Расписаться в мечте или в политическом бессилии?

Информационное сопровождение подписания не окрашивалось в антироссийские тона. Отмечалось, что Москва не будет чинить препятствия, единственное - общее медийное затишье разбавляло сообщение МИД РФ, что подписание Грузией этого соглашения может навредить российской экономике, в связи с чем Москва будет вынуждена защитить свой внутренний рынок от беспошлинного потока европейских товаров.
Весной 2013 года Москва и Тбилиси пришли к соглашению о восстановлении торговых отношений. С этим решением начался период выстраивания хрупкой политической архитектуры Москвы и Тбилиси. Нарушится ли она теперь?
Ликования и риски
В целом сегодня в грузинском обществе царит эйфория. Обществу долгие годы спускали установку о европейском курсе Грузии. И, возможно, в идеологическом плане это было не так уж и не верно. Но новые власти Грузии должны будут в ближайшее время разобраться с прагматичной составляющей сделанного ими выбора. Эксперты уже не раз говорили, что экономическая составляющая соглашения имеет неоднозначные последствия для Грузии, причем со знаком минус. Многие отрасли могут в конечном счете пострадать. Ситуация усугубится и в случае ответных мер со стороны России.
Бывший министр госбезопасности Грузим Валерий Хабурдзания отмечает: «Сейчас в Грузии все ликуют, радуются. Пусть. Пока сами не почувствуют все риски от соглашения, вряд ли стоило ждать иной реакции. Но рано или поздно население Грузии начнет понимать ту ситуацию, в которой оказались болгары, прибалты… По этим примерам я могу представить, что ждет Грузию в ближайшее время, когда наступит пора выполнять те экономические требования, которые выдвинул ЕС.
В свою очередь известный грузинский политик Леван Пирвели так охарактеризовал подписание соглашения: «Это самая необдуманная подпись от самого необдуманного правительства Грузии на самый необдуманный документ».
Пирвели отметил, что 80% содержания соглашения не просто неприемлемы для грузинской экономики, но и вредны. Причем проблема не в самих пунктах, среди них есть и допустимые, а в системной неготовности Грузии. «Должна была быть создана государственная программа, должен был быть рассчитан трехлетний неменяемый бюджет. Эта работа не была проведена, никто финансово это не просчитывал, не были проведены исследования, какие инвестиции нужны будут, откуда возможно их привлечь и т.д. При этом же сам ЕС не берет никаких обязательств перед нами - ни политических, ни экономических, ни военных, ни стратегических».
Пирвели отметил, что наиболее уязвимы к европейским нововведениям транспортная система Грузии и энергетическая сфера.
«Мне кажется, что Соглашение вызовет экономическую стагнацию в стране. В Грузии сегодня экономика обслуживающей страны. Больше никакой не существует», - резюмирует Пирвели.
Сельскохозяйственный переполох
Кстати сказать, решение 27 июня может сильно омрачнить и сельскохозяйственную эйфорию, которая сейчас царит среди грузинских фермеров. Они в ожидании начала поставок на российский рынок грузинских овощей, фруктов и ягод. Это открывает большие перспективы для них, еще более радужные перспективы мог дать рынок Таможенного Союза, не говоря уже о евразийском проекте, который может расшириться за пределы постсоветского пространства. Но ТС и ЕАЭС не соответствуют ориентированному на Европу курсу. А европейский рынок едва ли сможет заменить для сельского хозяйства Грузии Россию и евразийский проект. В принципе это было понятно еще на примере последствий от эмбарго на вина и Боржоми после 2006 года. Закроет ли Россия вновь для европеизирующейся Грузии свой рынок?
«Я бы сделал наоборот в отношении этого вопроса», - отмечает Хабурдзания, - я бы оставил российский рынок открытым, чтобы грузины увидели разницу. Если сейчас закрыть российский рынок, то тот же фермер снова обозлится на северного соседа своей страны. Я думаю, что Москве не нужно провоцировать новый всплеск антироссийских настроений. Если сохранится выбор - европейский рынок и российский, фермер сам примет решение, где его продукция продается и какое к нему отношение.
Пусть грузины увидят, как с ними будут общаться в Европе. Для ЕС кто такие грузины? В России грузины стоят на очень высокой социальной ступени, их здесь уважают, несмотря на сложные отношения между государствами. В Европе они будут конкурентами тех же прибалтийцев и тех же восточных европейцев, которые там в основном занимают профессии электриков, сантехников и т.д. Вы представляете грузина электрика или сантехника?
Наш народ в этом не преуспевает. В ЕС грузин в основном ассоциируют с воровским миром. Во всех европейских странах открыты специальные отделения против грузинских воров. Причем, я сейчас говорю не о ворах в законе, это отдельное направление, я говорю о простых ворах, которые крадут в магазинах и т.д.».
Очень скоро грузинское население увидит последствия того, что не только российский рынок, но и рынок ТС (а это реальные для Грузии рынки) отменит для нас льготные условия, базирующиеся на старых договорах по СНГ, из которого Грузия вышла.
Политическая составляющая
«Политическая система Грузии сегодня строится на либеральных ценностях, от чего Европа уже отказалась и перешла на другие ценности, т.е. на патриотическую ноту», - отмечает Пирвелли.
Перекройка общественно-политического сознания по европейским лекалам может дорого обойтись Грузии, тем более на фоне экономических перемен. Принятие антидискриминационного закона уже выводило на улицы протестующих, выразивших свое несогласие с попиранием традиционных ценностей своей страны. «Маленький народ не может переварить слишком либеральные, т.н. демократические ценности. Это ускоряет погибель маленьких народов», - считает Хабурдзания.
И если уже на ранних порах грузинское общество выступает против нововведений, готово ли оно будет принять системные преобразования и какую цену заплатит власть за европейские ценности?
«Думаю, власти будут год кормить население обещаниями, - считает Хабурдзания, - но по истечению этого срока настанет момент, когда народ потребует результатов, а через такой промежуток времени их просто не будет».
Так или иначе, но политическое поле Грузии заметно накаляется. «Сегодня в правящей коалиции, т.е. в «Грузинской мечте» собраны партии различных идеологий, и не видно, чем они заняты и будут заниматься в будущем. Поэтому, если и впредь всё также продолжится, тогда коалиция скоро полностью потеряет доверие народа и в конечном счете распадется», - оценивает ситуацию Леван Пирвели.
Столкновение европейской системы с грузинской приводит к усилению одних политических персонажей и ослаблению других. Пока ликуют саакашвилевские "националы", да и "мечтатели" считают, что выполнили долг перед родиной и движутся в верном направлении. Однако протестная волна против заданного курса постепенно набирает обороты.
В Грузии работает ряд НКО (незначительное число, но все же), которые разрабатывают альтернативный европейскому курс страны. Во многом они исходят из тех погрешностей, которые сопряжены с ЕС. Однако пока эти силы не консолидированы и легко разбиваемы устоявшимися полюсами сил - "националами" и "мечтателями". Звиадистов, например, по словам Хабурдзания, можно разделить на три группы: «одна примкнула в свое время к "Национальному движению", другая группа-отшельник и ни к кому не присоединяется, но есть и те, кто примкнул к "Грузинской мечте"».
Но при этом сам Хабурдзания является почетным председателем коалиции «Евразийский выбор - Грузия», лидер которой - Арчил Чкоидзе - вызывает негативные оценки со стороны некоторых звиадистов и не только.
В общем, налицо внутренняя конкуренция сторонников альтернативы ЕС для Грузии. И пока в стране нет сильной политической силы, способной скоординировать разрозненные организации. Да и сама Россия этим не занимается.
Кто виноват, что делать?
Негативные последствия от сближения с ЕС Грузия рано или поздно ощутит. После ожесточенных споров, освещаемых СМИ, между премьер-министром Грузии и президентом, соглашение все же подписал молодой и амбициозный Гарибашвили. Однако спрос за возможный провал едва ли будет с него одного. Валерий Хабурдзания считает, что отвечать будет политическая система, которая, кстати сказать, сформирована сейчас в Грузии не самым лучшим образом, и решение подписать соглашение с ЕС выступило практически лакмусовой бумажкой.
Так, например, Пирвели отметил, что в Грузии очень слабые министры, многие из которых совершенно некомпетентны. «Наверное, самый слабый у нас министр финансов, который делает оптимистические прогнозы, а страна находится в ужасном состоянии. К сожалению, в правительстве больше занимаются только пиаром. Если взять даже прошедшие муниципальные выборы, можно заключить, что это был полный крах коалиции «Грузинская мечта».
Несобранность политической системы Грузии отражена и в контексте ситуации вокруг Абхазии и Южной Осетии. Образно эту ситуацию описал Пирвели так: «У нас 4 министерства иностранных дел. Одно министерство, я называю его «министерством извинений», работает по направлению Абхазии и Южной осетии, но ничем не занимается. Второе у нас министерство по Евроинтеграции, которое я назвал «министерством декларирования». Мол, «мы обязательно войдем в НАТО» и больше никакой функции у него нет. И третье - это министерство иностранных дел по отношениям с Россией, которое работает в формате «мы договорились». И четвертое, занимающееся вопросом пересечения границы с Южной Осетией, постоянно распространяя ноты протеста».
Пока получается, что нестабильная политически Грузия уверенно вступила на европейский порог, рискуя многими элементами своей стабильности. И вполне возможно, что первая реакция ликования закономерно сменится поступательными вопросами от населения, ответить на которые нынешние власти едва ли смогут. Инверсия майдана - тоже возможный вариант для региональных процессов.
Источник:kavpolit.com

Россельхознадзор приступает к инспекции грузинских продуктов
Экономика
Как Грузия готовится к ассоциации с Евросоюзом
Политика
Грузия заручилась поддержкой США, обсудив ситуацию в Абхазии
Политика
Грузия анонсировала подписание договора об ассоциации с ЕС
Политика
МИД Грузии пожаловался на "вторжение" российских самолетов
Политика
Грузия и дальше намерена сближаться с Европой
Политика
ЕС предложил Грузии участие в военной операции в Африке
Политика
Почти 50% поставок грузинских вин приходится на Россию
Экономика
США выделят Грузии более $62 миллионов
Политика
ЕС вынуждает Грузию признать однополые браки
Общество
Цхинвал не намерен возвращать Южную Осетию в состав Грузии
Политика
Грузия готовится к провокациям со стороны России
Политика
Грузия настаивает на подписании соглашения о невозобновлении огня
Политика
Лавров: Россия не готова отменить визы для Грузии
Политика
Саакашвили работает в США над реформами Грузии
Политика
В Грузии застряли крупные партии мандаринов для РФ и Украины
Экономика
Онищенко о военной биолаборатории США в Грузии
Общество
"Грузии больше нужна Россия, чем России Грузия"
Политика
Грузия оставляет лазейку для применения силы против Абхазии
Политика
Из Грузии поступило уже 2 млн литров вина - Онищенко
Экономика