ЕАЭС: игра по правилам Азербайджана

Самой очевидной особенностью прошедшего в Минске саммита СНГ было то, что от Содружества образца двадцатичетырехлетней давности практически не осталось и следа.
Интеграционные и дезинтеграционные процессы последних десятилетий на постсоветском пространстве привели к тому, что одна страна - Грузия - покинула организацию пять лет назад, другая - Украина - находится буквально в шаге от этого, а Молдавия все больше повязывается с интеграционными проектами Европы, чем с аналогичными по направленности проектами бывших соседей по советской «квартире».
В то же время на другом полюсе СНГ с большими трудностями, но по гибкому графику идут процессы интеграционного характера, ядро которых составляют три страны - Россия, Казахстан и Беларусь. Все остальные страны тяготеют либо к одной, либо к другой группе.
Золотая середина для Баку
Азербайджан принадлежит к тем государствам, которые предпочитают выбирать золотую середину, нежели искать возможности в новых альянсах и политико-экономических группировках.
По видимому, именно по этой причине СНГ продолжает оставаться для Азербайджана важной площадкой тесного взаимодействия сразу со всеми основными республиками бывшего СССР. Но и тут Баку отдает приоритет двустороннему сотрудничеству, которое позволяет оптимизировать взаимодействие в соответствии со складывающимися реалиями и потребностями как политической, так и торгово-экономической конъюнктуры.
Этим и объясняется отношение Азербайджана к участию в различных интеграционных проектах.
ЕС глазами Азербайджана
Так, приглашение Брюсселя к участию в ассоциации с ЕС было встречено в Баку с нескрываемым скепсисом. В отличие от Украины, Грузии и Молдавии, азербайджанская экономика не зависит от внешних заимствований, а основные экспортные товары страны - нефть и газ - поступают на европейский рынок согласно общей практике, применяемой в торговле энергоносителями.
К тому же Азербайджан - пока не член ВТО, и осуществлять полноценное сотрудничество с ЕС в рамках ассоциативного соглашения у него все равно не получится. Более того, для ряда стран юго-восточной Европы Баку становится важным источником внешних заимствований, и вполне естественно, что Азербайджан вряд ли захочет довольствоваться ролью рядового партнера ЕС.
Впрочем, на предложение азербайджанской стороны расширить рамки партнерства и заключить с Евросоюзом отдельный, более обширный договор Брюссель отреагировал с крайней неохотой и утратил прежнюю настойчивость.
ЕАЭС: есть ли точки соприкосновения для Азербайджана?
Несколько иначе Азербайджан смотрит на евразийскую интеграцию. Сформировав мощный национальный энергетический комплекс и обеспечив свою энергобезопасность, он стал играть роль катализатора в значительных региональных экономических проектах, которые сами по себе в перспективе сулят стране немалые прибыли.
Осуществив значительные вложения в инфраструктуру, страна сумела добиться, чтобы ее все чаще рассматривали в качестве узлового элемента развития транспортных коммуникаций в регионе.
Именно транспортные и энергетические проекты определяют вектор развития кооперационных связей Азербайджана. Именно на этом зиждется азербайджано-грузино-турецкое партнерство, которое успешно развивается не первый год и приносит ощутимые результаты.
Что касается связей с другими странами региона, они реализуются преимущественно на двусторонней основе и с позиции азербайджанской экономики, нынешнего этапа ее развития. Потребности войти в более громоздкие схемы взаимодействия Баку не испытывает.
Когда Азербайджану предлагают участвовать в Евразийском экономическом союзе, он парирует справедливым вопросом: а на какие ощутимые дивиденды от этого участия ему можно рассчитывать?
Сегодня Баку, чьи валютные резервы в восемь раз превышают государственный долг, едва ли испугают абстрактные риски и тем более их последствия, которые кажутся скорее гипотетическими.
В 90-х годах политическое руководство Азербайджана предлагало России возродить прежние кооперационные связи в ряде отраслей промышленности и сельского хозяйства, но тогдашние власти РФ отнеслись к этим предложениям весьма прохладно.
Более того, из-за чеченской войны был серьезно ужесточен пограничный режим между двумя странами, что практически на корню срубило появившиеся надежды в этом направлении. Впоследствии Азербайджан был вынужден свернуть нерентабельные производства в целом ряде отраслей, а остальные переориентировать на рынки других стран.
Когда же в конце 2000-х Россия вновь обратилась к теме возрождения кооперации, оказалось, что кооперироваться уже и не в чем.
ЕАЭС и Нагорный Карабах
Предложенная Азербайджану форма интеграции предусматривает создание общих механизмов кооперирования и трансграничного сотрудничества. Но его вступление в одно интеграционное поле с Арменией, которую он рассматривает как угрозу своей национальной безопасности, исключается вовсе.
Кстати, тот факт, что соглашение о вступлении Армении в ЕАЭС (с условием выполнить требования о внешних границах Союза) было подписано на саммите СНГ фактически на основе обращения президента Азербайджана Ильхама Алиева к главам государств ЕАЭС, говорит о правомочности такой постановки вопроса.
Нагорный Карабах и районы вокруг него юридически считаются азербайджанской территорией. И для Азербайджана вопрос восстановления своего суверенитета является задачей первостепенной важности.
Сложившаяся ситуация еще раз показала, что полноценная интеграция между странами региона возможна лишь после урегулирования политических конфликтов.
В случае с Нагорным Карабахом Азербайджан будет пристально следить за тем, чтобы на де-юре азербайджано-армянской границе были установлены не только таможенные, но и фактически пограничные пункты. По сути, если этот процесс будет тормозиться, Баку всегда имеет право обратиться к участникам ЕАЭС и потребовать выполнение Арменией своих обязательств.
К сожалению, некоторые политические силы Еревана все еще требуют проигнорировать это условие участия в ЕАЭС и протащить для этого соответствующий законопроект в парламенте. Вот почему Баку все время приходится быть начеку.
При установлении пограничного режима Азербайджан будет не просто препятствовать развитию полноценного товарообмена между Арменией и Нагорным Карабахом, но и усилит свое влияние на переговорный процесс по карабахскому урегулированию с целью изменить сложившийся статус-кво.
Интеграция не де-юре, но де-факто
Азербайджану так или иначе приходится считаться с теми процессами, которые происходят к северу и западу от его границ. Тем более что со странами ЕАЭС его связывает очень многое.
Скажем, тот же Казахстан (кстати говоря, сыгравший роль стороны, которая в силу близких отношений с Азербайджаном уделяла особое внимание его позиции по расширению ЕАЭС за счет Армении) является его партнером не только по СНГ, но и по проектам тюркского сотрудничества.
Именно на тесное взаимодействие с Астаной рассчитан проект развития железнодорожной магистрали Баку-Тбилиси-Карс, призванной связать железные дороги Казахстана и Китая с железнодорожной сетью Турции и стран европейского континента.
И перспективное взаимодействие с Казахстаном без учета его участия в ЕАЭС невозможно.
Еще в большей степени это относится к России. Она, будучи эпицентром евразийской интеграции, может сыграть роль огромного внешнего рынка для товаров азербайджанского производства, конкурентоспособность которых постоянно повышается.
Санкции, обрушившиеся на Россию, и политика ориентации на страны ближнего окружения, которые располагают значительными возможностями как для внешних инвестиций, так и с точки зрения поставщиков необходимых видов продукции, сделали Азербайджан более привлекательным партнером, чем он был каких-то пару лет назад.
Девяностые годы, когда Азербайджан остро нуждался в российском рынке, прошли. Теперь настали другие времена, когда необходимость в развитии партнерских отношений стала более взаимообусловленной и несет очевидные выгоды обеим сторонам.
Неслучайно, предлагая новые механизмы взаимодействия, стороны вышли на необходимость развития кооперационных связей в самых различных отраслях. С этой целью было ускорено принятие соглашения о поощрении и защите взаимных инвестиций между Азербайджаном и Россией.
Еще одним важным предложением является создание совместных азербайджано-российских предприятий в агропромышленной сфере. Реализация этих инициатив в полном объеме, возможно, уже в обозримом будущем изменит отношение Баку и Москвы к перспективам участия Азербайджана в общем рынке товаров и услуг, нарождающемся на пространствах бывшего СССР. А пока стороны находятся только на старте, отчетливо понимая, что дальнейший путь лежит через согласование принципиальных политических вопросов.
Источник:kavpolit.com

Карабах: на чьей стороне окажется "дьявол"
Политика
Как помирить Армению и Азербайджан
Вооруженные силы мира
Почему война в Карабахе не поможет Армении и Азербайджану
Политика
Стрельба на границе Азербайджана и Армении: 8 погибших
Происшествия
Азербайджан: в Европу через Грузию?
Политика
Москва-Баку: контуры будущего
Политика
Евразийская клоунада: продолжение следует
Политика
Паритетная политика России в Закавказье и евразийская перспектива
Вооруженные силы мира
Россия в Закавказье и евразийская перспектива Азербайджана
Политика
Путь Азербайджана в НАТО
Политика
Зачем России в Евразийском союзе Азербайджан?
Политика
Синицын: о будущем российско-азербайджанских отношений
Политика
Лавров о возможности вступления Азербайджана в ЕАЭС
Политика
Глава Минрегиона не исключает присоединения Азербайджана к ЕАЭС
Политика
В ЕАЭС - без Нагорного Карабаха
Политика
Сенсация в Астане: Армения теряет Карабах?
Политика
ЕАЭС - взгляд из Баку и Тбилиси
Экономика
Гарри Каспаров посетит Баку?
Спорт
Азербайджан сможет контролировать всю территорию Армении
Политика
Азербайджан выступил против присоединения Армении к ТС
Политика