Будущее белорусской военной авиации – ударные беспилотники?
«Для нашей страны развитие беспилотной авиации – это будущее. Не только разведывательной, и не столько разведывательной, но и более амбициозной беспилотной авиации», – подчеркнул недавно председатель Государственного военно-промышленного комитета (ГВПК) Беларуси Сергей Гурулев.
По его словам, ныне ГВПК реализует пять приоритетных направлений создания оборонной продукции, «востребованных на фоне изменяющихся форм и способов вооруженной борьбы».
Соответствующие пункты включены в Государственную программу вооружения на 2011-2015 годы. Это: создание боевых геоинформационных систем- оснащение войск беспилотными авиационными комплексами (БАК)- системы комплексного противодействия высокоточному оружию- боевые системы сил специальных операций и сухопутных войск- системы огневого поражения.
Касаясь состояния работ по упомянутым направлениям, Гурулев обратил особое внимание на создание БАК и оснащение ими силовых ведомств. Глава ведомства подчеркнул, что в рамках госпрограммы создан и уже опробован на недавних учениях «Запад-2013» ряд образцов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В их числе «Беркут-1», «Беркут-2» и «Гриф-1».
По мнению некоторых экспертов, под более амбициозными беспилотниками скорее всего подразумеваются разведывательно-ударные беспилотные авиационные комплексы. Этот сравнительно недавно появившийся класс БАК позволяет одновременно вести разведку, поиск целей и их поражение. Входящие в состав таких комплексов БПЛА многоразового использования оснащаются высокоточным оружием.
Они рассчитаны на применение в начальном периоде вооруженного конфликта, когда система ПВО противника еще боеспособна. Эффективную роль в ее подавлении, особенно в уничтожении РЛС и пунктов управления, могут сыграть именно эти крылатые машины. По своим габаритам и тактико-техническим характеристикам они сегодня приближаются к современным тактическим боевым самолетам.
Классическим представителем таких БАК является американский разведывательно-ударный комплекс, оснащенный беспилотными летательными аппаратами типа Predator (MQ-1). Данный БПЛА, разработанный авиационным подразделением компании General Atomics, является наиболее известным и успешным беспилотником в мире. Хотя на сегодняшний день уже считается устаревшим, подлежащим постепенному снятию с вооружения.
Первые комплексы Predator в разведывательном варианте RQ-1 стали поступать на вооружение американской армии в 1995 году. Но после адаптации для применения вооружения (основным стали противотанковые ракеты AGM-114 Hellfire), в 2002 году Predator получил обозначение MQ-1, что означает принадлежность к многофункциональным БПЛА.
Беспилотный аппарат построен по нормальной аэродинамической схеме, имеет четырехцилиндровый двигатель. В конструкции применены стандартные для американской авиапромышленности узлы и агрегаты. Это позволило добиться снижения стоимости производства и довольно высокой степени надежности комплекса.
Старт и посадка аппарата — аэродромного типа, с использованием автоматики либо под управлением оператора. Для связи с наземным пунктом управления и для передачи разведывательной информации Predator использует радиосигнал, транслирующийся через спутники.
Максимальный взлетный вес аппарата — 1020 кг. Полезная нагрузка – до 360 кг. Максимальная скорость – 217 км/ч, крейсерская – 130-165 км/ч. Практический потолок – 7620 м, дальность полета 3700 км, продолжительность полета – 24 часа
БПЛА оснащен мультиспектральной системой наведения AN/AAS-52. В ее состав входят инфракрасный, телевизионные (цветной и черно-белый) каналы, лазерный дальномер и прибор лазерной подсветки цели. Также на борту имеется РЛС с синтезированной апертурой фирмы Westinghouse.
Максимальная дальность пуска последних модификаций ракет AGM-114 Hellfire с малых высот (около 900 м) составляет 8 км, а при пуске с БПЛА, находящегося на высоте около 7,5 тыс. м, версия Hellfire II способна поразить цель на расстоянии до 11 км.
БПЛА Predator использовался в разведывательных целях во время вооруженных конфликтов на Балканах, в Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке, а также применяется в боевых действиях на территориях Ирака и Афганистана.
Даже поверхностное знакомство с основными характеристиками этого аппарата, разработанного два десятилетия назад, показывает, какой степени сложности задачи предстоит решить белорусской науке и промышленности, если будет принято решение о создании ударного беспилотного авиационного комплекса.
И тем не менее, изучение вопроса показывает, что задача не относится к числу принципиально неразрешимых. Особенно если принять во внимание потенциал белорусских производителей автоматизированных систем управления различного назначения, оптики, электроники и вычислительной техники.
В этом контексте можно упомянуть систему автоматического управления (САУ-7.0), разработанную предприятием ООО «КВАНД ИС». Она предназначена для автоматического, полуавтоматического и ручного управления разными типами беспилотных подвижных объектов (самолетами, вертолетами, катерами). САУ-7.0 имеет также возможность подключаться по стандартным интерфейсам для управления практически любым видом полезной нагрузки, размещаемой на борту таких объектов.
САУ-7.0 работает в среде операционной системы Linux. Это дает целый ряд преимуществ, например, возможность контроля практически любого типа беспилотного транспортного средства, написание собственного кода пользователя, подключение любого нового оборудования и (или) полезной нагрузки.
Бортовой блок расширения используется для подключения дополнительного специального оборудования или оборудования с большим количеством сенсоров и управляющих каналов. Он может использоваться для управления самой разнообразной полезной нагрузкой. Например, размещенной на внешних подвесах.
На последних могут быть установлены: оптоэлектронные и радиолокационные станции, аппаратура трехмерного цифрового картографирования местности, средства распознавания целей, комплексы наведения управляемого оружия и само высокоточное оружие класса «воздух-земля».
Оснащение перспективных БПЛА системой САУ-7.0 делает возможным их применение для дальнего радиолокационного наблюдения, противовоздушной и противоракетной обороны, решения ударных задач.
С учетом этого основные проблемы создания белорусского ударного беспилотника смещаются в сферу производства планера и адаптации к нему двигательной установки. Что в принципе по силам белорусским авиаремонтным заводам.
Автор: Александр АлесинИсточник: http://naviny.by
Россия до конца года поставит на боевое дежурство 15 "Ярсов"
ОбществоПарламент Йемена запретил американцам использовать БПЛА
ПолитикаПоднебесная борется за господство в небе
ОбществоВ Генштабе довольны ходом перевооружения российской армии
ОбществоКитай не признается, что скопировал у России беспилотник, и проводит
Вооруженные силы мираВВС США вооружатся новым секретным беспилотником
Вооруженные силы мираПервый реактивный беспилотник-невидимка прошел успешные испытания
Вооруженные силы мираВВС США отказались от модернизации сенсоров беспилотников Global Hawk
Вооруженные силы мираВДВ в течение 2014 года получат 200 модернизированных БМД-2
Вооруженные силы мираИранские военные показали новый БПЛА
Новости мираИран представил новый ударный БПЛА
Новости мираШойгу подгоняет создателей российских ударных БПЛА
Новости мираНа новые истребители у Беларуси денег нет
Вооруженные силы мираРоссия модернизирует противолодочные ракеты 1960-х годов
ОбществоВМС США продлят испытания палубных беспилотников
Новости мираРоссия создаст ударный беспилотник на базе ПАК ФА
Вооруженные силы мираРоссийские военные поразят врага "Вороном"
ОбществоВойна в космосе как предчувствие
ПолитикаМодернизация МиГ-29 в Польше: ВПК Беларуси задумалось
Новости мира"Сухой" покажет новый боевой самолет в 2014 году
Новости мира