Карабах: кому выгодна разморозка конфликта?

Полномасштабные бои начались сразу же после распада СССР в декабре 1991 и проходили на фоне вывода частей Советской армии в Россию. Сегодня можно уверенно сказать, что имей противники больше тяжелого вооружения, жертв было бы многократно больше. А в 2014 такого оружия вдоволь у обеих сторон. Достаточно привести такой пример - у Азербайджана в 1992 году имелся единственный штурмовик Су-25, целых три месяца утюживший армянские позиции, сбивающий вертолеты врага и в итоге уничтоженный карабахскими зенитчиками. Каждая единица бронетехники, каждая винтокрылая машина и даже крупнокалиберный пулемет ценились дорого, обслуживались тяжко, а терялись легко. По количеству оружия, боеприпасов и численности вооруженных формирований Азербайджан имел большое преимущество (например, по танкам, БТР и БМП оно достигало 440 против 90). Однако мобилизационный и организационный потенциал Армении оказался выше. Сказались финансовая поддержка зарубежной армянской диаспоры и фактор войны на хорошо знакомой и сильно пересеченной местности. На боеспособность азербайджанских войск крайне скверно повлиял внутриполитический конфликт со сменой власти в стране и популистские, авантюрные, бездарные методы командования армией при первом президенте Эльчибее.
Из обеих закавказских стран были изгнаны многие тысячи жителей, неугодных властям и местному населению по национальному признаку. Часто подобные изгнания сопровождались настоящей резней, ожесточение перехлестывало все разумные границы (уничтожение средневековых кладбищ «врагов» в далеких от войны регионах и т.п.). Цивилизованный мир смотрел на гуманитарную катастрофу в Закавказье с большой выдержкой и терпением, проявляя озабоченность ее ограничением в пределах бывшего Союза…
Весной 1994 года острая фаза войны завершилась фактически безоговорочной победой НКР и Армении. Перемирие заключили сразу после тяжелого поражения войск Баку на Тер-Терском фронте (сотни убитых, десятки сожженных и захваченных противником бронемашин). В результате бишкекских соглашений Карабах не только отстоял свою полную независимость от Азербайджана. Путем присоединения сопредельных районов бывшей метрополии была установлена надежная сухопутная связь с собственно Арменией. Было обеспечено развитие Карабаха и Армении как единого государства. Действующий президент С. Саргсян руководил обороной Карабаха в 1989-1993, а ныне руководит всей Арменией. Установился современный статус-кво без международно-правового закрепления - оформить отторжение 13 % своей территории Баку не согласен в 2014 точно так же, как и в 1994. Война между закавказскими государствами «заморозилась», перемежаясь периодическими обстрелами, вылазками разведывательных и диверсионных групп, попытками нормализовать отношения - и срывом любого диалога под тяжестью накопленного ожесточения и обид…
Среди всех многочисленных конфликтов на постсоветском пространстве и вообще в XX веке узел карабахских проблем имеет уникальные (и весьма опасные) особенности:
- Война шла между двумя государствами, одно из которых вполне открыто поддерживало сепаратистов/повстанцев, а второе стремилось как приструнить восставшую провинцию, так и одолеть враждебную страну.
- Налицо острейшее противоречие между двумя краеугольными принципами ООН - между государственным суверенитетом над собственной территорией и правом нации на самоопределение. Что позволяет обоим участникам трактовать международное право в собственную пользу.
- Большое количество мирных жертв и жестокое противостояние по очевидным этническим и религиозным маркерам «свой/чужой» облегчает пропаганду реванша и культивацию ненависти, особенно среди маргинальных слоев населения.
- Хорошие перспективы втянуть в «размороженную» войну крупные региональные державы, причем в качестве целого клубка конфликтующих сторон. Иран традиционно симпатизирует Баку (этнических азербайджанцев в стране аятолл проживает в два раза больше, чем в самом Азербайджане). Российская Федерация связана с Арменией союзническими обязательствами в рамках договора ОДКБ. Вплоть до обязательств вооруженными методами защищать союзника от внешней агрессии. В непосредственной близости от зоны возможных боев находится Турция (член НАТО, с пятой статьей о помощи союзникам в уставе блока) и Грузия (мечтающая о вступлении в НАТО).
За прошедшие 20 лет баланс сил в Закавказье существенно изменился. Используя благоприятную конъюнктуру на мировых топливных рынках, проведя существенные реформы в целях привлечения иностранных инвестиций и решительно загнав оппозицию в подполье, Азербайджан стал государством с мощным промышленно-оборонным потенциалом, со значительными финансовыми возможностями для войны на изнурение противника. Армения же, напротив - только усугубила отставание от своего соперника по всем макроэкономическим и демографическим показателям.
Численность армянского населения продолжает сокращаться (в основном из-за эмиграции) и едва превышает 3 млн. человек. Азербайджан за мирное время приумножил число сограждан на те же 3 миллиона человек, в нем насчитывается уже 9.5 млн. жителей. ВВП Азербайджана в четыре раза больше, чем у Армении (100 млрд. $ против 25 млрд. $). Ассигнования Азербайджана на военные нужды сопоставимы со всем государственным бюджетом Армении. Кроме того, выросло новое поколение на мифах официальной пропаганды. Поколение, для которого война - сосредоточение отважных героев с безупречными помыслами, а не скрюченные от мороза трупы, не бизнес генералов на крови, не каша из человеческих ошметков внутри подбитого БТР-а…Стоит ли удивляться желанию Баку пересмотреть итоги неудачной войны, при наличии такого разнопланового потенциала?
Правда, на одном военно-промышленно-идеологическом потенциале войны не выигрываются. Даже начать их из соображений «Я сильнее, ясно вам!» не так-то просто. Силу ломит сила - в том числе не прямая военная, но и экономическая, и дипломатическая, сила внешнеполитических союзов, сила мирового общественного мнения. Пусть Карабах не признан международным сообществом как часть Армении - но де-факто он стал таковым именно на протяжении последних 20 условно-мирных лет. Как сложится баланс сил в условиях очевидной эскалации карабахского конфликта? В самом оптимистичном варианте - как консервация существующего положения и перекладывание тяжести болезненных решений на следующие поколения армян и азербайджанцев. На элиты, непосредственно не принимавшие участия в истреблении друг друга. Если возобновлять бои с палестино-израильским постоянством, мира в Карабахе не наступит никогда.
В конце июля - начале августа на линии соприкосновения армянских и азербайджанских военнослужащих произошли очередные боевые инциденты. Их число измеряется в сотнях обстрелах позиций. Было убито более 10 солдат - то ли предательски из засады, то ли при попытке прорваться через границу. Официальный Баку сразу признал свои потери. И сразу же начались артиллерийские обстрелы НКР, на что моментально последовал ответ из аналогичных калибров. К счастью, с момента взаимных артналетов прошла уже неделя, а ситуация к худшему не изменилась. К проходящей на данный момент в Сочи встрече глав закавказских государств война не началась.
Международная опасность возобновления масштабного конфликта между Арменией и Азербайджаном заключается в необходимости реагировать на него - не только России в рамках ОДКБ, но и НАТО в режиме «Восточного партнерства», и США в плане демократической миссии спасения мира от тяжести самостоятельных решений. Военная поддержка Россией армянской стороны потребует открытого участия в конфликте - не только материальными поставками и разведкой, но и (возможно) авиацией и советниками. Потребует вовлечения в горячий конфликт той же Грузии - иначе попросту невозможно обеспечить безопасность и снабжение военной базы РФ в Гюмри всем необходимым. Можно заранее представить истерику Тбилиси по такому поводу…
Международная опасность возобновления масштабного конфликта между Арменией и Азербайджаном заключается в необходимости реагировать на него - не только России в рамках ОДКБ, но и НАТО в режиме «Восточного партнерства», и США в плане демократической миссии спасения мира от тяжести самостоятельных решений. Военная поддержка Россией армянской стороны потребует открытого участия в конфликте - не только материальными поставками и разведкой, но и (возможно) авиацией и советниками. Потребует вовлечения в горячий конфликт той же Грузии - иначе попросту невозможно обеспечить безопасность и снабжение военной базы РФ в Гюмри всем необходимым. Можно заранее представить истерику Тбилиси по такому поводу. Потребует отвлечения сил и средств, в том числе на борьбу с обвинениями в «имперской экспансии». Приведет к фатальному ухудшению отношений с Баку - куда большему, чем нынешние проблемы с киевской властью. Приведет к острой реакции мусульманских стран и настороженности стран христианских. Кому же из наших партнеров такой сценарий мил и желанен?
Иран после долгих лет западных санкций меньше всех заинтересован в настоящей войне у самых своих границ, с возможным вовлечением своих же сограждан в боевые операции. Тегеран едва-едва начал осваиваться на слегка приоткрывшихся международных рынках. На него ощутимо давят подозрения в наличии ядерных планов, разморожена лишь часть из арестованных на Западе счетов и программ сотрудничества. Кому же выгодно прихлопнуть окна возможностей для Ирана со стальной неизбежностью, придавив непокорных новым санкционным гнетом?
Европа рассматривает Азербайджан как важнейшую альтернативу России в плане энергетических поставок, как отдаленную возможность снизить свою зависимость от экспорта нефти и газа из РФ. Сотрудничать с воюющей во имя территории страной, заведомо превосходящей противника в наступательном потенциале, с явным имиджем наступающего на карабахские села агрессора, в условиях давления влиятельного армянского лобби - для ЕС как минимум некомфортно. Разжигание Европой войны опасно для личного обеспечения теплом и светом, да и объективно осложнено коллективным руководством ЕС. Пока выработаешь и проголосуешь единую позицию, бронепоезд войны переедет на соседний полустанок…Кто же настойчиво предлагает Европе газовые поставки из сланцевых залежей по завышенным ценам? Поставки, для экономической обоснованности которых надо запалить всех конкурентов?
Остается единственный (и наиболее мощный) геополитический игрок, заинтересованный в полной дестабилизации Закавказья и кровавой мясорубке сразу у российских границ и в ближневосточном регионе. Сирия по его сценарию полыхает третий год, Украину лихорадит полгода, Ирак вспыхнул два месяца назад. Остается добавить ада и по карабахскому направлению - и обеспокоенно морализировать из-за океана. Подсчитывая чужие потери и учитывая собственную прибыль. Управляемый пожар на другом континенте с участием конкурентов хорош уже тем, что не грозит тебе искрами и пламенем. А значит, разводить бушующее пламя можно без опаски обжечься самому.
Источник:grtribune.ru

Почему война в Карабахе не поможет Армении и Азербайджану
Политика
Война не закончилась
Политика
Где еще карабахнет
Политика
Своевременный пожар
Вооруженные силы мира
Своевременный пожар. Карабахский конфликт как экзамен для Москвы
Политика
В зоне карабахского конфликта убит военнослужащий
Происшествия
Армения и Азербайджан вновь на грани войны в Карабахе. Кому это
Политика
Обострение в Карабахе: ситуация смахивает на хронику войны
Политика
Стрельба на границе Азербайджана и Армении: 8 погибших
Происшествия
Замораживание карабахского конфликта
Политика
Неизбежность статус-кво в Нагорно-Карабахском конфликт
Политика
Нереализованный потенциал сотрудничества Армении и Ирана
Политика
Все готовятся к изменению статус-кво в Карабахе
Политика
Урегулирование конфликта в Карабахе: важнейшая цель РФ
Политика
Кавказский штопор
Политика
Армения и Азербайджан объявили "олимпийское" перемирие
Политика
Карабах: джокер в рукаве
Политика
Азербайджан сможет контролировать всю территорию Армении
Политика
Азербайджан выступил против присоединения Армении к ТС
Политика
Турция требует от Армении отдать Карабах Азербайджану
Политика