НАТОцентричная безопасность

Альянс в последнее время сталкивается с растущими угрозами безопасности в значимых регионах мира, которые требуют активных действий по предотвращению возникающих ситуаций дестабилизации, и при этом заставляют членов организации консолидироваться и выработать общие принципы взаимодействия. Прошедший саммит в этом смысле, действительно, имел существенное значение, однако не своим новаторским характером, а легитимацией уже заявленного и осуществляемого курса на формирование натоцентричной системы безопасности в Европе. Основными компонентами такой системы станут повышение обороноспособности альянса, создание сил быстрого реагирования и строительство новой инфраструктуры для базирования военных частей НАТО, усиление сотрудничества с потенциальными кандидатами на вступление в организацию, поддержание порядка и управляемости в нестабильных регионах, создающих потенциальную угрозу миру и стабильности в Евроатлантическом регионе. От стратегической позиции НАТО в текущих региональных конфликтах будет зависеть будущее международной системы безопасности - институционализация доминирующей роли альянса в мире или же формирование плюралистического комплекса безопасности?
В сегодняшней саморефлексии Североатлантического альянса существенную роль играет внешнеполитическая позиция России. В частности, в украинском конфликте, действия России в котором не стали неким экстремумом внешнеполитической линии Москвы, но являются частным проявлением стратегии России на активное участие в мировой политике, отстаивание своих национальных интересов и защиту геополитического пространства вокруг себя, которое с успехом стала осваивать евроатлантическая дипломатия. Россия сегодня находится в довольно затруднительном положении на мировой арене, подвергаясь тотальной дискредитации и обвинительной риторике со стороны европейских коллег. В свою очередь, Москва, все больше втягиваясь в локальный конфликт на постсоветском пространстве, теряет свой международный авторитет и способность к выдвижению инициатив глобального уровня.
Такой инициативой мог бы стать мирный план урегулирования ситуации на Украине президента России В. Путина. План состоит из семи пунктов. В качестве первой меры президент РФ назвал «прекращение активных наступательных операций» ополчения на донецком и луганском направлениях. Вторая мера - отвод подразделений силовых структур Украины. План также предусматривает создание механизма контроля за соблюдением режима прекращения огня, создание гуманитарных коридоров и восстановление инфраструктуры на востоке Украины. При успешной реализации заявленных положений Россия могла бы трансформировать свою роль в украинском конфликте.
Однако в НАТО уже поспешили заявить, что «Во-первых, по поводу так называемого мирного плана. Позвольте мне подчеркнуть, что мы приветствуем все попытки найти мирное решение конфликта на Украине. Сказав это, я также должен сказать, что на самом деле имеет значение то, что происходит на месте. К сожалению, мы до сих пор видим, что Россия продолжает дестабилизировать ситуацию на востоке Украины».«Мы продолжаем призывать Россию отвести свои войска от границ Украины, остановить поток оружия и бойцов на Украину, прекратить поддержку вооруженных боевиков на Украине и принять участие в конструктивном политическом процессе», - заявил Расмуссен. Генеральный секретарь прямо дал понять, что «на востоке Россия атаковала Украину», и теперь задача альянса состоит в том, чтобы как можно скорее выстроить надежную систему защиты и безопасности в регионе.
Одним из элементов данной системы станут силы быстрого реагирования НАТО. Подразделения Сил быстрого реагирования НАТО для обороны восточноевропейских членов альянса будут насчитывать несколько тысяч военнослужащих, готовых к быстрому развертыванию, заявил Расмуссен на пресс-конференции. Стоит напомнить, что еще весной 2014 года руководство альянса предложило повысить эффективность Сил реагирования в контексте украинского кризиса. Так, было решено создать группу высокой боеготовности в рамках Сил реагирования, которые будут нести службу в местах постоянной дислокации и станут еще более мобильными. Предполагается также создать в Восточной Европе инфраструктуру для присутствия таких подразделений. На этот раз саммит НАТО подтвердил «готовность обеспечить коллективную оборону всех союзников от Западного побережья США до восточных границ альянса».
В этом контексте единственным позитивным моментом является то, что между Россией и НАТО все еще остаются дипломатические каналы взаимодействия. На саммите участники заверили, что «стремятся к сотрудничеству с Россией и развитию с ней конструктивных отношений». Взаимодействие с Москвой, как указывается в итоговом документе, предусматривает укрепление «взаимного доверия, открытости и роста взаимопонимания по нестратегическим ядерным силам в Европе, что должно основываться на общих интересах безопасности в Европе». «Мы сожалеем, что в настоящее время нет условий для развития таких отношений, - отмечается в декларации. - В результате остается в силе решение НАТО о приостановке всего гражданского и военного сотрудничества между альянсом и Россией». В то же время политические каналы продолжают оставаться открытыми. Действующими на сегодняшний день остаются Основополагающий акт Россия-НАТО 1997 г. и Совет Россия-НАТО.
Участники также заявили о продолжении санкционной политики и усилении давления на Россию. В декларации по результатам саммита также сообщается, что НАТО займется изучением новых «гибридных методов ведения войны», которые, как полагают чиновники альянса, Россия применила на Украине. «Мы должны обеспечить эффективный ответ НАТО на специфические вызовы, представленные угрозами гибридных методов ведения войны, когда используется широкий набор военных и диверсионных операций с использованием военных, полувоенных и гражданских структур в глубоко интегрированной манере», - подчеркивается в заявлении. Суть этого термина ИТАР-ТАСС следующим образом разъяснил глава центра реагирования на кризисы в штабе объединенных вооруженных сил НАТО в Европе бригадный генерал Нико Так: «Речь идет об использовании классических вооруженных сил, диверсионных групп, незаконных вооруженных формирований параллельно с организацией гражданских протестов под воздействием информационно-пропагандистских средств, дополняемых хакерскими атаками на информационные системы противника. Все эти средства используются концентрированно с целью достижения четко определенных политических целей».
Трансатлантические союзники безоговорочно признают Россию виновной в событиях, происходящих на юго-востоке Украины, или же хотят так считать. В любом случае появление некой мифической «угрозы с востока» становится скрепляющим фактором дальнейшего развития альянса и формирования концептуальных рамок существования военно-политической организации в мировой системе безопасности. Конструирование смыслового модуса о «российской агрессии» и империалистической экспансии стимулирует страны постсоветского пространства стремительней двигаться в лоно евроатлантического сообщества. На прошедшем саммите Расмуссен приветствовал активное партнерство Украины и НАТО и пообещал, что «в будущем оно станет еще более тесным». Он отметил, что НАТО «поддержит военные реформы на Украине и поможет ей построить сильную армию». После заседания Комиссии НАТО - Украина на высшем уровне Расмуссен объявил, что Украина получит через альянс помощь в размере примерно 15 млн евро. «Мы окажем Украине помощь примерно в 15 млн евро через НАТО, а в дополнение к этому мы услышали ряд заявлений о двусторонней помощи - в финансовом и иных планах», - сообщил Расмуссен.
Другому кандидату на вступление в альянс повезло чуть в меньшей степени. Грузия, которая стремится к членству в альянсе, вновь осталась без плана действий по членству, получить который она пытается в течение всех последних лет. Страны НАТО согласовали пакет мер, направленных на содействие вступлению Грузии в альянс, заявил генеральный секретарь организации Андерс Фог Расмуссен по итогам заседания Североатлантического совета. Генсек подчеркнул, что «двери НАТО остаются открытыми и никакая третья страна не имеет права вето на расширение НАТО». Всем желающим вступить в альянс он пообещал поддержку. «На сегодняшней встрече мы согласовали большой пакет мер по поддержке Грузии. Весомый пакет предложений, который поможет Грузии стать ближе к членству в НАТО», - сказал Расмуссен. На пресс-конференции в преддверии саммита генеральный секретарь НАТО, говоря о пакете, который будет предоставлен Грузии, отметил, что речь идет о создании центра по проведению военных учений в Грузии и вопрос расширения офиса связи НАТО в Тбилиси, что предполагает отправку в страну военных экспертов НАТО. В этом отношении Грузия может считать результаты саммита вполне удовлетворительным, однако многие в Грузии весьма разочарованы тем, что страна вновь осталась без плана действий.
Вполне очевидно, что НАТО не спешит принимать новых членов в альянс, осознавая степень ответственности и нагрузки, которую может испытать организация. План действий по членству, а также двусторонние соглашения уже накрепко привязывают страны к евроатлантического сообществу и способствуют достижению ключевых целей альянса. К примеру, даже не будучи членом НАТО, грузинские военнослужащие направляются в горячие точки мира под эгидой альянса. Напомним, что в Афганистане служат почти 1,7 тыс. грузинских военных. По их численности Грузия лидирует среди стран, не являющихся членами альянса. Также по результатам саммита НАТО, министр обороны Грузии Ираклий Аласания заявил, что грузинские военные станут частью сил быстрого реагирования НАТО. По словам Ираклия Аласании, финансировать участие грузинских военных в силах быстрого реагирования будут США. Планируется, что в Грузии будет сформирована одна рота примерно из 150 военнослужащих, которые в случае необходимости будут участвовать в спецоперациях НАТО. Таким образом, натовскому руководству совершенно необязательно принимать нового члена в организацию и брать на себя дополнительную ответственность, куда более прагматично - продолжать курс на затягивания вступления нового государства в альянс.
В продолжение темы Афганистана также стоит заметить, что НАТО рассчитывает до конца года подписать соглашения о дальнейшем пребывании сил альянса в этой стране. «Нет смысла скрывать, что время имеет решающее значение. Мы скоро узнаем, будут ли подписаны необходимые соглашения правительством Афганистана, поскольку это является обязательным условием для нашего дальнейшего присутствия в этой стране после 2014 года», - отмечает генсек альянса.По его словам, этот процесс также включает достижение договоренностей между США и Афганистаном. Пока же натовское руководство констатирует, что оба кандидата в президенты Афганистана готовы подписать такое соглашение вскоре после вступления в должность главы государства.
Отметим, что новая миссия альянса в Исламской республике сможет начаться в январе 2015 года, если будет подписано соглашение о безопасности. Однако уже сейчас стороны договорились, что до 5, 1 миллиарда долларов страны НАТО увеличат финансирование афганских правоохранительных органов после 2014 года. Первоначально планировалось ежегодно выделять на содержание силовых структур Афганистана 4,1 миллиарда долларов. Президент США Барак Обама предложил увеличить финансирование на миллиард в связи с тем, что численность армии и полиции выросла с 238 тысяч до 352 тысяч человек. На саммите страны-участницы НАТО подтвердили готовность оказывать финансовую поддержку АНА и АНСБ как минимум до 2017 года, сообщается на информационно-аналитическом портале НАТО.
Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен отметил при этом, что «за финансовой поддержкой должен осуществляться контроль, а расходование средств должно быть прозрачным». На данный момент также известно, что в случае правового оформления дальнейшего сотрудничества Афганистана и НАТО, оно будет осуществлять по трем направлениям: организация тренировочной миссии «Решительная поддержка», содействие долгосрочному укреплению Афганской национальной армии и развитие долгосрочного политического и практического сотрудничество с Афганистаном. «Это триединое взаимодействие направлено на укрепление успехов, достигнутых на протяжении тринадцати лет, в течение миссии ISAF», - сказал Расмуссен.
Для Североатлантического альянса в стратегическом и имиджевом отношении сейчас важно предотвратить ситуацию дестабилизации и хаоса в Афганистане, наподобие того, что происходит на наших глазах в Ираке. На саммите НАТО в Великобритании госсекретарь США Джон Керри и шеф Пентагона Чак Хейгел обратили внимание на то, что принятая в прошлом месяце Советом Безопасности ООН резолюция требует от всех государств «принятия решительных мер с целью остановки перемещения иностранных боевиков, противодействия финансированию «Исламского государства» (ИГ)». «Мы сегодня согласились с тем, что для достижения этих целей особенно активно должны работать союзники по НАТО», - отметили Керри и Хейгел. Участниками мероприятия было решено создать «многонациональную рабочую группу по обмену информацией относительно притока иностранных боевиков в Сирию и оттуда в Ирак». В целом альянс полагает, что «боевики представляют собой острую угрозу» союзникам по НАТО.
Усиливающаяся и разрастающаяся угроза экстремистской группировки ИГ бросает серьезный вызов безопасности членов альянса. Ситуация на Ближнем Востоке становится критически важным направлением деятельности альянса по поддержанию мира и стабильности в регионе. Работа Североатлантического альянса на этом направлении может также стать проверкой на сплоченность, эффективность и дееспособность организации в плане обеспечения международной безопасности.
В программный документах НАТО заявлено, что «трансформация - это неотъемлемое свойство организации», которое необходимо для адаптации к новым вызовам и угрозам в мире. Сегодня, как представляется, начинает обретать реальные контуры эволюционная стратегия развития альянса с момента окончания «холодной войны». Исчезновение главного противника в лице СССР заставило НАТО сосредоточиться на борьбе с угрозами терроризма и оружия массового уничтожения. Постепенно необходимость существования военно-политической организации стала ставиться под сомнение самими участниками альянса. Сейчас же Североатлантический альянс инерционно стремится воссоздать ситуацию борьбы и противостояния, которая обеспечит обоснованность и легитимный порядок деятельности организации. НАТО находится на пути создания своей новой идентичности, основные элементы которой уже становятся вполне очевидными.
Источник:casfactor.com

Расмуссен: Основополагающий акт Россия-НАТО остаётся в силе
Новороссия
Генсек НАТО исключил военную помощь Украине на уровне альянса
Политика
В НАТО не исключают создание военной базы в Грузии
Политика
Североатлантический альянс сохранит приверженность акту РФ-НАТО
Политика
НАТО: если мы в двух шагах позади русских, то украинцы - в 16
Политика
Генсек НАТО: мы примем план действий по укреплению безопасности
Политика
НАТО: у нас нет необходимости создавать определённый образ РФ
Политика
Расмуссен: политики НАТО по сдерживанию России не существует
Политика
Расмуссен: НАТО ускорит расширение на восток
Сирия / Политика
Расмуссен: в отношениях между Россией и НАТО нет доверия
Политика
Расмуссен: Россия считает НАТО противником
Политика
Расмуссен: на границе РФ и Украины остаются десятки тысяч военных
Политика
Расмуссен: Украина может просить военной помощи у НАТО
Политика
НАТО оставляет двери открытыми для членства Украины
Политика
НАТО будет наращивать присутствие в Восточной Европе
Политика
НАТО опровергло усиление присутствия в Восточной Европе
Политика
МИД Польши: темы "Украина в НАТО" просто нет
Политика
НАТО готово направить на Украину военных инструкторов
Политика
Расмуссен: будущее Украины с ЕС и НАТО
Политика
Расмуссен: Украина станет членом НАТО
Политика