Абхазия: реформы или вечный Амайдан?

События в Абхазии сейчас развиваются по самому неблагоприятному для Александра Анкваба сценарию. Он абсолютно не контролирует ситуацию в стране. По последней информации, оппозиции удалось найти общий язык с силовиками. Также сообщается, что министр обороны Мираб Кишмария направился к Анквабу для обсуждения условий его отставки.
Поэтому уже сейчас, сформированный накануне Временный совет народного доверия, фактически и является на данный момент исполнительной властью в стране.
Что представляет из себя Временный совет народного доверия? Кто теперь будет управлять страной?
С большой долей вероятности можно предположить, что следующим президентом Абхазии станет Рауль Хаджимба. Он возглавил Совет, и по сути, уже руководит страной. У Хаджимба были все шансы стать руководителем республики еще десять лет назад, но тогда не сложилось - он был ставленником власти, а протестные настроения, как и теперь, тогда тоже были очень сильны.
Собственно он проиграл группировке, которая в течение десяти лет после этого управляла страной.
Но теперь выиграл и все карты у него в руках. Ошеломляющий успех оппозиции делает его единственным реальным кандидатом на пост президента не только от победивших оппозиционных сил, но и вообще в целом, он единственный реальный кандидат.
Состав Временного совета исключает надежду на то, что в правительстве, которое так или иначе будет сформировано в обозримом будущем, найдется место пропрезидентским силам. Они не представлены в Совете, скорее всего, они окажутся за бортом власти вообще. Вероятно теперь, когда оппозиции удалось выгнать президента Анкваба со своего рабочего места, ее представители решили, что нет смысла делиться властью с проигравшими.
В составе Совета 21 человек. Этот состав отлично отображает текущую политическую конъюнктуру в республике. Заместителем Рауля Хаджимба является Беслан Бутба, лидер партии экономического развития. Видимо, ему «грозит» пост премьер-министра в новом составе правительства. Вероятно, это подходящее для него место. Неплохой экономист с большим опытом работы в бизнесе, в 2009 году Бутба имел собственные президентские амбиции, но не потянул, выборы проиграл, получив поддержку только девяти процентов избирателей.
Спустя некоторое время после победы Анкваба на президентских выборах в 2011-ом году, Беслан Бутба получил очень странную должность представителя Абхазии в странах Латинской Америки. Вряд ли это могло устроить амбициозного политика. Теперь, на ближайших президентских выборах, которые вполне могут состояться через несколько месяцев, оппозиция, скорее всего не будет дробиться на несколько разных лагерей. Бутба во всяком случае уже заявил о том, что баллотироваться не будет.
И все-таки абхазская оппозиция сегодня совершенно неоднородна. В ней все - от молодых идеалистов до чиновников из прежних составов правительства. Например, Даур Тарба из «Единой Абхазии». Эта партия, бывшая формально правящей при президенте Сергее Багапше, после прихода к власти Анкваба добивалась его внимания, и не получив оного, превратилась в оппозиционную. В свое время это была партия чиновников. Такой, вероятно, «Единая Абхазия» хотела бы стать и теперь.
Поэтому, легко предположить, что оппозиционная коалиция не сможет избежать серьезной подковерной борьбы за распределение портфелей в новом правительстве.
Есть немало ярких персонажей, которым хотелось бы если даже и не иметь доступ к ресурсам, то хотя бы иметь статус, то есть, кресло в структурах власти. А кроме того, в последние годы в стране появились хозяйственные структуры, которые отлично функционируют за счет освоения средств российской финансовой помощи. Эти должности значительно «хлебнее» любого министерского портфеля. Согласно законам жанра, эти места получат самые смышленые. Посмотрим, кто ими будет.
В числе членов Временного совета Сергей Шамба, бывший многолетний министр иностранных дел, одна из ключевых фигур в новейшей истории Абхазии. Он, так же, как и Рауль Хаджимба, проиграл на последних выборах Анквабу, позже, получил из его рук государственную награду и удалился с политического поля.
Но его присутствие в составе Совета означает, что в дальнейшем в коалиции вполне могут оформиться самостоятельные, борющиеся друг с другом центры силы. Кажется, это будет совсем не похоже на «техническое» правительство Александра Анкваба, где был только один мозговой центр и центр принятия решений - сам президент.
Довольно удивительно, что в составе Совета не нашлось места для нескольких важных фигур в политической жизни Абхазии. В первую очередь для Станислава Лакоба, который и при Анквабе занимал должность секретаря Совета безопасности, но потом ушел в отставку. Также неожиданно, что там нет Владимира Зантария, Темура Надарая и еще нескольких ярких персон в оппозиции.
Зато неожиданно видеть в списке членов Совета, например, Гарри Бигвава - авторитетного ветерана грузино-абхазской войны, но человека до сих пор абсолютно незаметного на политическом поле.
Несомненно, ценным приобретением для Совета станет лидер старейшей в Абхазии «Народной Парти» Якуб Лакоба. В Абхазии его часто называют «абхазским Жириновским», но это невероятно остроумный и яркий политик.
В этой же команде и бывший министр внутренних дел Леонид Дзяпшба. В обществе широко распространено мнение о том, что ему в бытность министром удалось в некоторой степени улучшить работу правоохранительных органов. Во всяком случае, по сравнению с нынешними временами, бесконечного «фестиваля» уличной преступности, было действительно, неплохо.
В целом, совершенно очевидно формируется коалиционная форма управления страной, только без участия пропрезидентских сил, в первую очередь ветеранского движения «Амцахара». Даже по представленным в Совете фигурам можно судить о том, насколько разные люди с разными представлениями о стране, разным политическим и бюрократическим бэк-граундом будут находиться теперь у власти.
Яркий и достаточно харизматичный лидер в коалиции есть - политического опыта Раулю Хаджимба должно хватить для того, чтобы новая властная элита была способна работать в одной команде. Но несомненный минус коалиции в том, что она очень разношерстна. В ней даже сейчас можно видеть фигуры, которые вполне способны оформиться на разных этапах в новые центры силы.
В любом случае это не команда «технологов», это команда политиков. Возможно, в правительстве в большей степени будут представлены профессионалы в конкретных областях и «технократы». Если же нынешний состав Совета станет прообразом нового состава правительства или эта конструкция определит баланс сил на политическом поле страны, то с большей долей вероятности можно предположить, что вместо давно ожидаемых реформ, Абхазия получит один сплошной «амайдан».
Источник:kavpolit.com

"Народ не уходит, вынужден будет уйти он"
Политика
Премьер Абхазии: на президента Анкваба готовилось покушение
Политика
%26#171-Майдан%26#187- по-абхазски
Вооруженные силы мира
Оппозиция в Абхазии назначила временного мэра Сухуми
Политика
Парламент Абхазии призвал главу республики сложить полномочия
Политика
"Майдан" по-абхазски
Политика
Оппозиция Абхазии выступает за новый договор с РФ
Политика
Анкваб и Нургалиев обсудили внутриполитическую ситуацию в Абхазии
Политика
Абхазия: попытка переворота
Вооруженные силы мира
Владислав Сурков встретился с абхазскими оппозиционерами
Политика
Революция по-абхазски. В Абхазии установилось двоевластие
Политика
Сторонники Анкваба выйдут на митинг в его поддержку
Политика
МИД выразил обеспокоенность событиями в Абхазии
Общество
Анкваб попробует вернуть ситуацию в Абхазии в русло закона
Политика
Глава МВД Абхазии: действия оппозиции — попытка госпереворота
Экономика
Ждет ли Абхазию "оранжевый" сценарий?
Политика
Оппозиционеры Абхазии: берем на себя временное руководство
Политика
Президент Абхазии согласился на отставку правительства
Политика
Политическая обстановка в Абхазии продолжает нагнетаться
Политика
Абхазия. О перипетиях политической жизни
Политика