
Общество
"Правый сектор" обвинил милицию в убийстве Сашко Билого
Политика
Киев хочет мобилизовать в Нацгвардию 15 тысяч человек
Политика
Украинские олигархи возглавят восточные области страны
Политика
"Правый сектор" хочет занять силовой блок в новом правительстве
Политика