Украинский олигарх о страшной правде в Донбассе

Об этом он рассказал в интервью изданию «Ркпортер».
- Вы давали прогноз: антитеррористическая операция завершится в самое ближайшее время, до конца августа. Но сейчас мы видим, что ДНР и ЛНР не только не сворачивают сопротивление, но часто идут в контратаки. АТО явно затягивается. Важна ли здесь скорость?
- Думаю, здесь важнее победить без больших разрушений и жертв. Это главная цель, которую мы преследуем. Если в результате боевых действий мы полностью разрушим наши города, некем и нечем будет опекаться. Мы не должны оставить выжженную землю. Никто не может точно спрогнозировать действие противной стороны по введению сюда техники и живой силы. Были предпосылки, что мы справимся до конца августа, если не будет большой внешней подпитки. С другой стороны, затягивать, конечно, нельзя. Мы не можем позволить себе войти с этим ворохом проблем в зиму. Иначе все станет совсем плохо.
- Есть ли какая-то альтернатива проведению АТО, некий мирный план? Можно ли решить вопрос без войны, путем переговоров и компромисса?
- Переговоры нужны всегда. Предмет переговоров - заложники, гуманитарная помощь и, конечно, деэскалация конфликта. К сожалению, мы пока не видим большого положительного эффекта от переговоров. Но это не значит, что нужно сворачивать контактные группы. Альтернативы продолжению АТО сейчас я не вижу - до полного завершения операции или принуждения противника к сложению оружия и возвращению за стол переговоров. Иной дороги нет. С другой стороны, боевики пришли сюда с одной целью - воевать. Переговоры можно вести с теми лицами, которые позиционируют себя как защитники интересов Донбасса. Вот сегодня появился лидер ДНР Захарченко, который до этого не был боевым генералом, в основном охранял объекты. Есть группа Ходаковского, который также несогласен с тем, что разрушают Донбасс. Есть другие, те, кого называют донецкой УПА. Их лидер утверждает, что он против боевиков, разрушающих Донбасс, но одновременно он против Коломойского и Яроша. Эта такая себе шахтерская дивизия, их там до тысячи человек. Находясь в тылу ДНР, они вынуждены лавировать и пока открыто не выступают против боевиков. Но есть предпосылки, что внутри самого Донбасса зреет критическая масса людей, готовых создать свое ополчение и разрушить ДНР изнутри.
- Сейчас поменялись практически все руководители и ДНР и ЛНР. Можно ли говорить о том, что к руководству непризнанными республиками пришло умеренное крыло, с которым можно говорить?
- Умеренность должна подтверждаться действием. Единственное, что изменилось, - в руководстве «республик» место российских граждан заняли представители Донбасса. У них здесь есть родственники и друзья, а значит они не должны быть заинтересованы в полном разрушении собственной земли. Надежда на патриотическо-земляческие мотивации может стать основой для диалога с этими людьми. Но пока они продолжают жить иллюзией прихода миротворческих сил из России, которые помогут, спасут, освободят.
- Как вы оцениваете масштабы разрушений в Донбассе?
- Оценить ущерб сейчас невозможно. Но очевидно, что это миллиарды долларов. В Снежном, Шахтерске идут масштабные боевые действия с применением тяжелого вооружения. Гибнет мирное население, которое думает, что их уничтожает украинская армия. В Донецке - сложнейшая ситуация. Целые районы города остаются без электричества. Цинично уничтожаются подстанции. Недавно за одну ночь было разрушено 300 подстанций. Практически все предприятия, находящиеся в зоне АТО, прекратили работу. Шахты останавливаются, и это, к сожалению, необратимый процесс. Многие шахты уже затоплены, другие не могут завозить и вывозить сырье. Из-за разрушения высоковольтных линий остановлен крупнейший в Европе Авдеевский коксохим, от сырья которого зависят три меткомбината - ММК им. Ильича, «Азовсталь» и Енакиевский метзавод.
- Как-то вы сказали, что частные собственники разрушенных активов не смогут восстановить их самостоятельно - у них просто не хватит денег. Ведь речь идет о восстановлении куска советской инфраструктуры, которую строила вся страна. Но сегодня денег нет и у государства. Если быть до конца откровенным, вам не кажется, что какие-то активы потеряны навсегда? Например, часть государственных шахт, которые и без того планировалось закрывать и консервировать.
- Возможен и такой подход. Восстанавливать такие шахты действительно будет нецелесообразно. Но останется проблема создания альтернативных рабочих мест. В Донбассе альтернативных производств просто не существует. Кроме того, есть экологическая проблема, связанная с обводнением шахт. Необходимы будут средства для поддержания этих шахт. Такую проблему с кондачка не решить. Но если ее не решать, техногенной катастрофы в регионе не избежать. Те шахты, которые нерентабельны, те, на восстановление которых понадобятся огромные деньги, уже не будут восстановлены.
- Сергей Пашинский, бывший глава АП, недавно заявил следующее: в марте днепропетровская и харьковская элиты заняли позицию за единую Украину, тогда как донецкая решила вступить в торг. Что в итоге и породило ДНР и ЛНР. Есть ли в этих словах доля истины?
- Если и есть, то мизерная. К тому времени уже состоялась аннексия Крыма и началась операция по подрыву ситуации в Донецком и Луганском регионах. Мало что зависело от жесткой позиции местных элит.
- Но Ринат Ахметов, который после бегства Януковича остался фактически единоличным моральным и бизнес-лидером в регионе, очень долго не занимал никакой позиции.
- Это неправда. Во-первых, ни разу в его выступления не звучала поддержка ДНР или ЛНР. Риторика была проукраинская. Может быть, она была запоздалая, с этим я могу согласиться. Но ни сам Ахметов, ни Партия регионов на своем съезде не дали повода горсоветам признавать власть непризнанных республик на своей территории. А ведь это могло дать необходимые основания для оказания поддержки этим территориям извне, как это случилось в Крыму. Даже Неля Штепа, хотя к ней есть много вопросов, публично выражала только проукраинскую позицию. Я не адвокат ни Партии регионов, ни местным элитам. Но знаю, что многих партийцев и бизнесменов парализовал страх - угрожали их семьям. В Донецкой области работали специалисты по дестабилизации ситуации, и никакая жесткая позиция местных элит не помешала бы им работать.
- Я задам еще один вопрос касательно Ахметова. Ни один его актив в Донецке не был тронут. Хотя, к примеру, офис ИСД боевики не пожалели. Что это было - негласный компромисс?
- Думаю, сработал былой авторитет. Плюс опасения, что будут проблемы с организаторами дестабилизации в Донбассе. В тот период было по-другому, боевики балансировали, пытались понять, как будет развиваться ситуация. Не думали, что все закончится масштабными боевыми действиями. Тогда в рядах ДНР не было чужаков, все были выходцами из Донбасса, никто не собирался разрушать регион. Были надежды на большую вовлеченность местного населения, создание критической массы несогласных. Поэтому жесткий наезд на местный бизнес мог дискредитировать боевиков в глазах местных жителей.
Источник:vesti.lv

Выход из тупика
Политика
Украина несёт убытки из-за простоя шахт в зоне АТО
Политика
Дефицит угля грозит оставить Украину без электричества
Экономика
"В Донецке все шахты стоят"
Общество
Большинство шахт Донбасса приостановили работу
Политика
Нет газа и нет угля: карательная операция на Донбассе уничтожает
Политика
Что стоит за предложением США давать финансы для Донбасса?
Политика
Бомбите, мы заплатим
Политика
Ринат Ахметов: Донецк бомбить нельзя
Политика
Мнения экспертов: что ждет Донбасс после АТО
Политика
У Ахметова отбирают собственность на Донбассе
Экономика
Антиолигархический фронт Донбасса
Политика
Чтобы добиться мира, России нужно признание народных республик —
Политика
Порошенко: переговоры с представителями ЮВ не увенчались успехом
Политика
Александр Бородай: мы выстоим при поддержке русского народа
Политика
Горняки Донбасса просят Киев не останавливать АТО
Общество
"В Донбасс пришло Средневековье"
Общество
Партия "Новороссия" - "засадный полк" против олигархов
Общество
Тысячи людей приняли участие в акции "Голос Донбасса"
Политика
Что сегодня происходит в Донецке
Общество