Смогут ли коалиционные силы победить "Исламское государство"

Этимология проблемы ИГ
«Исламское государство» (бывшее «Исламское государство Ирака и Леванта», или ИГИЛ) - организация, численность которой по данным на июль 2014 года насчитывала порядка 6-7 тысяч бойцов. Ранее она являлась подразделением «Аль-Каиды» в Ираке. В 2010 году ее возглавил Ибрагим Авад Ибрагим аль-Бадри аль-Хусейни, ныне известный как Абу Бакр аль-Багдади. Дела «Аль-Каиды» в Ираке тогда шли не очень успешно, в то время как амбициозный аль-Багдади стремился к расширению зоны своего влияния и новым финансовым возможностям. В 2013 году он вопреки приказу лидера «Аль-Каиды» Аймана аз-Завахири, отводившего ключевую роль в деле свержения режима Башара Асада «Фронту Нусра», создал ИГИЛ и развернул боевые действия в Сирии.
ИГИЛ начала борьбу одновременно с войсками Башара Асада и вооруженной оппозицией, включая другие исламистские группировки. При этом глухой средневековый такфиризм организации (даже членов «Аль-Каиды», которая в феврале 2014 года официально «отреклась» от ИГИЛ, они причисляли к «кяфирам» - неверным) и соответствующие методы борьбы (показательные поедания внутренностей врагов, снятые на видео и выложенные в интернет) помогли сформировать имидж наиболее ярых и агрессивных поборников чистого ислама и привлечь поддержку богатых шейхов стран Персидского залива. Благодаря их финансированию ИГИЛ начала добиваться военных успехов в Сирии. К концу мая 2014 года под контролем организации находились значительные территории на востоке страны на границе с Ираком.
Воспользовавшись благоприятной ситуацией в Ираке, где недальновидная политика Нури аль-Малики привела к обострению конфликта между иракскими суннитами и шиитами, боевики ИГИЛ активизировались на севере страны. При поддержке лидеров местных суннитских общин и сторонников Саддама Хусейна, лишенных всяческих прав и отстраненных от какого-либо участия в политической жизни страны, им в короткие сроки удалось захватить несколько важных городов, включая Тикрит.
На стороне ИГИЛ выступили порядка 10 тысяч добровольцев, в числе которых, по некоторым данным, были иракские курды, турки и выходцы из Центральной Азии. При этом в руках боевиков оказались запасы оружия иракской армии и крупные финансовые средства, находившиеся в хранилищах местных банков. По разным данным, ИГИЛ в июне 2014 года располагала порядка 2 млрд долларов.
30 июня 2014 года представитель ИГИЛ Абу Мухаммед аль-Аднани объявил о создании Халифата во главе с аль-Багдади на территории от сирийского Алеппо до иракской провинции Дияла. При этом ИГИЛ была переименована в «Исламское государство».
Создание «Исламского государства», равно как и другие действия группировки, изначально имели в первую очередь имиджевые цели, связанные с необходимостью привлечения новых спонсоров. Даже псевдоним Аль-Багдади (Абу Бакр - имя первого праведного халифа, тестя пророка Мухаммеда, «аль-Багдади» в переводе с арабского - «багдадский») - это пиар для арабской улицы. Объявление о создании ИГ сопровождалось призывом ко всем исламистским группировкам «самораспуститься и присягнуть на верность Халифату». Таким образом, была сделана ставка на популяризацию ИГ как основной и единственно правильной организации для истинных мусульман.
Перспективы антитеррористической операции
Появление ИГ на территории двух исторических центров арабского мира - это провокация регионального масштаба, способная повлечь за собой свержение элит и перекраивание карты Ближнего Востока.
Запоздалые «решительные» шаги США, чье руководство только в сентябре приняло решение начать войну, вряд ли способны быстро исправить ситуацию. Складывается положение, в котором все заинтересованные стороны ждут, а) дальнейшего развития событий и б) еще большего участия США. Страны региона, с одной стороны, опасаются возмездия ИГ, с другой, осознают свою неспособность справиться с этой угрозой собственными силами.
На данном этапе действия основных участников коалиции неизбежно ограничатся авиаударами. При этом никто не может гарантировать успешные действия иракских войск и курдских отрядов пешмерга в борьбе с боевиками, что доказали последние события на сирийско-турецкой границе. Принимая во внимание партизанский характер действий ИГ и растущую численность группировки, стратегия авиаударов выглядит хотя и единственно оптимальной для участников коалиции, но все же крайне ущербной с точки зрения достижения поставленной цели - уничтожения «Исламского государства».
И это при том, что впервые за многие годы решение Вашингтона объявить кому-то войну не вызывает вопросов у мирового сообщества. На международной конференции в Париже 15 сентября угроза ИГ послужила объединяющим фактором для крупнейших региональных и внешних игроков. Несмотря на опасение России, что тактика американских ударов против ИГ в Сирии может распространиться на всю сирийскую территорию и плавно перетечь в военную операцию против правительственных войск, стоит отметить единство позиций относительно необходимости бороться с Исламским государством. Подобное единство само по себе является позитивным моментом, однако оно несет в себе вполне самостоятельную проблему.
Если не удастся покончить с ИГ в короткий срок, возникнет сомнение в состоятельности международных коалиций как таковых. Ситуация, при которой террористическая группировка, еще четыре месяца назад насчитывавшая около 6 тысяч членов, сможет выстоять после коллективного осуждения ее действий всеми региональными и международными игроками, выглядит абсурдом и катастрофой. Однако принципиально важным в данном случае является отсутствие необходимой воли ключевых игроков и их готовности полноценно участвовать в борьбе с ИГ.
В результате складывается ситуация, когда США, создавшие условия для нарастания шиитско-суннитского противостояния и усиления радикального ислама в регионе, не контролируют ситуацию и действуют хаотично, что в свою очередь ведет к дополнительной дестабилизации. При этом региональные игроки разобщены и нерешительны и потому не готовы взять на себя какую-либо инициативу. Ставка на страны Персидского залива не сработает по причине очевидной военной слабости этих государств, включая Саудовскую Аравию. Иракские и курдские силы безопасности также не способны в одиночку противостоять боевикам. Для «Хезболлы» принципиальным вопросом является безопасность Ливана, и у нее недостаточно сил для ведения войны на иракском и даже на сирийском треках.
Популярность ИГ на этом фоне растет. Боевики устанавливают нормы шариата на подконтрольных территориях и гарантируют неплохие условия жизни покорному населению, а также успешно используют современные средства коммуникации, в том числе рекламу в соцсетях.
В этих условиях борьба с «Исламским государством» займет не меньше года и потребует с одной стороны, большего вмешательства США и коалиционных войск, например, стран НАТО, а с другой, подключения новых игроков, в первую очередь Турции и Ирана. Однако при любом исходе борьбы с ИГ основными результатами будут дальнейшая дестабилизация ситуации в Ираке и Сирии и нарастание напряженности в Ливане.
Источник:mgimo.ru

?Журналист: Единого плана по борьбе с «Исламским государством» не
Политика
«Исламское государство» и политика Запада
Вооруженные силы мира
Для Запада ИГИЛ в Ираке - враг, в Сирии - друг
Политика
Морпехи США высадились на севере Ирака
Политика
США решили направить в Ирак дополнительную группу своих военных
Политика
Ближневосточное противостояние "Хизбаллы" и ИГИЛ
Политика
Исламские боевики захватили крупнейший христианский город
Происшествия
Курдские формирования отразили нападение ИГИЛ
Политика
Боевики запретили сирийским женщинам носить каблуки
Общество
Ситуация на Ближнем Востоке продолжает деградировать
Политика
Иракские военные освободили Тикрит от боевиков ИГИЛ
Общество
Перелом в борьбе с вооруженным исламизмом в Ираке
Политика
Группировки ИГИШ объявили о создании исламского халифата
Политика
Под контролем исламистов оказалась почти половина Ирака
Политика
Не все так просто в Ираке
Политика
Сирия: боевики ИГИЛ ушли из провинции Дейр-эз-Зор
Общество
В Ираке арестован финансист "Аль-Каиды"
Общество
Сирия: "Джебхат ан-Нусра" объявила войну ИГИЛ
Общество
Моджахеды из "Аль-Каиды" угрожают уничтожить оппозицию в Сирии
Общество
Исламское государство Ирака и Леванта угрожает террором
Общество